Что нужно для роста IT-экспорта?

10281

Есть вертикали, где Казахстан может замахнуться, если не на мировое господство, то на региональное лидерство

ФОТО: pixabay.com

Тема увеличения экспорта информационных услуг была одной из ключевых на недавнем форуме Digital Almaty 2020. Текущий объем такого экспорта, согласно данным НБ РК, по итогам девяти месяцев 2019 года составил $4 млн, или чуть менее 0,07% от общего объема торговли услугами, и 4% внутри сектора экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг. С одной стороны, по сравнению с 2018 годом мы видим рост почти в 4 раза в денежном выражении. С другой – это $450 тыс. в месяц, приблизительно месячный оборот стартапа на стадии series A/B.

В отношении того, какую же стратегию выбрать, чтобы увеличить этот процент в 2, 10, 100 раз, я сторонник подхода Алана Лафли (бывший глава Procter&Gamble), утверждающего, что «ядро любой стратегии состоит из ответов на два основополагающих вопроса: где играть и как одержать победу». Можно допустить, что первая часть должна включать выбор приоритетных направлений экономики и стран экспорта, а вторая – то, что может предоставить государство и сделать сама компания-экспортер.

Приоритетные сферы. Здесь прежде всего надо создать фокусность и ограниченность в секторах, которые выбраны для поддержки, – не более 5–10% от всей экономики. В противном случае эффект будет незначительным. Сам выбор стоит делать, исходя из того, в каких сферах у Казахстана есть относительное конкурентное преимущество или будет в ближайшие несколько лет.

Например, для ряда уже «выстреливших» проектов – e-commerce-сервисов заказа билетов, купонаторов, доставки еды – при их экспортировании встает вопрос, какие рынки еще доступны и не заняты более сильными глобальными игроками. Если же смотреть на такие сферы, как AI/ ML (искусственный интеллект и машинное обучение), то они требуют большого количества исходных данных и являются высококонкурентными, получив миллиардные инвестиции в Китае и США. При этом есть вертикали, где Казахстан точно может замахнуться, если не на мировое господство, то на региональное лидерство.

Приоритетные рынки. Если пул импортеров информационных услуг в Казахстан стабилен и представлен преимущественно тремя – США (64% в среднем за 2018–2019 годах), Великобританией и РФ (по 7%), то страны экспорта меняются от года к году. Например, в 2018-м в топе были РФ (67%), другие страны (15%) и Германия (5%), а в 2019-м Испания (51%), РФ (12%) и Германия (9%). Это и появление стартапов, оперирующих на совершенно разных внешних рынках (ЮВА, Европа, США), говорит о том, что у экспортной стратегии многих компаний принцип «куда получится».

Здесь также желателен аналитический подход, учитывающий такие факторы, как тип услуг (например, США может быть интересен наш аутсорс, ЦА – выращивание e-com-проектов, Европе – отдельные IoT-решения); наличие «приземляющего» оператора в Казахстане (скажем, локальное присутствие Seedstars – дополнительный стимул рассмотреть опцию Европы, а Plug&Play – рынки, на которых они оперируют); стоимость оперирования/выхода на рынок и т. п.

Помощь государства. В Казахстане уже реализуется большой набор различных мер поддержки, в том числе индивидуально кастомизированных по программе IT-чемпионов, куда входят 35 местных компаний. Одной из упущенных возможностей поддержки заинтересованных в экспорте компаний выглядит предоставление информации по внешним рынкам – от объема, состояния инфраструктуры (доступ к интернету, банковским картам и т. д.) до рекомендационных списков сервис-провайдеров по открытию компании, юридическому сопровождению, бухгалтерскому обслуживанию.

Действия самих компаний. Все остальное. Потому что если говорить о рыночных реалиях, то только работа над своим продуктом и его маркетингом может обеспечить долгосрочную выживаемость на внешнем рынке. Господдержка может лишь сделать эту задачу чуть более простой.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить