Движение вверх

11308

Как казахстанский автопром восстанавливается после спада

Фото: © Depositphotos.com/bezikus

Согласно официальным данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2018 году продажи официальных автодилеров выросли по отношению к 2017 году примерно на четверть. По статистике АКАБ, официальные дилеры продали 60 928 автомобилей, в том числе 57 533 легковых авто и легкой коммерческой техники, а также 3090 грузовиков и спецтехники и 305 автобусов. Данные союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» свидетельствуют, что расходы казахстанцев на приобретение автомобилей местного производства составили 182,5 млрд тенге, что на 71% выше показателя предыдущего года.

Народные автомобили

«К концу 2018 года доля автопрома в отрасли машиностроения достигла 19,2%, прибавив 2,8% к 2017 году, когда этот показатель составил 16,4%. Это самый большой рост доли за все время», – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева. Доля первичной регистрации в общем количестве регистраций выросла до 7,1  c 6,8% на начало года: 84 352 транспортных средства, на 19% больше, чем в 2017 году. Тем не менее автопарк страны продолжает стареть: доля трехлетних авто и «моложе» уменьшилась, а почти две трети от общего числа регистраций приходится на долю автотехники старше 10 лет. Чаще всего казахстанцы регистрировали машины брендов Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen и Audi всех годов выпуска.

Результаты анкетирования, проведенного АКАБ среди руководства компаний, на долю которых приходится более половины продаж новых авто, свидетельствуют, что у 35,7% продажи в 2018 году были на уровне плановых показателей, примерно у стольких же превысили прогноз, у 28,6% оказались ниже ожидаемых.

85,7% респондентов сообщили, что изменение курсов валют в 2018 году спровоцировало рост цен на автомобили примерно на 11%; у 14,3% опрошенных цены, наоборот, снизились в связи с проведением распродаж стоков.

Список самых продаваемых брендов 2018 года возглавила LADA с результатом 13 413 автомобилей (рост к 2017 году на 53,6%). Популярный у казахстанцев бренд Toyota увеличил продажи на 32,5%, до 12 287 единиц, и занял вторую строчку. На третье место с показателем 8715 реализованных авто (рост на 140%) вырвался Hyundai. Замыкают топ-5 KIA – 2862 единицы (+24,4%) и Nissan – 2422 (+43,9%). В первую десятку также вошли Renault, Ravon, Volkswagen, UAZ и Lexus.

В разрезе моделей чемпионом-2018 стала Toyota Camry – официальные дилеры реализовали 4761 авто данной модели, на 42% больше, чем в 2017 году. Со вторым результатом год завершила LADA 4x4 (3468 единиц, +14%). Третьей стала LADA Granta (3428 единиц, +93%). В первой десятке также оказались LADA Vesta (2955), Hyundai Tucson (2692), Hyundai Accent (2083), LADA Largus (2020), Hyundai Elantra (1986), Toyota Land Cruiser Prado (1905), Hyundai Cetra (1672).

По словам председателя совета директоров «КазАвтоПрома» Олега Алферова, структура спроса на легковые автомобили в разрезе классов практически не изменилась. Доля компактных кроссоверов выросла с 21,3 до 23,9%. Этот сегмент занял второе место после В-сегмента, на долю которого пришлось 28,3% рынка против 27,9% годом ранее.

В ценовом разрезе картина рынка в 2018 году оказалась более подвижной. 34,8% покупателей (в 2017 году – 45,3%) предпочли автомобили не дороже 5 млн тенге (20 132 единицы). Сказалось повышение цен на ряд бестселлеров нижней ценовой ниши, а также уход с рынка Ravon Nexia. На ценовой диапазон 5–7 млн тенге пришлось 21,9% продаж (12 709 единиц). 15,4% покупателей сделали выбор в пользу машин стоимостью 7–10 млн тенге (8890 единиц). Сегменты бизнес- и премиум-класса заняли соответственно 17,3% (10 024 единицы) и 10,6% (6614 единиц).

«Премиальный сегмент восстанавливается несколько медленнее рынка в целом. В разрезе брендов картина этой ниши выглядит неравномерно. Продажи Lexus шли в ногу с рынком, Infinity, Land Rover и Porsche кратно опередили средний показатель. Для BMW, Mercedes-Benz, Audi и Jaguar минувший год стал менее результативным, чем 2017-й», – отмечает Алферов.

Своими силами

Один из заметных итогов 2018 года заключается в том, что продажи автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий, достигли 49% от общего числа реализованных авто, то есть практически сравнялись с продажами импортеров, а в декабре даже превзошли их (55–56%). Согласно данным «КазАвтоПрома», в минувшем году на территории Казахстана было произведено 32 298 единиц транспортных средств (включая легковые, грузовые, автобусы, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 206 млрд тенге. В натуральном выражении объемы выпуска превзошли показатель 2017 года на 64,9%. Производство легковых автомобилей составило 30 016 единиц, или на 78,8% больше. Вместе с тем выпуск автобусов сократился в 1,8 раза, грузовых авто и специализированной автотехники – на 28,3% и на 7,3% соответственно. «Сегмент легковых автомобилей всегда более ликвидный и живой. Основным барьером к восстановлению сегментов, связанных с активностью корпоративного сектора, является недоступность кредитных ресурсов, длинных денег», – поясняет Алферов.

Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал превысили 3 млрд тенге, при этом они обеспечили налоговые поступления в бюджет в размере 55 млрд тенге – на четверть выше показателя 2017 года. Расходы населения на приобретение автомобилей казахстанского производства составили 182,5 млрд тенге. В пятерку наиболее востребованных легковых авто местной сборки вошли LADA, Hyundai, KIA, JAC, Chevrolet.

В 2018 году с конвейера усть-каменогорского завода «АЗИЯ АВТО» сошло 17 132 автомобиля, на 34,5% больше, чем в предыдущем году. Начато производство 14 новых и обновленных моделей. Рыночная доля предприятия достигла 30%. В сегменте В, самой крупной нише казахстанского авторынка, на долю «АЗИЯ АВТО» приходится 64% суммарных продаж; абсолютным лидером здесь стала LADA Vesta. Наиболее популярным универсалом остается LADA Largus, усиливают позиции в топ-20 LADA XRay, KIA Sportage, KIA Rio. В 2019 году линейку «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пополнят не менее шести моделей LADA, KIA и Skoda.

С 2019 годом отечественные автопроизводители связывают планы по углублению локализации производства. По словам президента АКАБ Андрея Лаврентьева, по легковым автомобилям средний уровень локализации составляет 30%, по коммерческой технике – 50%. Для казахстанских игроков достижение 50%-ного показателя локализации – необходимое условие для усиления позиций на рынках стран ЕАЭС. Напомним, что в 2014 году было подписано межправительственное соглашение о локализации на уровне 50% при производстве автомобилей в той или иной стране ЕАЭС. Впоследствии сроки выполнения условия были сдвинуты до ноября 2019 года. В сентябре прошлого года Министерство по инвестициям и развитию РК выступило с инициативой отложить сроки введения ограничений для авто с уровнем локализации менее 50% на территории ЕАЭС до 2022 года, однако российская сторона отказалась идти на уступки, что понятно, учитывая, что на автопредприятиях РФ уровень локализации превышает 50%.

По мнению Алферова, планы по углублению локализации в РК могли бы быть реализованы раньше, если бы не пришлось пересмотреть сроки реализации крупных инвестпроектов, в частности строительства завода полного цикла в Усть-Каменогорске. «Отраслевой спад предыдущих лет неизбежно сказался на состоянии автопрома. Это наиболее капиталоемкий сектор, стоимость инвестиционных ресурсов здесь принципиально важна, а она в последние годы заметно выросла на фоне дефицита длинных денег, источников фондирования», – отмечает эксперт.

Как сообщают в пресс-службе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», в июле 2018 года началось строительство цехов сварки и окраски кузовов. На текущем этапе холдинг инвестировал в проект свыше $70 млн собственных средств.

О планах строительства нового завода по производству автомобилей Hyundai в начале года рассказал глава Astana Group Нурлан Смагулов. Как сообщили Forbes Kazakhstan в «Астана Моторс», в течение двух лет в эту страну планируется передать еще 270 автобусов. Весной 2019 года на мощностях Hyundai Trans Auto начнется сборка пассажирских автобусов марки Golden Dragon. Hyundai Trans Auto и китайский производитель Golden Dragon Bus Company подписали дистрибьюторское соглашение, в соответствии с которым казахстанская компания станет официальным дистрибьютором по производству и реализации автобусов китайского бренда на территории РК.

«Решение о создании отечес­твенного производства легковых авто обусловлено необходимостью удовлетворения растущего спроса на автомобили Hyundai в Казахстане – модели Accent и Cetra вошли в число самых востребованных на рынке. Проект будет реализован на территории индустриальной зоны Алматы в микрорайоне Алгабас на площади 25 га. Общий объем инвестиций составит 25 млрд тенге, помимо собственных средств будут привлечены заемные средства на коммерческих условиях. Открытие завода обеспечит рабочими местами 700 казахстанцев. Локализация сборки достигнет 51% благодаря сотрудничеству со странами ЕАЭС. В перспективе планируется построить завод по производству автокомпонентов, что позволит увеличить уровень локализации в Казахстане. Больше половины производимого объема автомобилей будут реализованы на рынке РК, остальную часть планируется поставить в страны СНГ», – сообщили в компании.

Еще один отечественный игрок, «СарыаркаАвтоПром», в прошлом году увеличил производство более чем на 130%. С конвейера предприятия сошло свыше 12 000 автомобилей. Планы по увеличению объемов производства до 100 тыс. единиц и по наращиванию локализации в Костанае связывают с партнерством между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и China National Machinery Imp & Exp. Corp. Сделка о вхождении китайской корпорации в капитал казахстанского предприятия стала одним из главных отраслевых событий 2018 года. В ближайшие годы, уверен Лаврентьев, китайские игроки вообще будут задавать тон развитию сегмента недорогих автомобилей в мире и кооперация с СМС позволит наладить их выпуск у нас.

Кредитная история

Другой вопрос – смогут ли потенциальные покупатели недорогих авто позволить себе это. Придется ли им ориентироваться только на собственные средства или на помощь придут какие-то финансовые продукты? На сегодняшний день выбор последних невелик. В прошлом году на долю участников госпрограммы льготного кредитования пришлось лишь 10% продаж всех автомобилей локального производства, а за весь период ее действия с мая 2015 года такие кредиты получило всего 13,3 тыс. казахстанцев. По данным «КазАвтоПрома», в феврале 2019 года лишь 86 заемщиков смогли приобрести автомобиль в рамках программы – это самая низкая цифра за всю ее историю.

Как считают в объединении, со стороны населения спрос на подобные продукты колоссален, но текущие объемы финансирования программы пока не могут удовлетворить потребность рынка: каждый новый транш осваивается в течение недель. «Программа стала наиболее успешным примером сотрудничества государства, банковского сектора и предприятий обрабатывающей промышленности. Средства Нацфонда выделяются на возвратной основе, в то время как большинство аналогичных программ предполагает субсидирование процентных ставок. В нашем случае государство лишь обеспечивает базу фондирования: ресурсы поступают в распоряжение банков, затем конечным покупателям – и возвращаются в казну. Стимуляция спроса в автопроме – классическая мера раскрутки маховика экономического роста в десятках стран. В свое время программы обновления автомобильного парка были внедрены практически на всех крупных рынках мира, чтобы загрузить конвейеры автопроизводителей. Надо ли говорить, что Казахстан нуждается в обновлении автопарка больше, чем Германия или США?» – указывает Алферов. По его мнению, главными условиями успешности таких программ являются объемы их ресурсного обеспечения и конечная ставка обслуживания кредита. Существуют возможности совершенствования действующих механизмов автокредитования. В частности, по мнению эксперта, более эффективное распределение финансирования могла бы обеспечить отмена квот в разрезе автопроизводителей. Искусственное распределение приводит к «заморозке» средств программы и ее пробуксовке. Кроме того, покупатель вправе самостоятельно решать, какую модель приобрести.

С последним высказыванием согласен и генеральный директор ретейлера Mercur Auto Канат Акишев. Программа субсидирования, отмечает он, закрывает лишь небольшую долю рынка автокредитования, к тому же она направлена на определенных производителей и на отдельные модели. В компании разделяют статистику купленных в кредит автомобилей по ценовым сегментам. Наиболее востребованы автокредиты в категории от 4 млн до 6 млн тенге – ее доля продаж достигает 70%. Столь высокий показатель объяснить несложно: среднестатистический покупатель в этом сегменте зачастую приобретает новое авто впервые, собственных накоплений еще не хватает, так что автокредит – единственная возможность. Машины стоимостью 7–10 млн тенге в Mercur Auto продаются с меньшей долей привлечения финансовых продуктов банка, чаще за счет собственных накоплений клиента. Средняя стоимость банковских продуктов по кредиту высока, и чем дороже автомобиль, тем меньше доля покупок в кредит. В премиальном сегменте доля приобретений через автокредит за последние годы не превышала 2–3%, говорит Акишев.

«Рассуждать о проекте программы автокредитования по принципу «7–20–25» еще рано, но спрос на недорогой финансовый продукт однозначно высок. Только порядок цифр должен быть совершенно другим. Срок эксплуатации автомобиля одним владельцем в нашей практике ограничивается максимум семью-восемью годами, а в последнее время колеблется в пределах трех-пяти лет: владельцы хотят приобрести новые, более совершенные модели, с лучшим набором опций. Реже покупка нового авто связана с нежеланием вкладывать средства в капремонт старого, но обычно через три-четыре года требуются значительные вложения в ремонт. Что касается сроков программы, на мой взгляд, оптимально установить порядок «7–10–7», где ставка по кредиту составит 7%, первоначальный взнос – 10% от цены и максимальный срок кредита – семь лет. Тогда очередь за покупкой авто будет длинной. При этом программа должна распространяться на всех игроков, представленных на рынке, а не только на отечественных производителей. Право выбора любимой марки и модели должно оставаться за покупателем, и для всех игроков рынка должны быть созданы равные условия. Уровень безопасности, высокое качество материалов, наличие передовых технологий – вот критерии, по которым должны выстраиваться приоритеты при выборе покупателем нового авто и при кредитовании», – убеж­ден Акишев.

Согласно прогнозам АКАБ и «КазАвтоПрома», доля локально произведенных автомобилей продолжит увеличиваться и в 2019 году. Динамика роста рынка будет зависеть от ситуации в сырьевом и валютном секторах, но планируется, что продажи новых легковых автомобилей по итогам года составят не менее 70–75 тыс. единиц.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить