Депутаты – правительству: Переобуваетесь на ходу, словно гонщики «Формулы-1»

6773

Народные избранники недовольны предложенной правительством схемой по внедрению маркировки товаров. По их мнению, кабмин лишь добавляет ненужных посредников, а не облегчает работу бизнесу

Нурлан Нигматулин
Фото: Серикжан Ковланбаев
Нурлан Нигматулин

Спор развернулся при обсуждении в первом чтении пакета поправок в законодательство по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности. Этот законопроект предусматривает порядка 300 поправок в 38 законодательных актов (10 кодексов и 28 законов).

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов пояснил, что законопроект состоит из двух блоков поправок. Первый блок направлен на дальнейшее улучшение позиции Казахстана в международном рейтинге Doing Business. Второй предусматривает совершенствование регулирования электронной и биржевой торговли, внутренней торговли в агропромышленном комплексе, а также гармонизацию национального законодательства в вопросах регулирования внешнеторговой деятельности.

- Предлагается на законодательном уровне предусмотреть возможность заключения договора на поставку электроэнергии на принципах публичной оферты; позволить компаниям пользоваться счётом дистанционно с момента его открытия, что, в свою очередь, исключит необходимость в посещении банков; регламентировать вопросы разрешения тупиковых ситуаций в товариществах с ограниченной ответственностью; осуществлять корректировку проектно-сметной документации без корректировки технико-экономического обоснования, - перечислил министр новшества первого блока.

Также, для повышения инвестиционной привлекательности, законопроектом предлагается освобождение от НДС оборотов при реализации продукции между участниками специальной экономической зоны «Астана – новый город». А при реализации товаров на территории СЭЗ предоставляется право выбора на применение нулевой ставки НДС.

Законопроектом предусматривается перенос сроков повсеместного применения онлайн-контрольно-кассовой машины с 2024 года на 2020.

Для развития электронной торговли предусматривается пакет поправок, направленных на упрощение таможенного декларирования, путём использования почтовых документов в качестве декларации. Вводится понятие электронной коммерции и разграничиваются субъекты электронной торговли.

- В рамках законопроекта предусмотрены нормы и по совершенствованию товарных бирж. Вводится понятие рыночной цены, то есть цены, сформированной за счёт чистой конкуренции и свободного доступа субъектов бизнеса к биржевой торговле. Исключается режим классического аукциона, который не обеспечивает равноправную состязательность всех участников биржи. Исключается неэффективный институт лицензирования брокеров и дилеров. При этом усиливается ответственность самого бизнес-сообщества за счёт сохранения института аккредитации на биржах и введения профессионального саморегулирования, - сообщил Сулейменов.

В блоке по регулированию торговой деятельности предложено законодательно запретить устанавливать ретробонусы на социально значимые товары, что, по замыслу правительства, должно снизить цены на эту категорию товаров. Также предусмотрены нормы по введению большей гибкости для деятельности стабилизационных фондов - за счёт расширения полномочий СПК по самостоятельному определению времени и количества закупаемого товара, а также его последующей реализации.  

- В целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией в законопроекте предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет утверждаться правительством, с обязательной процедурой анализа выгод и издержек для бизнеса, - добавил Сулейменов.

Именно эта часть законопроекта и вызвала сильное недовольство депутатов. Альберт Рау обратил внимание, что документом предусмотрено создание единого оператора по маркировке. Министр пояснил, что правительству уже стало очевидно - такая структура, как и собственно введение маркировки товаров, необходима и выгодна для всех участников рынка.

- Как вы знаете, сейчас у нас идёт пилотный проект в рамках ЕАЭС по шубам, где как раз механизм маркировки был апробирован и доказал свою эффективность. Теневой оборот практически был устранен, налоговые поступления увеличились в несколько раз. Теперь, когда на системной основе, понятно, что необходима организация, которая это будет делать для всей номенклатуры маркируемых товаров. Маркируемые товары будут определяться перечнем исходя из нескольких потребностей: потребность в борьбе с теневой экономикой, повышение налоговых сборов и таможенных, - объяснил глава Минэкономики.

Предполагается, что оператор будет выбираться на конкурсной основе. Ключевые требования к нему министр обозначил сразу - казахстанское юридическое лицо, обладающее всем необходимым материально-техническим оснащением и IT-инфраструктурой.

Но при этом, наряду с введением единого оператора, предполагается и работа центров этикетирования и маркирования - для тех производителей, которые не могут или не хотят самостоятельно наносить маркировки на свои товары.

- Неужели, коллеги, вам не очевидно, что это лишнее промежуточное звено? Вы предлагаете создать посредника. И, Тимур Муратович, вы сейчас говорите, что это будут частные компании. Они будут просто собирать деньги с предпринимателей, - удивился председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов пояснил, что позиция бизнеса такова: при наличии единого оператора, который будет выполнять функции маркетирования, такие центры не нужны. Но, напомнил он, предполагалось, что центры будут создаваться и оказывать услуги преимущественно малому бизнесу, для которого дорого приобретать оборудование для нанесения маркировки.

- Если единый оператор эти функции будет выполнять для малого и среднего бизнеса, то почему бы и нет? Можно убрать эти центры, - сказал представитель НПП.

Председатель мажилиса уточнил у представителей правительства, может ли единый оператор предоставлять такие услуги для малого бизнеса, и, получив утвердительный ответ, возмутился:

- Внося норму об этих центрах, вы обозначили только само понятие, не определив ни задачи, ни их функции. Поэтому мы сейчас видим, что на ровном месте у нас вносится предложение по созданию какого-то посредника, причём предлагается передать в частную среду, и он будет с каждого предпринимателя иметь деньги. Надо пересмотреть эти подходы.

Министр национальной экономики согласился - лишних посредников действительно надо устранять и пообещал изучить вопрос до рассмотрения законопроекта во втором чтении. Нурлан Нигматулин, не скрывая скептической усмешки, заметил:

- Вот как вы быстро! Вообще иногда складывается впечатление, что когда вы готовите у себя законопроекты, вы, извините, коллеги, вы глубоко не погружаетесь в него. И только после того, как парламент примет ваш законопроект в работу, когда депутаты вам аргументированно указывают на необходимость внесения тех или иных поправок, вы, что называется, переобуваетесь на ходу и меняете свою позицию, словно гонщики «Формулы-1», которые на ходу меняют шины своих болидов. И только здесь начинаете вносить (изменения) и глубоко прорабатывать свои же законопроекты. Вот та скорость, с которой вы меняете свою позицию, как вы сейчас продемонстрировали по основным нормам законопроекта, показывает ваш поверхностный и бессистемный подход при разработке законопроектов. Сегодня мы это ещё раз увидели. Поэтому до второго чтения нам надо поработать, чтобы прописать в законопроекте требования к единому оператору и убрать ненужных посредников.

Такое предложение председателя поддержали все депутаты. Законопроект одобрен в первом чтении, а все дебаты отложены на второе чтение.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить