Депутаты предложили отказаться от накопительной пенсионной системы

21069

Фракция «Народной партии Казахстана» настаивает на пересмотре действующей в Казахстане пенсионной системы, с возвращением к солидарным пенсиям и изменению возрастного порога выхода на пенсию

ФОТО: Wilfried Pohnke / Pixabay

В среду, 10 марта, на пленарном заседании депутат Александр Милютин огласил от имени фракции запрос на имя премьер-министра Аскара Мамина, подчеркнув, что фракцию не удовлетворили данные ранее премьером ответы.

- Наше предложение о возврате к солидарной пенсионной системе основывается тем, что мировой практикой доказано: такая система может сбалансированно и успешно функционировать при соотношении, когда на одного пенсионера приходится четыре работающих человека. Если исходить из официальной статистики, то в Казахстане сейчас занятого населения 8,7 млн граждан. И это число как раз более чем в 4 раза превышает число людей пенсионного возраста. Просим вас вернуться к обсуждению возврата к солидарной пенсионной системе, от которой Казахстан отошел в 1998 году, мотивировать (ответ) не общими словами, а конкретными финансовыми возможностями государственного бюджета и фискальными последствиями для работающих, - заявил Милютин.

Он отметил, что премьер-министр оставил без внимания предложение депутатов о пересмотре возраста выхода граждан на пенсию в зависимости от сложности условий труда.

- Считаем, что предусмотренный законом ранний выход на пенсию только для сотрудников силовых структур несправедлив по отношению к шахтерам, металлургам, людям искусства (балеринам), которые теряют профессиональную пригодность гораздо раньше 60 лет. Полагаем, что пенсионное законодательство не должно быть дискриминационным по отношению к разным категориям граждан в зависимости от принадлежности к той или иной сфере деятельности и должно в равной степени учитывать сложности условий труда, - заявил мажилисмен.

Аргументы правительства в части размера пенсий и вовсе вызывают недоумение депутатов. Милютин перечислил все нестыковки:

- Если привязка минимального размера базовой пенсии к средней заработной плате «не отражает сущности пенсионных выплат, в силу чего экономически и методологически является необоснованной», как написано в вашем ответе, то почему статьи 15 и 16 действующего закона «О пенсионном обеспечении» регламентируют исчислять размер пенсионных выплат в зависимости именно от размера заработной платы? В чем здесь принципиальная смысловая разница? И почему при расчете размера пенсии закон игнорирует реально заработанные гражданами доходы, так как устанавливает ограничение в 46 МРП? Почему правительство не вносит предложение изменить эту норму и привести ее в соответствие с рекомендациями Международной организации труда, которые вы приводите в своем ответе, о том, что «коэффициент замещения утраченного дохода пенсионными выплатами не должен быть ниже 40%»?

Кроме того, напомнил депутат, фракция предлагала изменить методику расчета пенсий с тем, чтобы эти выплаты рассчитывались «не с учетом инфляции, на основании изменения цен широкого круга товаров, как это практикуется сейчас, а чтобы индексировать на основе роста цен на социально значимые потребительские товары».

- Среднестатистический пенсионер не покупает автомобили, цены на которые учитываются при расчете инфляции. Его пенсия должна быть достаточной для приобретения жизненно необходимых ему социально значимых потребительских товаров и услуг. Считаем, что при повышении пенсии должен учитываться рост цен именно на такие товары и услуги, - подчеркнул Милютин.

Ранее фракция «Народной партии Казахстана» обращалась с пакетом предложений по пересмотру пенсионной системы в РК. Как следует из ответа премьер-министра на депутатский запрос, правительство не намерено вносить каких-либо радикальных изменений. Так, в ответе премьера напоминается, что пенсионное обеспечение на всех трех уровнях (солидарная, базовая и накопительная пенсия) привязано к трудовому стажу. При этом «размер солидарной пенсии постепенно снижается, так как при ее назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы».

«Снижающийся размер солидарной пенсии должен компенсироваться возрастающим размером накопительной части пенсии за счет увеличения периода перечисления обязательных пенсионных взносов. Базовая пенсия предоставляется всем лицам, достигшим пенсионного возраста, в размере от 54 до 100% прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (как до 1998 года, так и после этой даты). То есть чем дольше работал, тем выше размер базовой пенсии. Ранний выход на пенсию не позволяет сформировать достаточный объем пенсионных накоплений для получения адекватных пенсионных выплат в старости из-за непродолжительного периода перечисления пенсионных взносов. Кроме того, это отражается также и на размере базовой пенсии», - говорится в ответе премьер-министра.

Что касается предложения об установлении размера минимальной базовой пенсии, равной средней заработной плате по стране, в ответе напоминается, что «пенсионные отношения являются производными от трудовых отношений, в связи с чем пенсия назначается индивидуально каждому человеку и служит замещением дохода, получаемого в предпенсионный период». При этом, согласно рекомендациям Международной организации труда, коэффициент замещения утраченного дохода пенсионными выплатами не должен быть ниже 40%.

«В этой связи привязка минимального размера базовой пенсии к средней заработной плате не отражает сущности пенсионных выплат, в силу чего экономически и методологически является необоснованной», - говорится в ответе.

Премьер-министр также напоминает, что ежегодная индексация солидарной пенсии «гарантированно превышает уровень инфляции на 2%». При этом «индексы роста реальных потребительских цен и заработной платы формируются на основе фактических данных за прошлый период, тогда как при повышении солидарной пенсии во внимание берется инфляция на соответствующий финансовый год».

«В этой связи рассмотрение вопроса ежегодной индексации пенсий с учетом индекса роста реальных потребительских цен, а также индекса роста заработной платы, т.е. с учётом показателей прошлого периода, не является целесообразным. Вместе с тем, в целях повышения материального положения пенсионеров, в настоящее время проводится работа по модернизации пенсионного обеспечения, в первую очередь путем преобразования базовой пенсии в минимальную гарантированную пенсию. Предполагается, что механизм назначения минимальной гарантированной пенсии будет основан на действующей методике назначения базовой пенсии, но с совершенствованием определенных параметров. Данная мера предполагает повышение минимального размера с 54 до 70% от величины прожиточного минимума, уменьшение минимального стажа участия с 10 лет до 5 лет, а также снятие максимального ограничения размера (в настоящее время максимальное ограничение составляет 1 ПМ при стаже 33 года и выше)», - отмечается в документе.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить