Даст ли коронавирус импульс развитию онлайн-образования в Казахстане

12078

Осенью прогнозируют вторую волну коронавируса, а значит, может вернуться и дистанционное обучение. Как справлялись учебные заведения РК с переходом в онлайн этой весной?

ФОТО: pixabay.com

Для всех образовательных учреждений Казахстана в этом году прозвенел первый серьёзный звонок. 129 вузов и 7,5 тысяч школ были переведены на онлайн-обучение. В более выигрышном положении оказались вузы, успевшие внедрить у себя дистанционное образование (таких чуть более половины – 71 вуз), а также частные агентства, школы, академии, давно обучающие популярным навыкам онлайн.

Один смартфон на троих?

Казахстан в плане дистанционного обучения значительно отстает от Европы и даже России. И дело не столько в количестве компьютеров на душу населения, сколько в умении людей пользоваться гаджетами и приложениями для получения онлайн-образования. Не говоря уже о дисциплине и навыке самостоятельного обучения. Внезапный вынужденный переход в онлайн породил трудности не только у студентов, но и у преподавателей, которые в срочном порядке принялись учиться обучать детей через интернет.

Напомним, при дистанционном обучении клиент получает образование посредством спецплатформ, таких как Skype, Zoom, Google Hangouts, Platonus и др. То есть обучение идет в виде вебинаров, а учащиеся получают обратную связь прямо во время видеоконференции. На такое обучение сразу перешли в основном те вузы, которые были подготовлены к этому формату до кризиса, и частные школы и агентства, не желающие простаивать и терять прибыль.

В общеобразовательных школах удаленное обучение проходило на базе программы Kundelik и видеоконференций на платформе zoom. Для этого школьников как минимум необходимо было обеспечить смартфоном с выходом в интернет, а в идеале – планшетом или ноутбуком. Как признается мама троих школьников Амина, ей было весьма сложно организовать выход в интернет из дома всем детям сразу. Смартфон с выходом в сеть в семье есть только у нее, у детей же простые «звонилки», да и по времени уроки часто пересекались. Такие проблемы возникали в Алматы, не говоря о других городах и селах.

Интернет-источники и 2gis дают ответ на вопрос, сколько у нас учреждений, дающих образование онлайн. Как оказалось, это 116 центров, 8 школ и 18 агентств. О том, что спрос на удалённое образование в Казахстане возрос, говорят в основном признания авторов различных популярных курсов. Так, по данным агентства Qamalladin.education, количество заявок на онлайн-обучение с начала карантина у них увеличилось в разы. Продукт агентства – курсы по SMM (social media marketing), интернет-маркетингу, дизайну от известных блогеров, профессиональных таргетологов и дизайнеров. По признанию других ресурсов, хотя спрос и растет, в большинстве своем люди лишь интересуются, но покупать пока не спешат – тратить деньги в нынешней ситуации мало кому хочется.

Из продленки в удаленку?

Все 360 учеников международной школы Galaxy перешли на онлайн-формат обучения сразу, не дожидаясь решения властей. «Переход на онлайн производился впервые, и это был хороший опыт. Сложности состояли при выборе платформы и составлении плана. Никаких ощутимых материальных потерь в связи с карантином мы не понесли, думаю, в том числе благодаря быстрой перестройке на удаленный формат», - говорит директор школы Ерхан Абдулдаев.

В Alkiz (Almaty high school for girls) признаются, что для перехода на новый режим им понадобилось около двух недель. «Основная сложность – короткие сроки для организации процесса. Проблему добавила и самоизоляция учителей, ведь дистанционному преподаванию им приходилось обучаться также дистанционно. Нам помогло то, что мы и раньше на офлайн-уроках использовали некоторые интернет-ресурсы, и смогли быстро адаптироваться к ситуации. Конечно, онлайн-обучение имеет определенные преимущества, и частичный переход на онлайн планировался ранее, теперь же мы были вынуждены осуществить его быстрее. В этом есть свои плюсы», - считает Олжас Елюбаев, заместитель директора по учебной работе.

Ряд предметов, которые сложно преподавать удаленно, в Alkiz сократили, например такие, как НВП или технологии. Учитывалось и время, которое дети проводили перед компьютерами и телефонами: «Мы должны соблюдать баланс продолжительности урока, чтобы дать необходимый объем знаний и в то же время не навредить здоровью ребенка», говорят преподаватели.

В AlmaU (Алматы Менеджмент Университет) в онлайн-режим перешли с 16 марта, но дистанционный формат обучения практиковался здесь и раньше. По словам доцента вуза Айман Казыбаевой, изначально они учитывали возможную нагрузку на основного провайдера, которая могла возникнуть после подключения всех вузов к онлайн-обучению. «Поэтому мы подготовили альтернативные варианты, такие как Zoom и Skype». Но нововведение вуза заключалось в том, что с этого года они и экзамены планировали принимать дистанционно:

«В этом году впервые госэкзамены будут приниматься в системе прокторинга, которую мы уже приобрели. Это система применяется при сдаче экзаменов дистанционно в форме тестирования, но при этом подключается фронтальная камера и система сразу подает сигнал, если возникает угроза списывания. Она позволяет соблюсти академическую честность. И это действительно новый вызов. Ведь даже наше дистанционное отделение всегда сдавало экзамены очно».

Кризис как шанс

Фактически случившийся с нами карантин и перевод вузов и школ на удаленку – это своего рода экзамен на аттестат зрелости для всего казахстанского образования. И дело не только в том, что сразу стало очевидным качество. Все-таки дистанционный формат обнажает суть продукта. Вторая проблема – не все преподаватели смогли доступно объяснить студентам и ученикам сложную тему, да и еще и удаленно. Этому нужно учиться.

О чем, по сути, говорит развитый distance learning? О том, что техническое оснащение – на должном уровне, как и уровень менеджмента в вузах. О том, что люди мобильны, готовы быстро менять профессию, осваивать меняющиеся технологии.

К слову сказать, в Казахстане неплохие результаты у корпоративного онлайн-обучения, особенно в финансовом секторе. Компании и сами создают собственные университеты, и передают эти задачи на аутсорс. Но это скорее исключение, чем правило.

Безусловно, дистанционное обучение уходит на второй план, когда есть возможность обучиться офлайн – особенно это касается вчерашних и сегодняшних школьников, которым необходим очный формат. Но глобальные тренды все же говорят в пользу онлайн-обучения. И как бы мы ни старались оставить старые привычки, как например, офлайн-обучение, встречи и покупки в магазинах, – онлайн-пространство постепенно выигрывает это сражение. Важно, чтобы мы были готовы к этому.

Майгуль Кондыказакова 
Диана Камаладин 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить