Как создавали крупнейшее в Казахстане производство свежей зелени

24593

Его владелец - автор дизайна пешеходной улицы Панфилова в Алматы

Роман Шнайдерман - основатель проекта GreenEco
ФОТО: © Андрей Лунин
Роман Шнайдерман - основатель проекта GreenEco

Свежая зелень – привычный ингредиент практически в любой кухне мира. Однако в союзе с казахским бешбармаком или узбекским пловом ее можно встретить не так часто. Поэтому строить масштабный тепличный комплекс по производству зелени в нашей стране – риск, на который решаются немногие. В то же время мировой рынок этой продукции растет непрерывно. Согласно отчету Global Fresh Herbs Market Research 2021, ожидается, что он будет прибавлять до 2025 года как минимум 3,9%, или $1,1 млрд ежегодно. Эксперты прогнозируют, что растущий спрос на упакованные свежие травы и рост популярности межкультурных кулинарных традиций будут стимулировать дальнейший подъем отрасли.

Из этого в том числе исходил Роман Шнайдерман, основатель проекта GreenEco близ Алматы. Ландшафтный архитектор из Израиля приехал в Казахстан в 2004 году для участия в строительстве сети торговых центров MEGA – и в итоге остался здесь жить. Среди других его известных проектов – пешеходная улица Панфилова в Алматы. Культура потребления свежей зелени в Казахстане, констатирует собеседник, пока находится лишь на начальном этапе развития. Решив строить тепличный комплекс, предприниматель задался целью стать не просто главным игроком на этом рынке, а ни много ни мало - родоначальником новой индустрии. Сегодня мощность GreenEco достигает 60 тонн зелени в месяц (около 3 млн пучков в год), а обрабатываемая площадь теплиц – 1,3 га.

Как создавался тепличный комплекс, который считается самым большим в Казахстане? И почему зелень здесь выращивается по скандинавскому методу?

Добрый бизнес

Мы едем вдоль Большого Алматинского канала в сторону села Панфилов, что в 15 километрах от южной столицы. По пути наблюдаем активные строительные работы – через два года здесь завершится строительство автодороги БАКАД, которая станет важнейшим логистическим путем для производств вокруг мегаполиса. Для Шнайдермана это очень важно, ведь свежая зелень не терпит долгой транспортировки, ее нужно везти в магазины почти сразу, как только она выросла до нужных размеров. Преодолев череду пустырей вдоль трассы, мы следуем вдоль длинного забора, возле которого высажены деревья. Минуем контрольно-пропускной пункт, и перед нами открывается вид на своего рода крохотное государство. Здесь как минимум на десятке гектаров земли выращивается не только съедобная зелень, но и редкие виды декоративных растений и деревьев: не стоит забывать, что Роман – ландшафтный дизайнер. Мы также замечаем дом в скандинавском стиле. Он еще строится: встретившая нас супруга бизнесмена Зарина Самигуллина поясняет, что жизнь в городе им порядком надоела и теперь они хотели бы жить здесь, рядом со своим бизнесом.

Тепличный комплекс GreenEco появился в 2016 году, однако его идея пришла Шнайдерману несколько раньше. «В 2012 году я построил теплицу, а также завез все необходимое оборудование для заказчиков в Нур-Султане. Тот проект финансировал «КазАгроФинанс», поэтому меня обязали еще в течение года сопровождать его – в качестве не просто сервиса, а операционного управления», – рассказывает собеседник. Это требовалось для того, чтобы он смог доказать, что можно действительно добиться заявленной урожайности. Ведь многие, кто начинает подобный бизнес, сталкиваются с тем, что вроде бы все необходимое есть, но ничего не растет. Доказать получилось, а Роман за тот год успел влюбиться в это дело. «Светлый и добрый бизнес», – объясняет он.

Предприниматель начал изучать культуры для выращивания. «Я тот человек, который любит что-то новое. Стартапы, голубые океаны, или как там говорят», – смеется Шнайдерман. В своих поисках он ездил по миру – посетил страны Европы, Израиль и даже США. «Я искал интересные культуры и в итоге пришел к мысли, что салаты и пряные травы – та вещь, которой никто в Казахстане не занимался. Ведь помидоры-огурцы – это мейнстрим», – говорит предприниматель.

По словам Шнайдермана, сегодня зелень и салаты можно выращивать где угодно – хоть в Африке, хоть за полярным кругом. Однако чтобы делать качественный продукт в суровом климате, нужны высокие технологии. «Здесь летом плюс 30 градусов, а зимой до минус 30. В этом плане преуспели скандинавские страны, а именно Финляндия. Они накачивают технологиями производство до такого уровня, что выжимают максимальную урожайность с одного гектара», – рассказывает собеседник. Роман же изначально нацеливался на то, чтобы круглый год поставлять продукцию в супермаркеты и рестораны.

ФОТО: © Андрей Лунин

За пять лет существования проекта им с женой удалось построить крупнейший тепличный комплекс в стране. «Урожайность такова, что мы покрываем полностью четыре крупных города – Алматы, Нур-Султан, Караганду и Павлодар», – говорит бизнесмен. Инвестиции в строительство, если учитывать землю, коммуникации, вспомогательное оборудование, развитие логистики и дистрибуции, составили порядка 5 млн евро. Как подчеркивает Шнайдерман, срок окупаемости такого проекта зависит прежде всего от того, насколько эффективно получится организовать дистрибуцию: «Это конвейерная система – одновременно мы должны сажать растения и снимать, торговый отдел должен моментально все реализовывать. В нашем случае окупились за пять-шесть лет. Высокотехнологичная теплица для овощей стоит, например, около миллиона долларов».

Идеальные условия

В GreenEco производят 20 наименований зелени: пять видов салатов, пять видов трав, пять видов салатных миксов, а также «салаты с грядки» – более бюджетную версию. В общем есть практически все, что может понадобиться заядлому любителю свежей зелени. Ассортимент меняется, поскольку есть зимние и летние сорта. Собеседник отмечает, что в сравнении с другими культурами выращивать зелень крайне сложно не в агрономическом плане, а скорее в организационном. «Это тот вид товара, который называется ультрафреш, то есть с утра он должен еще расти у нас, а вечером уже быть в тарелке у потребителя. Жизнь такого продукта – от силы три-пять дней при соблюдении всех условий хранения. На каждом этапе транспортировки товар должен быть в холодильнике», – объясняет Шнайдерман.

Что собой представляют чудодейственные финские технологии? Процесс и правда непростой. В день в тепличном комплексе высаживается порядка 25 тыс. горшочков зелени. На первом этапе используется автоматическая посадочная машина, она сажает в плодородную землю (торф) семена. Роман говорит, что для того, чтобы все это делать вручную и достигать тех же объемов, понадобилось бы как минимум 100 человек. После посадки семян в землю горшочки отправляются в специальные комнаты проращивания, где находятся двое суток. «Чтобы все 25 тысяч семян взошли, мы создаем идеальные условия – это 19 градусов тепла и 90% влажности», – показывает «волшебную» комнату предприниматель. Семена закупаются самые лучшие – голландские, итальянские или немецкие.

Далее горшочки с пророщенными семенами отправляются в теплицу. В тот момент, когда мы подходим к ней, в ухо ударяет какой-то угрожающий звук, будто где-то летают коршуны. «Это чтобы птицы сюда не залетали и не клевали зелень», – улыбается Шнайдерман. Уже в самой теплице он рассказывает, что здесь есть разные отделения. Детское – там салаты и прочая зелень проводят две недели, пока у них не появится корневая система. Как только последняя проросла, растения переходят во взрослое отделение. Поливом занимается робот – конструкция, которая поливает каждый сантиметр зоны взращивания артезианской водой.

В пространстве между двумя отделениями мы натыкаемся на зелень, которая стоит в горшочках, но на полу. «В обычной теплице есть посадки и грядки для обслуживания. Это, по сути, пространство, которое не используется. У нас же 97% территории – зона выращивания. За счет этого мы достигаем превосходной урожайности в пересчете на квадратный метр. Вот тут, в проходах между зонами выращивания, растет шпинат», – объясняет Шнайдерман. В среднем свежая зелень, готовая к употреблению, вырастает за 35 дней.

Все оборудование в комплексе импортное. Часть – голландское и шведское, система ирригации – израильская, а столы выращивания (или конвейеры) – финские. Собирали все сами, говорит хозяин, но процессом пусконаладки занимался специалист из Дании, которому хватило двух дней, чтобы поставить все «на рельсы». «В теплице строго контролируется температура – днем одна, ночью другая. Измеряется уровень солнечной радиации, и, если солнца больше, чем нужно, помещение немного затемняется. Как только датчики решают, что солнца мало, – все шторы открываются. Влажность регулируется с помощью систем отопления и охлаждения. Также здесь управляемая газовая среда. Сейчас в теплице 400 тысяч растений, естественно, кислорода слишком много, поэтому мы установили датчики, которые определяют, когда нужно добавить углекислый газ, ведь это влияет на урожайность в пределах до 30%», – детализирует Шнайдерман.

Подстроить рынок под себя

Один из факторов успеха GreenEco – партнерство с основными супермаркетами. Чтобы попасть туда, отмечает предприниматель, нужно выдерживать на производстве очень строгий контроль. Основная сложность заключалась в том, чтобы понять, какая продукция и в каком объеме будет продаваться в разных супермаркетах. Иначе товар стал бы портиться. Поэтому с самого начала на предприятии занялись и аналитикой.

ФОТО: © Андрей Лунин

На вопрос о ближайших конкурентах собеседник уверенно заявляет, что теплиц подобного масштаба просто нет в Казахстане. Есть меньше как минимум в 5 раз. «И это простые теплицы, без таких высоких технологий», – подчеркивает Шнайдерман. В ближайших планах GreenEco – увеличивать собственное производство, а также развивать переработку зелени. «Зелень может выращиваться и сторонними производителями, которые просто не могут добраться до супермаркетов. А на рынке, той же «Алтын Орде», ультрафреш продать тяжело. И в итоге продукция пропадает», – поясняет бизнесмен. Поэтому в среднесрочной перспективе GreenEco собирается договориться с фермерами, чтобы те выращивали продукцию под них, в соответствии со стандартами компании. «А уже здесь мы без проблем организуем холодильные камеры и нарастим перерабатывающие мощности», – уверен Шнайдерман.

Кроме того, второй гектар территории комплекса он хотел бы сконцентрировать на «беби-лив»-продукции. Это та свежая зелень, которая может храниться до 15 суток, то есть ее можно экспортировать. «Тем более что у нас сейчас большой запрос из Объединенных Арабских Эмиратов, мы ведем переговоры с Дубаем. 90% зелени там – европейская, но мы способны легко с ними конкурировать: плечо доставки короче и себестоимость ниже», – уверен собеседник. Потребность в Казахстане, по его словам, они практически полностью смогли обеспечить, но есть мысль открыть еще один тепличный комплекс на западе страны: «Туда у нас доезжать не получается, поэтому проще поступить так».

В период коронавируса, продолжает Шнайдерман, компания серьезно выросла, поскольку весь неконтролируемый поток некачественной зелени из Узбекистана почти прекратился. «Плюс это было вне налогооблагаемой базы», – замечает он.

Предприниматель говорит, что наблюдает рост популярности свежей зелени в Казахстане – больше людей заботятся о своем здоровье. Сдерживающим фактором остается культура потребления. «Пока еще это нечто вроде праздничного блюда, – смеется Роман. – В этом смысле мы опережаем время. Если некоторые приходят на рынок и пытаются под него подстроиться, то я предпочитаю подстраивать рынок под себя». Зарина с улыбкой добавляет: «Помню, он мне фотографии постоянно присылал – то с перцами, то с клубникой, а потом бац – и сделал теплицу. И меня подбил, чтобы ушла с работы и занялась зеленым бизнесом. Но теперь не жалею об этом».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить