«Золотое руно» четы Кожабековых из Тараза

16990

Химик-технолог и экономист Мухамеджан и Гульжан Кожабековы открыли производство недорогой качественной верхней одежды из овчины

Фото: Серикжан Ковланбаев
Гульжан Кожабекова.

Бренд ИП «Кожабекова» до недавнего времени был практически неизвестен за пределами Тараза. Однако после участия предприятия в выставках-ярмарках казахстанских товаров в Алматы и Астане от жителей обеих столиц посыпались заказы на изготовление полушубков, дублёнок, шапок, жилетов из натурального меха.

- Мы можем сшить по заказу совершенно любое изделие из овчины. Например, на ярмарке казахстанских товаров в Астане многим понравились куртки и штаны на меховом подкладе. Детские цигейковые шапочки, крытые тканью, тоже хорошо расходились, - рассказывает глава ИП «Кожабекова» Гульжан Кожабекова. – Куртки мы продавали по 18 тыс. тенге, шапки – по 3 тыс. тенге. Полушубки (их у нас заказывают жители северных регионов страны) мы продаём по 25 тыс. тенге. Женская дублёнка на заказ стоит у нас 45 тыс. тенге. Мне кажется, это очень хорошие цены для изделий из натурального меха.

Гульжан и её муж Мухамеджан занялись бизнесом от безысходности. До середины 90-х оба работали на меховом комбинате (он – химиком-технологом, она - экономистом) в Шымкенте. В лихие годы предприятие закрылось, супруги остались без средств к существованию. Муж взял в аренду небольшое помещение и начал выделывать шкуры на заказ. Вскоре работа нашлась и для других бывших коллег – закройщиков и швей. Небольшое предприятие выпускало кожаные куртки и каракулевые шубы, которые забирали для дальнейшей перепродажи постоянные клиенты.

К 2003, когда Кожабековы переехали в Тараз, у семьи уже были средства на покупку оборудования для небольшого цеха по производству овчины. Предприниматели наняли 30 человек и решили участвовать в тендерах.

- Первым тендером, в котором мы участвовали, был конкурс Погранслужбы КНБ по пошиву полушубков. Мы долго не решались подавать заявку. Но конкурсная комиссия изучила наши образцы и выбрала нас. Постепенно мы начали брать заказы и из Министерства обороны, - вспоминает Гульжан. – Производство расширилось. Сейчас у нас в собственности 1,5 га, где расположена производственная база: двухэтажное здание, где находится швейный цех, складское помещение для хранения шкур, обработанных шкур и готовой продукции, а также цех выделки. Сейчас у нас работает около 50 человек.

Сырьё предприятие закупает в Таразе и Алматы.

- К сожалению, сырьё не соответствует всем требованиям. Раньше съём шкур был качественным, а сейчас заготовители собирают шкуры у частных лиц, и не все они умеют делать съём: половина шкур рваные, половина не солёные, - сетует глава ИП. – Но только в процессе обработки становятся видны эти недоработки. Там, где есть небольшие дырочки, шкуры рвутся, если шкуры не солёные, то выпадает ворс.

Аким Алматы Бауыржан Байбек изучает овчину ИП "Кожабекова".

В ИП «Кожабекова» при обработке овчины придерживаются стандартов, разработанных ещё при Союзе. Мех получается качественным, а потому особо ценится.

- У нас закупают выделанный мех для своей обуви актауская обувная фабрика «Жамалай» и алматинские «Жетысу» и «Дархан». Таразский кожевенный комбинат – тоже в числе наших покупателей, - подчёркивает руководитель предприятия. – Все они предпочитают наш мех, потому что он хорошей выделки, не имеет запаха.

Куртки на натуральном меху пользуются популярностью в северных регионах Казахстана.

Однако в этом году у предприятия возникли трудности. Причин тому две. Первая – отсутствие госзаказов. ИП выиграло несколько тендеров на пошив одежды для сотрудников нефтегазовых компаний и работает на розничный рынок.

- Мы сейчас перерабатываем в месяц 7-8 тыс. шкур, а можем в два раза больше, - отмечает собеседница.

Детские меховые шапки стоят 3 тыс. тенге.

Вторая серьёзная проблема – девальвация тенге.

- Ведь в Казахстане мы покупаем только сырьё – шкуры – и поваренную соль для обработки. Всё остальное, что связано с обработкой (моющие, жирующие, другие средства) мы покупаем в Германии, за евро. Красители мы привозим из России, где цена привязана к доллару, и она каждый день меняется, - перечисляет Гульжан Кожабекова. – Кроме того, в этом году мы планировали обновить оборудование: съездили летом в Италию, выбрали потенциального поставщика. Но девальвация внесла коррективы – пока мы решили воздержаться от таких расходов. Один станок стоит 49 тыс. евро. Даже не представляю, сколько должно быть заказов, чтобы оправдать его!

На выставке в Алматы.

Остаться на плаву, сохранить штат и не поднимать цены на продукцию компании помог вовремя взятый по льготной ставке кредит.

- Вообще я стараюсь не брать кредитов, но в этом году ко мне пришли представители фонда «Даму» и рассказали, что можно взять заём под низкий процент. В итоге я взяла кредит на пополнение оборотных средств, а ставку по нему субсидировал фонд. 10 млн тенге по ставке 7% годовых, ежемесячные выплаты – около 1 млн тенге. По-моему, это прекрасные условия, ведь сегодня многие предприниматели берут кредиты под 20% годовых, - считает выгоду экономист. – На эти деньги мы закупили сырьё, которого нам хватит до следующей весны. А сейчас банк, с которым мы сотрудничаем, предлагает кредит по линии «Даму» под 6% на покупку оборудования. Но пока мы ждём – надеемся, что тенге немного укрепится, и покупка оборудования будет более приемлемой.

Пока супруги Кожабековы сосредоточились на решении других бизнес-задач: расширении линейки моделей и широком выходе в розницу, чтобы минимизировать зависимость от госзаказов. В ближайших планах: открыть магазины в Алматы и Астане. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить