Что известно об авиакомпании Bek Air и её разбившемся лайнере

19438

Катастрофа произошла в Алматы 27 декабря

Тот самый борт UP-F1007
ФОТО: Вячеслав Фирсов
Тот самый борт UP-F1007.

Как уже сообщал Forbes.kz, в пятницу, 27 декабря, в 07:22 лайнер авиакомпании Bek Air взлетал из аэропорта Алматы по направлению в Нур-Султан и при взлёте потерял высоту, пробил бетонное ограждение и столкнулся с двухэтажным домом. На борту было 93 человека и 5 членов экипажа, при крушении погибли 12 человек. Создана правительственная комиссия во главе с премьер-министром Аскаром Маминым.

Forbes.kz собрал данные о том, что известно об авиакомпании Bek Air.

Авиакомпания Bek Air была создана в 1999. Тогда её целью было выполнение бизнес-перевозок. В разные годы своей деятельности перевозчик эксплуатировал как российские воздушные суда (Як-40, Ту-154), так и технику дальнего зарубежья (ВАС-1-11, Falcon-20), оборудованные салонами VIP-класса. С 2011 перевозчик решил сменить свою бизнес-стратегию и сфокусироваться на регулярных пассажирских авиаперевозках, в первую очередь внутри Казахстана. Фактически сразу же Bek Air вошёл в тройку крупнейших авиаперевозчиков страны. Авиакомпания открыла маршруты из Нур-Султана и Алматы в Атырау, Актау, Актобе, Уральск, Костанай, Павлодар, Караганду, Шымкент, Кызылорду, а также выполняла чартерные рейсы в Россию, страны СНГ, ОАЭ, Турцию, Монголию и Китай.

Для выполнения регулярных рейсов в 2013 руководство Bek Air решило использовать однотипный флот. Для этого был выбран самолёт Fokker 100. Это среднемагистральный пассажирский лайнер на 107 пассажиров и самая большая серийная модель нидерландской авиастроительной компании Fokker. Всего в 1986-1997 было произведено 283 таких лайнера. Особенность этого типа в том, что его производитель обанкротился в 1996, его подразделения были проданы конкурентам, и сегодня лайнеры обслуживает компания Fokker Technologies.

Bek Air начала собирать бывшие в эксплуатации Fokker 100 по всему миру, и за всё время своей работы в ее парке в разное время было до 16 бортов этого типа. Сегодня на сайте первозчика указано, что он эсксплуатирует семь самолетов Fokker-100. Точнее, теперь уже шесть...

Разбившийся 27 декабря 2019 лайнер была зарегистрирован в Казахстане под серийным номером UP-F1007. Он сошёл с конвейера 23 года назад, в 1996. С тех пор он успел полетать на Тайване в авиакомпаниях Formosa Airlines (1996-2004) и Mandarin Airlines (2004-2006), потом поступил в немецкую Contac Air, а в 2013 прибыл в Казахстан во флот Bek Air.

Рейсы UP-F1007 за последние 7 дней. Скриншот сервиса FlightRadar24
Рейсы UP-F1007 за последние 7 дней. Скриншот сервиса FlightRadar24

Последние два выполненных регулярных рейса самолёт совершил в среду, 25 декабря, из Алматы в Атырау и обратно. Судя по данным сервиса FlightRadar24, по которому можно отследить перемещение воздушных судов, лайнер UP-F1007 больше суток простоял на земле и лишь утром 27 декабря попытался вылететь в свой последний рейс в Нур-Султан.

В 27 марта 2016 о Bek Air узнали миллионы людей по всему миру. В тот день в аэропорту Нур-Султана (тогда Астаны) совершил аварийную посадку без передней стойки шасси самолет этой авиакомпании. На борту воздушного судна находился 121 человек, из них 116 пассажиров и пять членов экипажа. Кадры с этим самолетом без передней стойки облетели многие ведущие мировые СМИ. Ни один человек тогда не погиб.

За штурвалом того Fokker 100 сидел командир Дмитрий Родин. 6 мая 2016 президент наградил его «за выдающиеся заслуги перед Республикой Казахстан, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга» званием «Халық қаһарманы».

Пассажиры не раз замечали, что на самолетах Bek Air имеются наклейки зарубежных авиакомпаний. В частности, даже на разбившемся борту был замечен флаг Афганистана и логотип афганской авиакомпании Kam Air. Кроме того, в другое время на фюзеляже того же борта была замечена наклейка африканской авиакомпании Trans Air Congo. В 2016 прежнее Министерство по инвестициям и развитию поясняло, что Bek Air заключила контракты с иностранными компаниями по «мокрому лизингу», когда в пользование другой стороне отдаётся не только самолёт, но и экипаж, бортпроводники и инженерное обслуживание. Видимо, у казахстанской авиакомпании было достаточно свободных лайнеров и лётчиков, что они могли работать в других странах.

UP-F1007 с логотипом афганской Kam Air
ФОТО: Вячеслав Фирсов
UP-F1007 с логотипом афганской Kam Air.

В 2019 Bek Air со своим официальным веб-сайтом попала в рейтинг Forbes Kazakhstan «30 крупнейших торговых интернет-площадок», оказавшись там на 21 месте. Издание отмечало, что за 2018 выручка от онлайн-продаж могла составить $4,79 млн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить