Индекс потребительского настроения в Казахстане в марте-феврале 2022 года

4821

Что большe всего волнуeт казахстанцев

ФОТО: © Depositphotos.com/Photoprofi30

Data-команда кешбэк-сервиса Dosmart.kz провела опрос для определения потребительских настроений и ожиданий покупателей. Исследование проводилось на протяжении двух месяцев, в нем приняло участие более 24 тысяч респондентов из числа активных пользователей сервиса.

«Индекс потребительского настроения рассчитывался на основе международной методологии. В феврале он составил 99 пунктов, что на один пункт выше, чем месяцем ранее. Это пессимистическая оценка», – рассказал Ислам Талапбаев, руководитель сервиса Dosmart.kz.

Это говорит о том, что казахстанцы в целом оценивают ситуацию в стране как ухудшающуюся, что логично на фоне экономических и геополитических сложностей, с которыми столкнулся мир. В феврале больше всего казахстанцев волновали растущие цены на продукты питания, а в марте их стали чаще беспокоить состояние экономики и война.

Здесь и далее: по данным Dosmart.kz за февраль-март 2022 года
Здесь и далее: по данным Dosmart.kz за февраль-март 2022 года

Что касается возраста респондентов, которых чаще всего беспокоят состояние экономики, то в большинстве своем это более молодое поколение. Как правило, это жители западных и южных городов республики. А вот растущие цены чаще всего волнует поколение от 25 до 45 лет. Нужно также отметить, что жители северных городов обеспокоены растущими ценами больше в сравнении с другими регионами.

Растущие цены на продукты

Состояние экономики

При это более старшее поколение чаще волнуется по поводу войны. Как правило, это жители северных регионов Казахстана, Нур-Султана и Алматы. А вот что касается жителей южных регионов, то они меньше всего обеспокоены этой темой.

Война

«Индекс потребительского настроения среди тех, кто боится войны, в феврале составлял 90 пунктов, однако в марте он снизился до 87. Данная оценка намного ниже, чем средняя на всю выборку, что говорит о том, что эти респонденты сегодня менее позитивны», – добавил Ислам.

Что касается индекса потребительского настроения в разрезе регионов, то в ходе исследования удалось выяснить, что жители Алматы, северных и центральных регионов чувствуют себя менее уверенными. Оптимистичнее всего по итогам первых двух месяцев 2022 года были настроены респонденты, проживающие в южных, западных и восточных регионах, а также в Нур-Султане. Здесь индекс достиг 116, 115, 108 и 102 пунктов соответственно.

Оптимистичнее всего настроено молодое поколение. Это люди в возрасте до 25 лет. В марте показатель увеличился и составил 115 пунктов. При этом представители старшего поколения, наоборот, менее оптимистично. В особенности люди старше 45 лет.

Несмотря на довольно пессимистичное отношение к текущей ситуации в стране, большинство казахстанцев с оптимизмом смотрят в будущее. Так, 56–57% казахстанских семей считают, что ближайший год для экономики Казахстана будет хорошим временем.

Что касается более долгосрочного прогноза, то каждая вторая казахстанская семья затрудняется ответить на этот вопрос или же предполагает, что в ближайшие пять лет произойдет стагнация.

Казахстанцы смотрят оптимистично в будущее и в вопросах, которые касаются их личного материального положения. Так, каждый второй респондент считает, что в ближайшие 12 месяцев он будет больше зарабатывать.

При этом нынешнее финансовое положение, по результатам опроса, у большинства респондентов не изменилось за последние 12 месяцев. Доля тех, чье положение стало хуже, в феврале выросла.

Также большинство респондентов заявили, что нынешней зарплаты им хватает только на месяц, поэтому они вынуждены жить от зарплаты до зарплаты.

«Несмотря на то, что текущую ситуацию казахстанцы оценивают как ухудшающуюся, результаты исследования не говорят о по-настоящему пессимистических настроениях в обществе. Напротив, многие считают, что в ближайший год ситуация станет лучше: как с личным финансовым положением, так и в целом с экономикой страны», – добавил Ислам Талапбаев.

Методология

Для расчета индекса потребительского настроения используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуации на потребительском рынке. Он вычисляется как разница между долей положительных и долей отрицательных ответов плюс 100. ИПН имеет 2 субагрегата:

  • ИТС (Индекс текущего состояния) = среднее значение частных индексов 1) об изменении личного материального положения за прошедшие 12 месяцев и 2) об оценке ситуации на потребительском рынке.
  • ИПО (Индекс потребительских ожиданий) = среднее значение частных индексов об ожиданиях изменения 1) личного материального положения в ближайшие 12 мес.; 2) развития экономики 3) развития экономики страны в ближайшие 5 лет.

Однако, нужно отметить, что в процессе исследования специалисты видоизменили один из вопросов, а именно вопрос по оценке ситуации на потребительском рынке. Вместо измерения целесообразности крупных покупок, было решено взять на оценку материальных возможностей после основных расходов.

Данный опрос запущен на постоянной основе, который может публиковаться еженедельно. В опрос также был включен дополнительный вопрос о беспокойствах казахстанцев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить