Дебют не спас министра от критики

15319

Новый министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова дебютировала на пленарном заседании мажилиса

Мадина Абылкасымова
Кадр YouTube
Мадина Абылкасымова

Несмотря на то что выступление Мадины Абылкасымовой в новой должности было первым, она получила свою порцию критики - депутаты и оказались не в восторге от предложенных поправок в законодательство по вопросам занятости и миграции населения.

Впрочем, изначально настрой у мажилисменов был вполне благосклонный. Председатель палаты Нурлан Нигматулин тепло поприветствовал нового члена кабинета министров:

- Мадина Ерасыловна сегодня впервые, поэтому от имени всего депутатского корпуса поздравляем вас и желаем вам успехов.

Доброе напутствие министра не помогло. Законопроект, помимо разграничения полномочий между госорганами, предусматривает регламентацию порядка работы в стране единой электронной биржи труда и изменение государственных подходов к трудоустройству граждан.

Так, закрепляется, что ищущие работу граждане смогут обратиться «не только в центры занятости через веб-портал электронного правительства, как предусматривает действующий порядок, но и посредством госкорпорации «Правительство для граждан». Для ускорения процедур трудоустройства безработным устанавливается срок в течение трёх рабочих дней уведомить центр занятости о согласии или отказе от предложенной работы посредством информационно-коммуникационных технологий или абонентских устройств сети сотовой связи.

- В целях снятия дополнительной нагрузки с работодателей в части излишней отчётности и документирования, предлагается исключить из обязанностей предоставлять сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение. Соответственно исключается ответственность работодателей за неисполнение вышеуказанной нормы закона, - отметила министр.

Вводится понятие государственного интернет-ресурса «Биржа труда» - единая онлайн-площадка по всей республике, содержащая информацию о соискателях и работодателях. При этом законопроектом закрепляется возможность для центров занятости заключать с частными агентствами занятости договор об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения.

Депутатов в законопроекте заинтересовало многое, например доступность электронной биржи труда для жителей сел, где нет интернета. Министр со своей стороны объяснила, что предусмотрены альтернативные варианты: от непосредственного обращения в центр занятости, которые функционируют в 199 городах и районах, до возможности трудоустройства через сельского акима (их планируют подключить к единой электронной бирже). А вице-министр информации и связи Кайрат Балыкбаев заверил, что к 2021 году 1249 сельских населенных пунктов получат доступ к широкополосному интернету, а к 2025 планируется полностью охватить интернетом всю страну.

Депутат Алия Сапарова удивилась предложенной либерализации в отношении безработных граждан - сегодня они получают возможность повторно пройти переобучение лишь через три года после регистрации в центре занятости. Теперь же предлагается сократить этот срок до одного года.

- Тем самым безработные смогут ежегодно переобучаться, даже если они самовольно без какой-либо уважительной причины приостановили свое обучение, - удивилась депутат.

Министр подтвердила: либерализация действительно есть. На примере прошлого года, из 72 тысяч направленных на краткосрочное обучение безработных порядка 2 тысяч человек сами, по личным причинам, прервали учебу.

- В основном это была молодежь. Для того чтобы им дать возможность для повторного получения профессионального образования и оказания других мер содействия занятости, мы посчитали необходимым либерализовать данную норму и сократить сроки повторного обращения, - объяснила она.

Особый интерес у депутатов вызвала финансовая составляющая законопроекта, в частности механизм финансирования частных агентств занятости и контроль за эффективным расходованием выделяемых бюджетных средств.

- Мы предусмотрели норму, что министерством будет утверждаться порядок контроля мониторинга за расходованием средств и использованием их частными агентствами занятости. Мы считаем, что очень важно в рамках данных правил установить конкретные показатели эффективности деятельности для этих агентств. Прежде всего, это будет норма по трудоустройству, которая будет подтверждаться конкретным трудовым договором - это должна быть легальная длительная трудовая деятельность, должна подтверждаться обязательными пенсионными отчислениями, которые мы сможем отследить, - объяснила министр.

- Всё, что вы говорите, правильно, но это должно вытекать из закона. В законопроекте ничего подобного нет. В законе необходимо предусмотреть норму, что договоры аутсорсинга должны содержать конкретные индикаторы, и частные агентства, коль мы допускаем их на этот рынок, должны обеспечить их выполнение и нести ответственность, - назидательно обратился к министру Нигматулин.

Министр согласно кивнула, но спикер мажилиса продолжил:

- Потому что в бюджете предусмотрены большие финансовые средства. Бюджетные средства выделяются для того, чтобы людям приносить пользу, чтобы люди почувствовали конкретный результат. А не так, чтобы выделили деньги, потратили, отчитались и никто не получил конкретной помощи. Чтобы это было больше подконтрольно, и вашему органу будет легче, вы в этом вообще-то должны быть заинтересованы первой. Эту норму нужно прописать в законе, а не просто приказом министра. Сегодня один приказ, завтра другой приказ, а там, на земле, что называется, люди не знают, где ориентироваться, правила меняются каждый день. А так и искушения меньше будет лезть с этими изменениями.

Министр вновь согласилась с председателем мажилиса. Обсудить этот механизм решили вместе - во втором чтении.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить