Казахстанский бизнес ввязался в борьбу с изменением климата

10358

Как CEO оценивают инициативы в области изменения климата и каким образом «озеленяют» собственные компании

ФОТО: Андрей Лунин

Руководители из самых разных сфер видят, что деятельность человека драматически влияет на окружающую среду. Компании стараются внедрять у себя зеленые технологии. Однако точечные изменения не могут дать должного эффекта.

Председатель правления торгово-розничной сети Magnum Cash & Carry Азамат Османов отмечает, что его компания одной из первых поддержала инициативу Министерства экологии об отказе от бесплатных пластиковых пакетов:

- Мы ввели продажу пакетов с 1 декабря 2019 и уже спустя месяц могли сказать, что их потребление кратно снизилось и стало более осознанным. Средства, вырученные от продажи пакетов, идут на благотворительность, большинство покупателей поддержало этот шаг. Это говорит о том, что общество становится более зрелым.

CEO Lamoda Мольдер Рысалиева уверена, что подход компании к инициативам в области изменения климата повышает репутацию в глазах заинтересованных сторон, в том числе сотрудников.

- И речь идет не о популяр­ной тенденции замены пластиковых пакетов на бумажные, – уточняет она. – Бумажные пакеты наносят больше вреда экологии, чем пластиковые, потому что для их производства расходуется больше воды, вырубаются деревья, в то время как пластиковые можно переработать.

Внутри компании планируется развивать стратегию «зеленого» офиса, прививать сотрудникам культуру сортировки – на следующий год намечено установить корзины для раздельного сбора мусора, сейчас собираются использованные батарейки и пластик от шариковых ручек. Собеседница отмечает, что в Алматы появляются организации, принимающие мусор на сортировку и переработку, растет число ответственных жителей. Lamoda тоже планирует принимать ношеную одежду, чтобы отдавать благотворительным организациям либо на переработку.

Глава ABR Аскар Байтасов рассказывает, что его компания уже направляет на переработку вторсырье – стекло, пластик, бумагу, используемые в ресторанах группы.

- Мы рассматривали возможность поставки пищевых отходов в приюты для животных, но пока это непросто. Необходима тщательная сортировка, и есть вопросы с доставкой, – указывает он на болевые точки.

Arbuz.kz, которым руководит Алексей Ли, тоже движется в «зеленом» направлении: компания организовала сбор пакетов, в которых курьеры привозят заказы, – пакет можно отдать при следующем заказе.

- Мы заключили договор с Kazakhstan Waste Recycling, сдаем им на переработку и утилизацию бумагу, пластик, батарейки, которые заказчики также могут отдать курьеру, – поясняет собеседник.

Производители тоже «зеленеют».

- На глобальном уровне группа GEFCO сокращает уровень выбросов СО2– утверждает глава «GEFKO Казахстан» Эмиль Ашуралиев. – Наша компания работает в автомобильной отрасли, основной бизнес – поставка комплектующих на заводы и вывоз готовой продукции, автомобилей. Ежегодно GEFCO публикует корпоративный годовой отчет по социальной ответственности, в 2019 мы достигли 2%-ного сокращения выбросов СО2. Кроме того, на уровне группы инвестируем в подвижной железнодорожный состав, так как железная дорога более экологичный вид транспорта по сравнению с другими.

- У нас очень низкие показатели выбросов СО2 на тонну продукции, мы здесь входим в 20% лучших предприятий по выпуску меди, – отмечает CEO Caravan Resources Марат Сейткулов.  Мы применяем новую технологию, которая не предусматривает использования печей, поэтому по выбросам СО2, выработке тепла находимся на хороших позициях.

Компания КАТКО ведет деятельность в Туркестанской области, крайне чувствительном регионе вверх по течению от Аральского моря.

- Как ответственная горнодобывающая компания, мы планируем продолжить усилия по снижению воздействия на окружающую среду, – подчеркивает CEO Джерард Фриес. – Кроме того, уран, который мы производим, является сырьем для ядерной энергетики и частью всего энергетического баланса, необходимого для борьбы с выбросами СО2. Наша компания не входит в список приоритетов программы «зеленых» инвестиций правительства. Тем не менее в настоящее время мы рассматриваем идеи относительно защиты степи и окружающей среды; это наша ответственность. Мы уже предпринимаем некоторые меры, такие как посадка саксаула на территории ведения нашей деятельности, очистка технической воды шахт для садоводства и мытья дорог и т. д.

В то же время общее положение с экологией вызывает у топ-менеджеров страны беспокойство.

- У нас экологическая катастрофа, – заявляет глава Raimbek Group Раимбек Баталов. – Мы видим это по ситуации в Алматы и Алматинской области, где занимаемся сельским хозяйством. Видим, что там творится: гербициды, пестициды уходят в землю, все орошается арычным способом. И из года в год ничего не меняется.

Алексея Ли также беспокоят вопросы изменения климата и экологического ущерба в Алматы, в частности качество воздуха.

- Мы с коллегами-предпринимателями хотим повлиять на ситуацию, вовлечь тех, кто готов проявить гражданскую позицию. В вопросе экологии сейчас есть четыре ключевых аспекта. Отсутствуют достоверные замеры загрязнений, нет экспертизы и понимания источников выбросов; нет институтов (НИИ), получающих финансирование. Основные загрязнители известны на протяжении многих лет: ТЭЦ, частный сектор и автотранспорт – общественный, частный и корпоративный. Для решения каждого из этих воп­росов есть препятствия различного характера. Мы хотим с учетом нашего опыта помочь решить их с помощью бизнес-подхода, используемого при запуске новых стартапов. Как говорится, «слона надо есть по кусочкам». Нам всем в этом городе жить и работать, – напоминает собеседник.

По мнению Эмиля Ашуралиева, основное загрязнение окружающей среды происходит за счет отходов промышленных предприятий и домохозяйств. Это не только СО2, а гораздо более опасные химические соединения, чему нужно уделять первоочередное внимание.

Марат Сейткулов не думает, что у Казахстана есть продуманная политика в отношении изменения климата. Он уверен, что инициативы в этой области откроют его организации широкие возможности для создания новой продукции и услуг.

- Мы не осознаем угрозы и последствий проблемы изменения климата в полной мере, пока это на уровне слов, – делится мнением глава Fluidra Kazakhstan Михаил Борисов– Но я вижу, что правительства начинают регулировать некоторые аспекты. Считаю, что не все еще к этому готовы, поскольку экологичное оборудование дороже, чем обычное, – за счет технологий. Во всем мире государства субсидируют это направление. В Европе использование новых технологий инвесторами при строительстве – это норма. Наши люди не всегда готовы за это платить. У нас в линейке есть оборудование, которое экономит воду и электричество, колоссальных усилий стоит отстоять его в проекте по причине большей стоимости, чем у стандартного.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить