Даулет Ергожин: Должен быть либо нормальный НДС, либо налог с продаж

17261

Такое заявление председатель Комитета госдоходов Минфина РК сделал в кулуарах X Налоговой конференции в Алматы в пятницу, 13 ноября

Фото: Серикжан Ковланбаев

Главной темой конференции в этом году стали вопросы налогового и таможенного администрирования, а также противодействия теневой экономике и коррупции.

Алик Шпекбаев.

Заместитель председателя Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев рассказал, что за 8 месяцев 2015 в Казахстане было выявлено 1424 коррупционных преступления, в рамках которых привлечено к ответственности 795 должностных лиц, причём 279 из них – руководители разных масштабов.

Однако власти страны решили в борьбе со взяточничеством делать упор на превентивные меры. К таким Шпекбаев отнёс, помимо прочих, повышение зарплаты госслужащим на 30% с 1 января 2016, а также планируемый переход от переход от пятиступенчатой к трехуровневой системе правосудия, ужесточение требований к кандидатам в судьи и увеличение возрастного ценза для кандидатов.

Госман Амрин.

Заместитель председателя Комитета госдоходов Министерства финансов РК Госман Амрин в своём выступлении сообщил, что в 2014 Казахстан импортировал из Китая товаров народного потребления на сумму $1 млрд, при этом в бюджет поступило 63 млрд тенге налогов. А за 9 месяцев 2015 импорт ТНП из КНР составил в денежном выражении менее $400 млн, и в бюджет поступило 21 млрд тенге. Такой показатель, по его мнению, связан с тем, что импортёры часто занижают таможенную стоимость ввозимых товаров.

- Исходя из практики, можно утверждать, что занижение составляет от 30% до 50%. Таким образом, на выходе только лишь от официального статистического оборота мы можем говорить, что теневой оборот составляет не менее $500 тыс. долларов США. Если учитывать все составляющие, то общий объём теневого рынка (импорта) можно оценить в $1,5 млрд, - подчеркнул Амрин.

По словам замглавы КГД, усиление контроля на границе положение дел не изменит – надо повышать профессиональный уровень всех участников этого сектора экономики.

Даулет Ергожин.

Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин коснулся недавно принятых поправок в Налоговый кодекс. В частности, речь зашла о снижении порога годового оборота юридических лиц для постановки на учёт по НДС с нынешних 30 тыс. МРП до 3234 МРП (из расчёта МРП на 2015 – с 59,4 млн тенге до 6,4 млн тенге).

- Налог на добавленную стоимость должны платить все. Мы привыкли, конечно, к тому, что НДС платит только крупный бизнес, а мелкий и средний не должны платить, - отрезал Ергожин. – Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда объёмы сборов по НДС меньше, чем объёмы, возмещаемые из бюджета по экспортерам. Это самая главная диспропорция, нам её необходимо устранять, и чем быстрее, тем лучше. Это вопрос экономической безопасности.

Бизнесу рекомендовано исправиться

Позже Даулет Ергожин в кулуарах конференции ответил на вопросы Forbes.kz и журналистов других изданий.

F: Даулет Едилович, как вы оцениваете объём теневой экономики страны?

- Рассчитывая объём теневой экономики Казахстана, мы опираемся на данные Комитета по статистике и расчёты международных экспертов. По приблизительной оценке, от 20 до 28% ВВП сейчас находится в «тени». Но главная задача: не определять размер, а бороться с теневой экономикой – как системно, так и оперативно.

Системно мы боремся путём внесения изменений в законодательные акты. Так, с 1 января 2016 вступят поправки по налоговому администрированию: произойдёт объединение информационных систем таможни и налоговой службы. Также предусмотрено внедрение электронных счетов-фактур: участники, обслуживающие внешнеэкономические сделки, обязаны будут проводить все свои транзакции в электронном виде. На наш взгляд, это снизит объём контрабанды.

Ведётся оперативная работа по анализу государственных закупок, всех денежных потоков, которые идут от холдингов. Мы смотрим, где есть уклонения от уплаты налогов либо их занижение. Сейчас оперативно раздаём предприятиям, у которых были взаимоотношения с лжепредприятиям, письма рекомендательного характера, чтобы предприниматели сами устранили свои нарушения и тем самым избежали уголовного преследования.

Не все предприниматели поняли эту инициативу. В некоторых регионах её восприняли в штыки: якобы мы их запугиваем. Но по статистике 10-15% получивших наши рекомендательные письма предпринимателей возмутились, а 85% поблагодарили за предупреждение. Если бы мы начали проводить проверки без предупреждения, возникли бы нарекания к работе госорганов.

Мы прямо всем говорим, что разослали соответствующие уведомления тем, у кого есть проблемы. Если вы уверены в своих действиях, у вас есть все необходимые документы, ради Бога: придём, проверим, посмотрим. Если действительно все документы в порядке, к вам никаких вопросов не будет. На сегодняшний день в результате рассылки этих писем в казну поступило свыше 1,5 млрд тенге в виде налогов. Предприниматели сказали, что они поняли, подкорректировали свою отчётность. К ним вопросов нет. Мы любим и уважаем добросовестных налогоплательщиков.

В будущем я не рекомендую заключать сделки с лжепредприятиями. Всё отслеживается, так как мы хорошо продвинулись в электронных системах, выстроена работа с Комитетом финансового мониторинга, с банками.

FНо ваши подчинённые рассылали и другие «письма счастья», в которых призывали бизнесменов проиндексировать зарплаты.

- По этому вопросу мы соответствующую работу провели с департаментом госдоходов по городу Алматы. Все письма отозваны, соответствующий разговор состоялся у нас со всеми руководителями районных управлений, которые направляли эти письма. Этот вопрос закрыт.

Зарплаты в конвертах – проблема крупных городов

FТрудности в экономике повлияли на объёмы сбора налогов?

- По итогам 9 месяцев 2015 мы закрыли 100% плана. В первую очередь, план выполняется не за счёт добровольной части уплаты (от МСБ идёт 100% добровольной уплаты) – от крупного бизнеса мы выполняем 100% плана за счёт администрирования. Мы нашли их старые огрехи, проблемы, выставили соответствующие уведомления.

Конечно, ситуация с торговлей очень тяжёлая. Резко сократился импорт, сократился оборот внутри страны. Наш импорт ушёл в соседнюю республику (Киргизию), за счёт того, что у нас стоимость растаможки приближена к рыночной, а в Киргизии – нет. Летом звучали призывы: «Давайте завозить товары в РК по низкой цене, чтобы зарабатывать на пошлинах хоть миллиард». Этого не будет больше никогда.

Более того, мы с нашими коллегами по ЕАЭС (в том числе и из Киргизии) в декабре будем обсуждать установку коррелируемых единых индикаторов таможенной стоимости и применение единых мер воздействия на компании, которые завозят товары по заниженной стоимости. Параллельно с таможенными и налоговыми службами КНР мы отрабатываем механизмы взаимообмена информацией по счетам-фактурам, которые там выписываются. Не секрет, что многие счета-фактуры, которые приходят в Казахстан, вызывают большие сомнения у нас.

FКак вы оценивайте объём зарплат в конвертах в Казахстане?

- Объём индивидуального подоходного налога, который поступает в республиканский бюджет, ежегодно увеличивается на 15%. Конечно, это происходит в том числе и за счёт роста заработной платы, особенно в государственных органах, национальных компаниях. Но есть и рост поступлений от МСБ.

В небольших городах проблем мы не видим, потому что население маленькое и все знают, кто сколько получает. В крупных городах (Астана и Алматы) и областных центрах (Атырау, Актобе) есть проблемы с занижением зарплат. Иногда мы берём срез по статистическим данным сферы услуг, и когда нам называют средний уровень зарплаты – 25-30 тыс. тенге – это вызывает определённые вопросы.

Понятно, что здесь должна быть гражданская позиция человека, который работает по найму, он должен требовать выплаты нормальной зарплаты, так как это сказывается на уровне его отчислений в пенсионный фонд, социальных отчислений. Кроме того, пройдет лет 10-20, появятся дети и внуки, которым необходимо будет брать кредит на обучение, ехать обучаться за рубеж. И когда он принесёт справку о доходах в банк или посольство о том, что у него была зарплата $200, никто никуда не поедет и никто никому кредит не даст. Эта проблема будет повсеместной.

Налог с продаж снизит нагрузку на малый бизнес

F: Сейчас многие обсуждают предложение заменить НДС налогом с продаж…

- Такой вопрос рассматривается. Сам я сторонник того, что должен быть либо нормальный НДС, либо налог с продаж.

FВы считали, как ведение нового налога скажется на поступлениях в бюджет?

- Мы считали. У нас один к одному сходится.

FСчитается, что увеличится налоговая нагрузка на малый бизнес

- На малый бизнес нагрузка, наоборот, снизится – у малого бизнеса нет 5-6 «колен». Вы же когда оказываете, к примеру, парикмахерские услуги, то не стрижёте через 5-6 посредников, а оказываете услугу напрямую и напрямую получаете деньги. Грубо говоря, вы постригли, 5% отдали - и про вас забыли. Почему некоторые возражают против этого налога? Посмотрите на реальную схему строительства больницы: какой смысл было выстраивать 4 ступени поставщиков? Идите и купите кирпич на кирпичном заводе, цемент – на цементном, арматуру – на арматурном. Нет, надо купить через 6 "колен"! Покупают, раздувают стоимость. Все против, потому что у них доходы реально сократятся.

F: Экономист Олжас Худабергенов предлагал ввести розничный налог…

- Хорошая идея. Вкупе с налогом с продаж – отличная идея.

FВы можете выйти с этой идей на законодательный уровень?

- Сейчас будет создана рабочая группа при Министерстве экономики, и мы в рамках этой группы будем обсуждать все эти вопросы.

БВУ надо умерить аппетиты

FВ своём докладе вы затронули тему POS-терминалов и рассказали, что их можно будет приобрести в лизинг. Мне кажется, стоимость POS-терминала, около 100 тыс. тенге, – это не очень большая нагрузка для бизнеса.

- Мы приобретаем POS-терминалы и выдаём их в лизинг на 10 лет. Предприниматель должен будет выплатить за него 10 тыс. тенге в год, это 1,2 тыс. тенге в месяц.

FНо стоимость POS-терминала - это не проблема для МСБ. Проблема – в стоимости транзакций. Какими, на ваш взгляд, должны быть ставки на транзакции, чтобы бизнес перешёл на безнал?

- Сегодня она составляет от 1% до 3%. Основная проблема дороговизны транзакций – это отсутствие единого процессингового центра. Каждый крупный банк имеет свой процессинговый центр, в результате каждый «наворачивает» какой-то свой процент затрат. Банкам надо будет договориться об объединении - они станут долевыми участниками этого процессингового центра. В результате БВУ будут зарабатывать (на транзакциях) чуть меньше, но они должны понимать, что, когда начнутся транзакции, безналичная часть у них на счетах увеличится, то есть увеличится их ликвидность.

F: Вы говорили, что сейчас ведутся переговоры на эту тему с Нацбанком и БВУ. На какой стадии они находятся?

- Мы направили предложение в Нацбанк о возможности сокращения процентов по транзакциям. Мы попросили Нацбанк нас собрать. Предполагаю, что мы с банками соберёмся соберёмся в конце ноября - начале декабря и обсудим вопросы по транзакциям и обналичиванию денег в БВУ.

FКакой сейчас процент безналичных платежей?

- 50 на 50 по отношению к платежам наличными.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить