Как метавселенные стирают грань между реальным и виртуальным мирами

9933

Понятие «метавселенная» появилось в 1992 году. Потребовалось почти 30 лет, чтобы о нем узнал мир.

ФОТО: © Depositphotos.com/troyanphoto

За сегодняшней популярностью термина стоит бывшая компания Facebook, ныне – Meta Platforms, заявившая о намерении вложить в развитие собственной метавселенной $10 млрд только в этом году. Конкуренты не спят: Microsoft планирует инвестировать в технологию $70 млрд. Первым шагом на этом пути станет покупка разработчика видеоигр Activision Blizzard. Инвесторы полны энтузиазма и тоже ищут возможности удачно вложиться в метавселенные и связанные с ними технологии. Одна из таких технологий – криптовалюта, в которую венчурные фонды вложили $25 млрд в 2021 году.

В чем же заключается привлекательность метавселенных? Эксперты консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG) сравнивают метавселенные с айфонами. Новаторство Apple заключалось в том, чтобы объединить в одном устройстве несколько технологий. Айфон – это компьютер, фотоаппарат, видеокамера, игровая приставка, рабочий станок и еще много чего. Когда в 2007 году вышла первая модель айфона, все эти технологии уже существовали. Однако их удачное сочетание стало революционным не только для пользователей, но и для миллионов разработчиков, которые стали соревноваться в том, чтобы придумать айфону еще одно применение.

Похожим образом на мир повлияют метавселенные, считают в BCG. Вбирая в себя существующие технологии, они станут чем-то кардинально новым. Появление метавселенных стало возможным благодаря массовости и доступности мобильных устройств, росту скорости доступа в интернет и популярности облачных решений. Разработки в сфере виртуальной тоже послужили развитию метавселенных: VR-очки пользуются все большим спросом, и пользователям теперь доступны недорогие и качественные модели. Разумеется, не все идет так гладко – чтобы метавселенные стали полноценным продуктом, разработчикам придется потрудиться еще не один год. Однако общий вектор развития этой технологии уже понятен. В BCG подчеркивают: бизнесу важно иметь четкое представление о метавселенных и понимать, какие возможности в них скрыты.

Все, как ты захочешь

Так что же такое метавселенная? Удивительно, но точного ответа на этот вопрос не знают даже многие эксперты. Один комментатор недавно тонко подметил: если заменить слово «метавселенная» на «киберпространство», то в девяти случаях из десяти подмены никто не заметит – настолько эти понятия переплелись. Люди, близко знакомые с современными технологиями, называют метавселенные «новым поколением интернета» – сетью, органично вписанной в реальный мир. По задумке создателей метавселенных, реальное и виртуальное будет переплетено и взаимозаменяемо. Подобное стирание граней знакомо геймерам – особенно тем, кто использует в играх очки виртуальной реальности.

Постепенно метавселенные захватывают и другие сферы: уже сегодня виртуальные торговые центры, в которых можно расплачиваться виртуальной валютой, привлекают миллионы пользователей. Становятся популярными и виртуальные концерты – вспомните выступление американского рэпера Трэвиса Скотта, а точнее, его аватара, на площадке игры Fortnite, собравшее огромное количество зрителей. Все это создает виртуальную экономику, в которой можно покупать и продавать почти все что угодно. На уникальные токены NFT – сертификаты, доказывающие владение цифровым объектом, – в 2021 году, по оценке Financial Times, пользователи потратили более $40 млрд. И это только начало: Goldman Sachs оценивает потенциальный объем метавселенных в $8 трлн.

Есть и те, кто настроен скептически. Трансформация интернета в нечто более всеобъемлющее и децентрализованное – явление неплохое, говорят критики. Однако метавселенные, как любые другие технологии, могут стать очередным финансовым пузырем. Еще одной проблемой скептики считают ограничения в конвертации атрибутов виртуальной реальности – таких, например, как криптовалюта, – в «живые» предметы или деньги. С одной стороны, такая осторожность оправданна. С другой – поезд современных технологий мчится в сторону метавселенных на всех парах. Мы уже используем простейшие версии этой разработки в повседневной жизни: вспомним виртуальные встречи в Zoom. Одна только возможность общаться с другими людьми, не покидая пределов своего жилища, уже создает новые сегменты экономики. Виртуальные тренинги и семинары, онлайн-покупки, онлайн-банкинг – все это лишь первые шаги на пути к полноценным метавселенным. По мнению экспертов, сферы применения этой технологии будут неуклонно расширяться. Растет число людей, готовых покупать недвижимость и автомобили по результатам виртуального тура. И это – лишь один пример.

Прыжок в виртуальность

Ретейлеры вроде Ikea и Tesco ускоренными темпами разрабатывают технологии, которые помогут покупателям выбирать товары не выходя из дома. Социальные сети вроде Snapchat рекламируют VR-очки для более полноценного общения с другими пользователями. Boeing недавно объявил о планах широко использовать виртуальную реальность при разработке новой модели самолета. Meta разработала приложение Horizon Workrooms, помогающее компаниям использовать технологии виртуальной реальности для решения бизнес-задач. В агентстве BCG виртуальная реальность стала неотъемлемой частью проектного менеджмента, взаимодействия с клиентами и исследовательской работы.

Для потребителей метавселенные открывают новые горизонты. Онлайн-шопинг, который будет предполагать примерку одежды и возможность «пощупать» товар; доступ к мероприятиям любимого бренда и концертам любимой звезды; создание уникальных продуктов и зарабатывание денег; новые формы общения с семьей и друзьями – вот неполный список функций метавселенных. Что касается бизнес-лидеров, то они должны уже сегодня понимать, как метавселенные можно встроить в работу их компаний, подчеркивают в BCG.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить