Что нужно знать компаниям при выходе на зарубежную биржу

7589

На что следует обратить внимание казахстанским компаниям и их иностранным владельцам при частном размещении ценных бумаг за рубежом, рассказывают читателям Forbes.kz юристы международной юридической фирмы «Дентонс» Гани Ашимхан и Али Иманалин

Фото: commoditybiz.ru

Статья 22-1 Закона «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года (ЗРЦБ) определяет условия и порядок выпуска и (или) размещения эмиссионных ценных бумаг на территории иностранного государства, а также включения и нахождения эмиссионных ценных бумаг в список ценных бумаг фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории иностранного государства.

В частности, статья устанавливает, что организация-резидент Республики Казахстан вправе осуществлять выпуск и (или) размещение эмиссионных ценных бумаг на территории иностранного государства только при наличии соответствующего разрешения уполномоченного органа (Национального банка РК). Разрешение НБРК, в свою очередь, может быть дано при соблюдении следующих основных условий:

- осуществление листинга на Казахстанской фондовой бирже (KASE) эмиссионных ценных бумаг организации-резидента;

- получение согласия KASE на их включение в определенную категорию списка KASE;

- корпоративное решение организации-резидента должно содержать условие о том, что не менее 20% от общего количества данных акций должно быть предложено к приобретению через KASE.

Организациями-резидентами РК ЗРЦБ признает также и иностранные юридические лица, не менее двух третей активов которых находятся на территории РК или выпущены в соответствии с законодательством республики, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (фактические органы управления) которых находится в стране. Регулятор придерживается позиции, что при определении «двух третей активов» должно учитываться как прямое, так и косвенное владение.

Рассмотрим ряд ситуаций, в которых могут возникнуть трудности с пониманием требований статьи 22-1 ЗРЦБ.

В отношении размещения казахстанским АО своих ценных бумаг за рубежом закон не устанавливает четких критериев «размещения ценных бумаг на территории иностранного государства». Очевидно, что размещение казахстанским АО своих ценных бумаг на иностранной бирже или на иностранной внебиржевой площадке с получением соответствующих разрешений иностранного регулятора будет являться размещением ценных бумаг на территории иностранного государства.

При этом возможно, что и частное размещение казахстанским АО своих ценных бумаг иностранным инвесторам на территории Казахстана, при отсутствии намерения размещать ценные бумаги за рубежом, может быть расценено как размещение на территории иностранного государства. В данном случае необходимо быть осторожным, к примеру, в вопросе выбора иностранного применимого права в отношении соглашений о подписке, месте их заключения и процедуры размещения.

Однако с размещением казахстанскими АО своих ценных бумаг за рубежом, как правило, трудностей не возникает, поскольку те из практических соображений вместо прямого размещения выбирают вариант с размещением ценных бумаг специальной созданной в иностранном государстве дочерней организации.

Несмотря на то, что эта статья существует в ЗРЦБ с июля 2005 года, на практике ее требованиям зачастую не уделяют должного внимания при размещениях ценных бумаг за рубежом холдинговыми компаниями казахстанских юридических лиц. Причем трудности возникают именно в рамках частного выпуска и размещения, то есть выпуска и размещения конкретно определенному кругу лиц (существующим акционерам или заранее известному инвестору), при котором нет намерения предлагать акции неограниченному кругу инвесторов.

Иностранные специалисты, силами которых проводятся такие размещения, зачастую просто не подозревают о существовании норм законодательства Казахстана, распространяющихся на действия иностранной холдинговой компании в пределах своей юрисдикции инкорпорации.

Вариантов и целей выпуска и размещения холдинговыми компаниями казахстанских юридических лиц своих акций множество. Выпуск и размещение дополнительных акций существующему акционеру (акционерам) может, к примеру, осуществляться:

(а) при пополнении капитала;

(б) при конвертации долга в акции;

(в) в рамках соглашений акционеров в качестве обеспечения исполнений обязательств или гарантий и заверений;

(г) при реорганизации из одной организационно-правовой формы в другую;

(д) при конвертировании или обмене ценных бумаг (облигации в акции, привилегированные в простые);

(ж) вместо выплаты дивидендов.

Выпуск и размещение холдинговой компанией казахстанского юридического лица своих акций третьей стороне – заранее определенному инвестору (инвесторам) может, у примеру, осуществляться в целях:

(а) пополнения капитала;

(б) конвертации долга в акции;

(в) выплаты сотрудникам в обмен на отказ от определенных прав;

(г) выплаты продавцам в обмен на акции в другом юридическом лице.

Буквальное толкование статьи 22-1 ЗРЦБ не позволяет прийти к выводу, что требования данной статьи не распространяются на частные размещения. Национальный Банк РК также придерживается позиции, что требования статьи носят императивный характер и не предусматривают исключений для частного размещения.

В случае, если выпуск и размещение холдинговой компанией казахстанского юридического лица своих акции территории иностранного государства было осуществлено без получения разрешения Национального банка РК, то согласно пункту 1 статьи 159 Гражданского кодекса, такая сделка будет являться ничтожной. Непризнание в Казахстане совершенного без разрешения выпуска и размещения акций само по себе не влечет ничтожности такой сделки в юрисдикции инкорпорации холдинговой компании. Однако, ничтожность данной сделки может иметь значение, к примеру, в случае, когда выпуск и размещение акций были произведены в адрес казахстанского резидента (казахстанские компании нередко участвуют в холдинговых структурах с участием иностранных партнеров). В данном случае казахстанский резидент не будет иметь юридического основания для осуществления оплаты в адрес холдинговой компании за вновь выпущенные акции.

В декабре 2011 года статья 196-1 Кодекса об административных правонарушениях (статья 261 в действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях) была дополнена пунктом 2, согласно которому нарушение эмитентом условий и порядка размещения эмиссионных ценных бумаг на территории иностранного государства, установленных законодательством Республики Казахстан, влечет штраф на юридических лиц в размере пятидесяти процентов от суммы денег, полученных от размещения эмиссионных ценных бумаг.

Существует мнение о том, что исполнить решение о взыскании штрафа в отношении иностранного юридического лица невозможно. Однако, необходимо учитывать, что в рамках отношений между холдинговой компанией и казахстанским юридическим лицом всегда имеют место взаимные права и обязательства, которые выражаются в осуществлении взаимных платежей (к примеру, вклад холдинговой компании в уставной капитал казахстанского юридического лица, выплата казахстанским юридическим лицом дивидендов или возврат заемных средств в пользу холдинговой компании), которые могут стать предметом взыскания.

Статья 22-1 ЗРЦБ была включена по инициативе парламентариев с целью развития рынка ценных бумаг в Казахстане, и необходимость обязать эмитентов, желающих получить доступ к неограниченному кругу инвесторов на зарубежных рынках капитала, предложить ценные бумаги инвесторам в Казахстане через организованный рынок ценных бумаг в принципе обоснована.

Однако, вызывает сомнение обоснованность возложения на эмитентов, осуществляющих частное размещение, и не имеющих намерения становиться публичными компаниями или предлагать свои ценные бумаги широкому неопределенному кругу инвесторов, обязанности проходить листинг в Казахстане и предлагать такие ценные бумаги широкому неопределенному кругу инвесторов в Казахстане.

Такая обязанность, по своей сути, является дискриминационной по отношению к холдинговым компаниям казахстанских юридических лиц а также к иностранным компаниями, осуществляющим свою деятельность в Казахстане напрямую – фактически на такие компании в процессе осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане возлагается дополнительная обязанность, которая не возлагается на казахстанские юридические лица. Это не может не отражаться, в целом, на свободе предпринимательства в Республике Казахстан, и в частности на создании благоприятного климата для иностранных инвестиций.

Таким образом, было бы полезно рассмотреть возможность внесения в статью 22-1 ЗРЦБ изменений в части исключения применения требований пунктов 1 и 2 этой статьи на выпуск и частное размещение (размещение конкретно определенному кругу лиц, включая акционеров и заранее известных третьих лиц-инвесторов, при котором эмиссионные ценные бумаги не предлагаются в любой форме и любыми средствами, в том числе с использованием рекламы, неограниченному (неопределенному) кругу лиц), проводимые организациями-резидентами Республики Казахстан вне организованного рынка ценных бумаг.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить