Депутат: на границе с Китаем застряли 10 тысяч машин

12123

«Ак жол» требует принять конкретные меры для поддержки бизнеса в связи с задержкой грузоперевозок из КНР

Дания Еспаева
ФОТО: архив пресс-службы
Дания Еспаева

3 ноября на заседании мажилиса депутат Дания Еспаева озвучила запрос первому заместителю премьер-министра Алихану Смаилову.

Депутат рассказала, что в партию «Ак жол» продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе. Эти вопросы фракция уже поднимала в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года. В полученном ответе правительства было отмечено, что ситуация взята на контроль, проведены переговоры с китайской стороной и в результате принятых мер с 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов. При этом, подчеркивает депутат, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте «Нур жолы» из Казахстан в Китай ожидают очереди 10 366 автотранспортных средств.

- Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, по поводу 50-километровых очередей фур на китайской границе наша фракция обращалась в правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там, - заявила Дания Еспаева.

По ее словам, увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8 тыс. контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений растянется еще на год. И это без учёта новых объемов груза.

- В этой связи казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4: 1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров, - говорит депутат. - Возможно, такая мера будет противоречить соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении Китай - Европа от 2017 года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы.

Другой проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки. Для сравнения: исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалась от $1200 до $5000, а в данный момент выросла до $28 тыс.

На железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросла с $1950 долларов до $7500. Стоимость отправки груженого 40-тонного контейнера из КНР изменилась с $3100 в августе 2020 года до $13000 в сентябре 2021 года.

Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечёт не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнёров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки от нескольких десятков миллионов доходят до 1 млрд тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить