Захват рынка

14547

Российские онлайн-ретейлеры начинают активно осваивать казахстанский рынок. Если так пойдет дальше, то они не только не оставят шансов казахстанским интернет-магазинам, но и создадут проблемы традиционной рознице

Sara Hayward/Digital Vision RF/FOTOBANK.RU

Казахстанские пользователи становятся все более желанной аудиторий для российских игроков, занимающихся розничной торговлей через интернет. Интерес обусловлен распространением банковских карточек, широкополосного интернета и либерализацией таможенного законодательства в рамках Таможенного союза. 

По мнению игроков рынка, это тот самый момент, когда компания, придя на рынок с хорошими онлайн-разработками и адекватной логистической платформой, сможет выстроить нормальный интересный интернет-проект и завоевать долю казахстанского онлайн-рынка, емкость которого оценивается в $250 млрд, а ежегодный рост – в 30%. 

«На российском рынке уже сложился паритет. Есть определенное понимание, как рынок поделен между игроками. Очевидно, что это еще не конец, но пирог уже нарезан. В Казахстане же этот пирог еще не поделен», – отмечает Михаил Гриценко, директор по развитию бизнеса Ozon.ru.

Первым среди серьезных желающих откусить от пирога стал российский ретейлер одежды и обуви La Moda, открывший летом представительство в Алматы. Ассортимент La Moda ориентирован на массовый рынок. 

За полгода La Moda удалось нарастить клиентскую базу до 20 000, а число ежедневных покупок – до 300 в день. Ходить на шопинг в онлайн-магазины казахстанских пользователей заставляют высокие цены в брендовых магазинах и ограниченный ассортимент. По информации компании, из десяти клиентов, совершивших покупку, больше половины делают повторную покупку в течение трех месяцев. Ежедневно сайт www.lamoda.kz посещают около 40 000 отечественных пользователей. 

По словам Алексиоса Шо, директора La Moda в Казахстане, 60% всех заказов компании идет из Алматы и Астаны. Остальные 40% приходятся на регионы. Наиболее активны шопоголики из Караганды, Усть-Каменогорска, Актау и Атырау.

Игроки объясняют это тем, что Алматы и Астана – это только 25% городского населения страны. «Отсутствие брендовых магазинов в регионах дает большие возможности для роста. Кроме того, доходы населения в городах не так разнятся, как в России», – говорят они.

Средний чек покупки в онлайн-магазине La Moda составляет 20 тыс. тенге. Компания предлагает доставку бесплатно, если стоимость покупок превышает 25 тыс. тенге. Для всех остальных заказов стоимость доставки обходится в 1 тыс. тенге. Оплата осуществляется в магазине только наложенным платежом, в планах – запустить предоплату банковскими карточками.

Как отмечают некоторые обозреватели, La Moda готова возить товары в Казахстан в убыток, чтобы привлечь казахстанских клиентов. Так, весь товар магазина доставляется с российских складов авиатранспортом. Сроки доставки для Алматы и Астана – от двух до пяти рабочих дней, в регионы товары доставляются с задержкой. «Мы fashion-компания, но в этом бизнесе много логистических моментов. Доставка – это основное, а курьер – символ этого бизнеса», – говорит Шо.

Наиболее оптимальный путь доставки разрабатывался экспериментально. Сначала Шо открыл пункт самовывоза. Позже он был закрыт, а схема «авиатранспорт + курьерские службы» стала оптимальной для Казахстана. В среднесрочной перспективе компания вновь будет развивать pick up point, чтобы снизить логистические издержки.

Тяжелее пользователям с возвратом товара, что встречается в онлайн-ретейле одежды и обуви довольно часто. Чтобы вернуть товар, клиентам придется привезти его обратно в офис компании.

«Послать курьера забрать вещь – это очень продвинуто. Но даже глобальные игроки этого не делают, а мы и так продвинутые для этого рынка, – уверенно говорит Алексиос. – Ассортимент обуви на нашем сайте раз в 10 больше, чем в торговом центре MEGA Alma-Аta, а просмотреть его можно, потратив в 10 раз меньше времени и сил». 

Ozon.ru встанет на плечи La Moda

Тем временем остальные участники российского рынка развиваются в Казахстане более осторожно. «La Moda известна большим количеством инвестиций, в нее вкачиваемых», – указывает Михаил Гриценко. 

В сентябре 2012 года La Moda привлекла рекордный для этого рынка объем инвестиций. По данным российских изданий, JP Morgan Asset Management вложила в развитие интернет-магазина одежды и обуви от $60 млн до 80 млн, став владельцем миноритарного пакета акций компании. Средства предназначены для расширения присутствия на развивающихся рынках Казахстана, Беларуси, Азербайджана и Украины. В планах компании – добавить в портфолио новые продукты, бренды и категории. 

«Очевидно, что компания может позволить себе агрессивное развитие. Мы же будем развиваться более осторожно, потому что мы с трепетом относимся к рентабельности нашего бизнеса и, наверное, просто воспользуемся La Moda как неким крейсером, который приучит казахстанских покупателей к идеологии интернет-покупок, а потом будем тоже постепенно входить с одеждой и обувью», – говорит директор по развитию Ozon.ru.

Как говорят участники рынка, традиционно магазин, который делает больше всего продаж, строит политику и культуру интернет-покупок. «И когда у Ozon.ru появляются конкуренты, мы им рады, потому что пока это означает, что количество людей, вовлеченных в электронную коммерцию, растет. Кому этот рынок отойдет, будет зависеть от качества работы», – добавляет Гриценко.

Такого же мнения придерживается и Всеволод Страх, основатель Sotmarket.ru: «Есть планы открыть свой склад в Казахстане, но в отличие от крупных игроков мы развиваемся исключительно за счет собственных средств».

Пока Sotmarket.ru не планирует агрессивной экспансии. Компания ищет партнера, который станет представителем на казахстанском рынке и будет развивать пункты самовывоза. На сегодняшний день Sotmarket.ru обслуживает около сотни заказов в неделю, особо не тратясь на привлечение казахстанских пользователей. Средняя конверсия по Казахстану в магазине составляет 0,26%, в России этот показатель равняется 1,5%. В основном заказы идут из Астаны, Алматы, Павлодара, Костаная, Усть-Каменогорска и Шымкента.

Аналогичная ситуация сложилась и у Ozon.ru, по тем же направлениям онлайн-ретейлер отправляет несколько сотен заказов в неделю. Ежедневно сайт посещают несколько сотен тысяч. 

Однако пока у Ozon.ru действует ограниченное предложение для Казахстана. Пользователи могут приобрести книги, используя предоплату. До 2012 года у магазина был только один возможный способ доставки – международная почта: срок доставки две недели, по факту месяц-полтора. После появления партнера дела у ретейлера пошли не намного лучше. Поэтому в следующем году Ozon.ru планирует сделать новое предложение для рынка. 

 

Емкость казахстанского онлайн-рынка оценивается в $250 млрд, а ежегодный рост – в 30%

«Мы также попытаемся улучшить доставку, потому что она не должна быть больше двух недель, расширим ассортимент, предоставим возможность постоплаты заказов», – делится планами Гриценко. 

Между тем он отмечает, что Таможенный союз открывает для российских игроков новые перспективы, упраздняя таможенные пошлины, но не решает вопрос интеллектуальной собственности. Ozon.ru не сможет продавать медийную продукцию, так как контракты на интеллектуальные права лейблов разделены между Россией и Казахстаном. Так что основную ставку ретейлер планирует делать на книжный сегмент и бытовую технику. 

Не исключено, что после обкатки механизмов сотрудничества с локальными партнерами отечественным шопоголикам станут доступны одежда и обувь. Следующий пункт плана по освоению казахстанского рынка – развитие пунктов самовывоза. «Мы хотим выйти на этот рынок. Сервис-пикап гораздо более востребован – мы его не упустим», – подчеркивает директор по развитию Ozon.ru.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить