Честный вагон

5447

В Казахстане не первый год действует электронная биржа вагонов ETEX, однако из-за ряда препятствий показать большое число сделок площадке пока не удается. Между тем биржа могла бы помочь государству пополнить бюджет и добавить отрасли прозрачности

Отечественная железнодорожная инфраструктура, как известно, принадлежит КТЖ. Что касается грузовых вагонов, их владельцами являются несколько крупных игроков и большое число незначительных. Серьезный парк есть у дочерней компании ERG «ТрансКом». Внушительное число цистерн принадлежит «Исткомтрансу». Однако эти компании сосредоточены на обслуживании собственного круга клиентов и редко выставляют подвижной состав на открытом рынке. В основном же грузовые вагоны в аренду предоставляет нуждающимся «дочка» КТЖ «Казтемиртранс». Однако то, как это происходит, выглядит пока несколько архаично. Экспедиторы собирают заявки у своих клиентов, передают их в «Казтемиртранс». И уже там менеджеры на свой выбор распределяют заказы. Никакой ясности для конечного арендатора тут нет. Четких правил распределения не существует.

О какой ясности идет речь, кроме, собственно, стоимости суток аренды? Грузы бывают разными. Разными бывают и вагоны. Расстояния транспортировки также отличаются. Все это, по идее, должно отражаться на цене. В качестве примера можно взять металлический лом. Когда он грузится в вагоны, те деформируются. Перевезти муку и перевезти металл – это совершенно разные истории с точки зрения амортизации. Металлисты готовы платить больше остальных заказчиков, но для этого должен существовать какой-то механизм, который будет определять справедливую стоимость на рынке.

В действительности он существует - не первый год в стране работает электронная биржа вагонов ETEX, где учитывается множество нюансов. Когда на этой площадке выставляется на торги вагон, сразу определяется тип груза, который в нем будет перевозиться, стартовая стоимость. Допустим, если выставляются вагоны под ту же муку, понятно, что металлисты не допускаются к конкурсу. Цена таким образом складывается максимально справедливой. Если у кого-то горит контракт на поставку и он готов заплатить больше - лишь бы выполнить свои обязательства и не попасть на штрафы, площадка дает ему такую возможность. В итоге спрос и предложение уравновешивается.

На ETEX выставляют свои вагоны в основном небольшие игроки. «Казтемиртранс» появляется там эпизодически. Причем, что любопытно, цена, которая формируется на площадке в ходе свободных торгов, сегодня минимум на 20% выше, чем по прайсам самого «Казтемиртранса». Объясняется это просто – в стране чувствительный дефицит вагонов. Если бы сама «дочка» КТЖ выставила весь свой парк на электронной площадке, государство могло бы получить миллионы и миллионы тенге и в виде налогов, и как акционер.

Любопытно посмотреть на то, каким путем пошли в соседней России. Первоначально там появилось несколько бирж, на которых шли торги. В том числе такого рода площадку создал и один из резидентов «Сколково». РЖД, некоторое время понаблюдав за их работой, вступило в альянс с группой «Сбер» и создало собственный IT-сервис. По сути это убило бизнес независимых бирж. Однако хотя бы для заказчиков правила, по которым формируются цены, стали прозрачными, и теперь трудно упрекнуть владельца вагонов в субъективности.

Евгений Щербинин, директор софтверной компании Prime Source, которая по заказу ETEX написала когда-то IT-платформу, говорит, что подобные электронные системы существенно экономят ресурсы, повышают эффективность:

«Когда не человек принимает телефонные вызовы… Когда не какие-то личные встречи, на которых кто-то о чем-то договаривается, определяют результат… Когда вместо всего этого есть цифровая площадка, которая действует в соответствии с ясными алгоритмами - тогда появляется прозрачность. Экономится огромное количество времени на коммуникациях. Человеческий фактор минимизируется. Больше не возникает ситуаций, когда кто-то что-то забыл, ошибся, принял по каким-то причинам субъективное решение».

Директор Prime Source говорит, что вообще КТЖ с инновациями на «ты». Для корпорации компания написала IT-систему производственной безопасности, которую сегодня ежедневно используют сотни тысяч работников и благодаря которой травматизм на железных дорогах снизился до предельно низких значений. То есть цифровизация именно в КТЖ, то есть материнской компании, по ощущениям Евгения Щербинина, идет полным ходом.

В целом же он указывает на то, что решения, подобные ETEX, достаточно типовые. Разработчику программного обеспечения, у которого в портфолио уже есть маркетплейсы, онлайн-биржи, как у Prime Source, сделать нечто в том же роде еще раз труда не составит.

«Такие платформы состоят примерно из одних и тех же модулей. Заново писать такую IT-систему сегодня силами собственных команд экономического смысла не имеет - это изобретение велосипеда. У нас, например, для построения цифровых каналов есть полный набор компонентов, кодов, опробованных и протестированных. Там и идентификация множеством способов, и биометрия. И разные виды учетных записей. И авторизация через третьи стороны. Масса компонентов по интеграции со сторонними системами. К тому же мы, например, отдаем готовый продукт с исходными кодами, чтобы заказчик мог перехватить разработку и самостоятельно развивать ее дальше», - отмечает Евгений Щербинин.

Таким образом, платформы, подобные ETEX, могли бы появляться в стране повсеместно и не требуют каких-то запредельных инвестиций, если заказывать их у тех, кто нечто подобное уже делал. Эффект же от их внедрения совершенно понятный. Главное, чтобы ценность площадок была и государством, и квазигоссектором действительно осознана. В нынешней ситуации ценен каждый тиын.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить