Выставки в Казахстане готовы открыться сразу после выхода городов из красной зоны
В марте 2021 года выставочный бизнес отмечает грустную дату: ровно год простоя. Бизнес находится на грани выживания. Насколько целесообразно и дальше оставлять его на изоляции?
Целый год бездействия
Казахстанская индустрия отраслевых выставок одной из первых приняла на себя удар пандемии: 14 марта 2020 в Казахстане были отменены все массовые мероприятия. Это застало врасплох индустрию: в стране готовились несколько выставок, а у мартовских уже были готовы стенды и павильоны. Постановление о режиме ЧС всю страну отправило на долгий карантин, и выставки стали переносить с весны на лето, потом на осень, а потом и вовсе отменили или отложили на 2021 год. Однако ситуация трагична тем, что и на этот год нет никакой определенности для индустрии. Особенно обидно, что за последние 12 месяцев практически все виды бизнеса, пусть и с ограничениями, возобновили свою работу, за исключением, пожалуй, банкетных ресторанов и выставок.
За минувший год отрасль пережила всё самое худшее: пришлось сокращать часть сотрудников, кого-то переводили в отпуска без содержания, многих - на сокращенную рабочую неделю. Некоторые компании уже просто обанкротились, остальные - на грани разорения. Небольшие онлайн-ивенты не спасли ситуацию. Оставшиеся на рынке компании продолжают вести работу с партнерами, хотя в условиях неопределенности это делать крайне трудно.
Страдают не только компании, напрямую занимающиеся ивентами. Выставки — это огромная индустрия, на которую работают множество смежных секторов экономики. Взять хотя бы постоянных поставщиков товаров и услуг для выставочного бизнеса: это строители, дизайнеры, полиграфисты, рекламщики, транспортные компании, общепит и т. д. Отсутствие выставок автоматически лишает всю эту индустрии львиной доли заказов. Плюс недозаполненные гостиницы, недозагруженные авиарейсы и много чего еще. С учетом всего этого парализованная на целый год индустрия в конце концов не дает налогов с выставочной деятельности в бюджет страны. По подсчетам ITECA, каждый иностранный посетитель выставки оставляет в Казахстане в среднем $1500, а на каждого казахстанца приходится примерно по $700 трат. Эти деньги сегодня не циркулируют в экономике.
Более того, выставочный бизнес активно привлекал для работы на своих мероприятиях студентов — для них это был отличный опыт и хорошее финансовое подспорье. Всего этого молодежь сегодня тоже лишилась.
Важная индустрия
Всемирная ассоциация выставочной индустрии UFI недавно опубликовала данные по ущербу, который нанесла отрасли в 2020 году пандемия COVID-19. Так, доходы мировой выставочной индустрии упали на 68% по сравнению с 2019 годом. Эксперты отмечают, что в минувшем году выставочная отрасль потеряла минимум €200 млрд. А отмена большинства выставок в 2020 году привела к потерям бизнеса на сумму €330 млрд, которые не удалось компенсировать за счет онлайн-мероприятий. «Мы все с нетерпением ждем снятия текущих ограничений и восстановления экономики стран. Выставки сыграют важную роль в этом процессе», - заявил генеральный директор UFI Кай Хаттендорф.
Считается, что выставки — это драйверы роста множества отраслей и в целом экономики. Именно поэтому многие страны стали разрешать выставки еще в прошлом году.
- Например, в Южной Корее первое офлайн-событие прошло уже в мае 2020, - рассказал директор по продажам компании ITECA Борис Даниленко. - Далее с небольшими паузами стали открываться Китай, Россия, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан — все наши соседи уже либо начали проводить выставки, либо начнут это делать в ближайшее время и уже активно к этому готовятся. Таким образом, все страны вокруг Казахстана вновь вернулись к выставочной деятельности, но не мы.
Чем это опасно для экономики страны? По имеющейся у ITECA статистике, ранее иностранцы составляли около 60% от общего числа участников на казахстанских выставках. Сегодня в условиях экономической турбулентности страны будут активно соревноваться за привлечение иностранных инвесторов, но они могут пройти мимо «закрытого» Казахстана и будут уходить к соседям. Партнеры казахстанского выставочного бизнеса за рубежом уже отмечают, например, значительный рост выставочной деятельности в Узбекистане. Это происходит в том числе потому, что иностранные бизнесмены, не попав в Казахстан, стали участвовать в выставках там. У иностранных компаний зачастую заложены бюджеты для участия в выставках, и теперь эти деньги идут не в экономику Казахстана, а за рубеж.
Выставки помогают не только привлекать иностранные инвестиции, но также являются важным инструментом по внедрению новых технологий и инновационных решений в стране. Причем в Казахстане это делается не только за счет иностранных компаний, но зачастую и силами казахстанских производителей. На время пандемии экономика лишилась и этого.
Особенно негативно отсутствие выставок сказывается на отечественном бизнесе. Сегодня во многих деловых сферах происходит большой передел, часть компаний закрылись, а на их место приходят новые. Многим из них нужно заявить о себе потенциальным партнерам и клиентам. И ивенты были идеальной платформой рассказать о себе. Более того, именно выставки могут помочь местным производителям и МСБ перезапустить и восстановить бизнес после пандемии.
Кроме того, отдельные направления бизнеса расцвели во время пандемии, например, медицина и горнодобывающая промышленность, и тут тоже есть большой потенциал для выставок.
Готовность номер один
Масштабы выставочной деятельности в Казахстане большие. Одна только компания ITECA – крупнейший организатор выставок в Казахстане в 2019 провела 25 выставочных мероприятий, в которых приняли участие 2 684 компаний-участниц и посетили 37 670 специалистов из 67 стран мира.
Видя, что за рубежом выставочный бизнес стал оживать еще в прошлом году, казахстанские предприниматели стали обращаться во все инстанции, которые ответственны за принятие решений, с просьбой разрешить проводить им мероприятия. Бизнес считает, что предоставил государству достаточно убедительных аргументов в пользу того, что выставки могут возобновить работу. Со своей стороны бизнес готов и ждет решения чиновников.
Максимально безопасно
Безусловно, главный вопрос, который сегодня всех волнует, - могут ли выставки стать источником распространения коронавируса? Теоретически, конечно, да — как и любое другое мероприятие или помещение, где собираются двое человек и больше. Однако уже упомянутая Всемирная ассоциация выставочной индустрии разработала свои рекомендации для безопасного проведения офлайн-мероприятий. Их все передали казахстанским чиновникам.
Принцип правил простой и стал хорошо знаком нам за год пандемии: социальное дистанцирование, масочный режим и применение антисептиков и санитайзеров. Это если в общем. Если углубляться в детали, то решения тут все изящные, изобретать велосипед не надо - всё уже успешно используется другими странами при проведении выставок. Например, предлагается расширить коридоры на выставках, сделать перемещение людей односторонним и т. д. А поточно-вытяжная система кондиционирования позволит чаще обновлять воздух в и так достаточно просторных выставочных помещениях.
Кстати, казахстанские санврачи сегодня рассчитывают безопасную заполняемость помещений из расчета 1 человек на 4 квадратных метрах. В ITECA посчитали, что еще до пандемии, в 2019 году на их выставках средний коэффициент составлял 1 человек на 6,5 квадратных метра, а сегодня организаторы готовы еще больше расширить свободное пространство и улучшить коэффициент. Организаторы уверены: выставки, наоборот, могут стать наиболее безопасным местом для деловых встреч, в отличие, например, от тесных офисов.
При этом очень часто выставки не являются массовым мероприятием, a по сути b2b-событием, узкоспециализированным мероприятием, которое часто посещают только те, кому важно на нем быть. Именно поэтому сегодня бизнес просит исключить торговые выставки из категории массовых мероприятий — так, например, сделали в некоторых землях Германии, чтобы поддержать отрасль.
Будет ли спрос?
Организаторы говорят, что за год значимого оттока клиентов они не наблюдают. По каждой специализированной выставке как минимум половина прежних участников готовы участвовать снова, а остальные находятся в режиме ожидания и готовы рассмотреть предложение на участие. Да, есть трудности с международным авиасообщением, но количество международных рейсов с каждой неделей увеличивается, и острого дефицита на авиабилеты уже нет. Главное — не упустить шанс и не потерять иностранных клиентов. Ну и дать возможность собственному бизнесу вновь встать на ноги — ведь именно это государство сегодня провозглашает первоочередной задачей.
Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.