Доставили проблем: как снизить влияние кризиса на логистические цепочки

Рынок логистики близок к коллапсу: ломаются привычные цепочки поставок, а цены на доставку грузов растут пугающими темпами

ФОТО: © pixabay.com/Tumisu

Контейнеры застряли в портах России и Европы, на железнодорожных переходах Украины, а на границе с Китаем — беспрецедентные очереди из фур. Дефицит транспорта и контейнеров, а также волатильность курса тенге делает стоимость перевозки как внутри страны, так и за границу практически непрогнозируемой.

Правительство Казахстана предпринимает меры для нормализации ситуации: разрабатывает альтернативные маршруты для сообщения с европейскими государствами, ведет переговоры с соседними странами о возможностях транзита. Эти меры действительно способны смягчить последствия геополитических событий на казахстанскую логистику. Однако и самим компаниям не стоит ждать помощи только от государства, важно самим адаптироваться к меняющимся условиям.

Больше всего страдают компании из сферы FMCG — поставщики товаров повседневного спроса, а также производственные предприятия различной направленности. Им нужно отправлять свою продукцию в разные уголки страны, а также за границу. Часть из них закупает комплектующие и сырье за рубежом. Рост логистических расходов приводит к увеличению стоимости товаров, подстегивая инфляцию. Этим компаниям в первую очередь придется пересмотреть процессы, связанные с организацией логистических цепочек.

Есть несколько способов снизить расходы на перевозку грузов и избежать сбоев доставки:

- Поменять закупочную политику. Компании, нанимающие перевозчиков на контрактной основе, заключают договоры сроком на год, а иногда и больше. Но это уже не работает, нужно переходить на более короткие циклы и проводить тендерные закупки транспортных услуг 2-3 раза в год. Это придаст гибкости: позволит правильно реагировать на конъюнктуру рынка и учитывать колебания цен. Контрактные цены в нынешних условиях не должны быть жесткими, их стоит привязывать к рыночным показателям, например специализированным индексам.

- Внедрить практику спотовых закупок транспорта. Спотовые закупки предполагают расчет за услугу сразу, в день заключения сделки. Сейчас, когда исполнители могут неприемлемо повышать стоимость своих услуг или просто не справляться с нагрузкой, такие закупки могут сильно выручить грузоотправителей. Да и в дальнейшем, когда ситуация нормализуется, этот механизм останется востребованным: ситуация на рынке грузовых перевозок всегда зависит от многих несистемных факторов — сезона, погоды, локдаунов, праздников. Во время пиковых отгрузок товара снижается количество свободного транспорта, что в свою очередь сказывается на стоимости перевозки.

Спотовые закупки можно проводить на специализированных площадках и онлайн-сервисах, где реализован этот механизм. Он предусматривает формирование пула доверенных перевозчиков, среди которых и проводят спотовые закупки. В день можно проводить десятки и даже сотни тендеров. Это дает возможность сэкономить благодаря большей конкуренции и помогает сгладить дисбаланс за счет работы с разными перевозчиками.

- Привлекать к работе небольшие транспортные компании. Сейчас на первый план выходит сотрудничество с небольшими транспортными компаниями, которые составляют около 80% рынка. Умение работать с этим ресурсом позволит сдерживать цены. Зависеть от одного партнера — даже крупного и надежного — сегодня особенно рискованно.  Сотрудничать со множеством мелких перевозчиков напрямую сложно, однако на рынке есть платформы-агрегаторы и экспедиторские сервисы, которые автоматизируют этот процесс.

- Увеличить запасы. В последние годы компании приучались разгружать склады за счет оптимизации и точной «настройки» логистических процессов. Но сегодня ситуация обратная. И обезопасить свой бизнес можно, увеличивая запасы. Мы уже наблюдаем увеличение спроса на складские площади, которые позволяют меньше зависеть от перебоев с поставками.

- Автоматизировать логистику. Опыт показывает, что автоматизация всех этапов движения товаров позволяет сократить логистические подразделения примерно в три раза и снизить издержки на 50%. Это касается рутинных операций, таких как подготовка документов и мониторинг хода перевозки. Есть инструменты, позволяющие предупредить недобросовестные действия сотрудников, например, закупку по завышенной цене ради личной выгоды. Современные цифровые сервисы также помогают убедиться в добросовестности исполнителя — сейчас, когда логистический рынок находится в состоянии кризиса, необходимо более тщательно выбирать контрагентов. Конечно, это не меры «скорой помощи», потому что на реализацию проекта по автоматизации нужно время. Но рекомендую инициировать их уже сейчас - это позволит минимизировать негативные последствия любых потрясений.

Ситуация на логистическом рынке Казахстана действительно сложная. Но все проблемы решаемы. Важна консолидация всех участников рынка логистических услуг, грузоотправителей, предпринимательских объединений и государственных органов. Общими усилиями — каждый в рамках своих возможностей и зоны влияния — мы преодолеем трудности. И этот опыт выведет рынок на новый уровень — с более высокой степенью резистентности к кризисам благодаря более эффективно выстроенным процессам и маршрутам.

Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6350 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить