Виртуальный фанки-бизнес

12069

Как заработать в Казахстане на мониторинге медиапространства

Фото: Андрей Лунин

«Мы «funky бизнесмены». Наш бизнес не стандартизирован – мы лепим его сами, поэтому он очень мобильный, гибкий, интеллектуальный,  - говорит Президент ОФ «ЦАФСИ», Председатель Совета директоров ТОО «ЦАФСИ – Тринити Групп» (Казахстан) Майра Салыкова. – Отрасль мониторинга была создана несколько лет назад, в новейшее время, на наших глазах. То, как она будет развиваться в мире, и в Казахстане, в частности, во многом, зависит от нас. Нет правил – тренды создаем мы».

Сегодня Агентство «Медиа-Систем» (АМС), инкубированное на базе Центрально-азиатского фонда системных исследований (ЦАФСИ) в 1998 году, является лидером на рынке мониторинга СМИ в Казахстане. По оценкам экспертов всего на рынке около 13 компаний, притом, что доля АМС составляет более 70%. Оборот рынка около $3 млн.

Компания возникла при интересных обстоятельствах... В России существует известный Фонд эффективной политики Глеба Павловского, который заказал Фонду системных исследований отмониторить на уровне международных стандартов движения по градообразующему российско-казахстанскому предприятию «разрез Богатырь» в Экибастузе. «На тот момент в Казахстане уже были мониторинговые компании, однако технологией поиска информации на уровне, который требовал заказчик, обладали только мы, что и стало причиной предпочтения именно наших услуг», - вспоминает Майра Салыкова.

В перечень поставленных задач входило 3-х месячное отслеживание ситуации: информационные поводы, положительные и отрицательные оценки, пропагандистские образы и т.д. «Когда в августе 1998 года проект был завершен, заказчик не смог с нами расплатиться. Причиной стал наступивший кризис. Мы оказались в ситуации, когда нужно было закрывать проект и выдать зарплату людям. Формально мы этого сделать не могли, потому что с нами тоже не рассчитались. Тогда неожиданно пришла идея – раз у нас уже три месяца работает, по сути, маленький заводик по производству мониторинга, то почему бы нам не делать то же самое для отечественных казахстанских компаний? Так мы и начали этот бизнес», - рассказывает собеседница.

Однако все оказалось не столь прозаичным. В Казахстане на тот момент никто по мониторингу не «тосковал», никому он не был нужен, потому что как такового продукта в республике до этого момента не существовало. Тем более что интернет в то время не использовался так активно, как сегодня. Поэтому первые свои продукты мы еженедельно распечатывали на цветном принтере. Мы мониторили ТВ и печатные издания. Это были некие дайджесты с графиками, диаграммами и таблицами, которые развозились нашим немногочисленным клиентам. Так продолжалось довольно долго. Делать это было не так сложно, ведь на тот момент в стране их было не так много, это сегодня список СМИ зашкаливает за сотни, а интернет версии и сайты за десятки тысяч», - вспоминает этапы развития Салыкова.

Следующей задачей была разработка стратегии продаж. «Мы понимали, что в начале пути нашими покупателями будут игроки самых продвинутых отраслей, которые действительно сейчас необходимо мониторить. Так, нашими первыми покупателями стали банки, национальные компании и международные институты», - перечисляет она.

Поход в инноватику

«Начинали мы в буквальном смысле слова с одного компьютера, принтера, сканера, табуретки. Телевизионный мониторинг наши сотрудники делали дома - записывали телепередачи на видеомагнитофоны, после чего на следующий день в офисе распечатывали и расшифровывали запись. Учили людей работать на компьютере и разрабатывали стандарты. Вот так из маленькой бутиковой компании возник интеллектуальный холдинг «Медиа-Систем». Сегодня штат организации свыше 80-ти человек. Более десятка из них работают практически с самого основания – на протяжении 12 лет», - с гордостью отмечает Майра Салыкова.

Другой важной вехой в становлении бизнеса было выстраивание взаимодействия «производство-дистрибуция». «Налицо была картина: чтобы продолжать этот бизнес необходимо было создание своего программного комплекса. Для этого мы пригласили специалиста из-за рубежа, которому объяснили – нужен свой софт, с помощью которого по ключевым словам будет вестись полный поиск информации с большого количества источников, в том числе и цифрового контента. Таким образом, мы инвестировали в инноватику», - говорит она.

Новая технология предполагала и качественное обучение сотрудников, были выставлены дополнительные требования к специалистам, которые работали с информацией - аналитикам, управленцам.

В Казахстане на тот момент никто по мониторингу не тосковал, никому он не был нужен

«Мы буквально построили завод по производству и продаже информации. Сначала было очень просто – 1-2 продажи, а потом число клиентов выросло до десятков, сотен, тысячи. Причем это организации не только из Казахстана, России, но и дальнего зарубежья. В «рационе» нашей компании появлялись новые продукты, в сторону уходили невостребованные услуги. В результате АМС превратилось в научно-исследовательский венчурный бизнес, который самостоятельно развивался изнутри, производя новые предложения и адаптируя их к рынку. Соответственно, расширялись потребительские свойства и количество наших клиентов. Мы первыми вышли с тендерным продуктом на казахстанский рынок, благодаря чему к нам «пришел» малый и средний бизнес. Это было очередной серьезной победой», - рассказывает Салыкова.

На прибыльность компания вышла уже в первый же год своего существования. «Стоимость наших продуктов в начале нашей деятельности была очень высокой, это было обусловлено техническими причинами. Поэтому, имея даже 4-х клиентов, мы получали хорошую маржу, которую сразу же инвестировали в развитие. У нас не было времени на раздумья и раскачку, мы должны были либо выживать, либо уходить. Именно поэтому, как только начали продавать, сразу стали прибыльной организацией», - делится информацией она.

Интеграция

Новая для мирового рынка мониторинговая отрасль, конечно, не стала такой широкой и успешной с точки зрения популяризации на рынке, как, например, поисковые системы Google, Yahoo, Яндекс и т.д. Тем не менее, это уже традиционная отрасль 21 века, считает президент ЦАФСИ. «Во всех странах есть лидеры. В Казахстане и Центральной Азии такую позицию занимает агентство «Медиа-Систем». И к нашему удовлетворению, проводя ежегодный сравнительный анализ крупнейших национальных лидеров в области мониторингового рынка (США, Скандинавия, Западная Европа, страны таможенного союза и т.д.), мы видим, что поддерживаем качество услуг и продуктов на уровне мировых стандартов. Интересен тот факт, что наши находки и инновации аналогичны американским и европейским системам. Мы как в «Алисе в стране чудес» следуем за белым кроликом – трендами, которые возникают в этом пространстве. Потому что информация – это почти виртуальная вещь и потребность в ней почти интуитивна. И мы в свою очередь шестым чувством должны понимать: что еще и как нужно нашему потребителю», - проводит параллели глава «Медиа-Систем».

 

Казахстанский рынок мониторинга СМИ

$7млн

Возможная емкость рынка

$3млн

Реальная емкость рынка

Бизнес-жилка

«Честно говоря, я и сама не знаю, откуда она у меня. Мой прадед, который был состоятельным человеком и проживал на севере Казахстана – в Петропавловске, обладал большими земельными и финансовыми активами до революции. Как и многих других людей того времени, советская власть сослала его в Сибирь на 10 лет вместе со всей нашей семьей. Моя мама рассказывает, что, несмотря на догмы советской власти, он был предприимчивым человеком и всегда находил массу возможностей заработать деньги. Он все время старался придумать что-то такое необычное и прибыльное. Наверное, во мне есть что-то от него»,- говорит Салыкова.

По профессии Майра инженер-конструктор, технолог, окончила московский институт легкой промышленности. «Я почти не работала по специальности и где-то в 1985 году ушла в журналистику. Мы с родителями жили в Москве. Там я вышла замуж, работала в газете «Комсомольская правда», затем перешла в журнал «Огонек», где оказалась в легендарной команде с Виталием Коротичем, со Львом Гущиным, Валентином Юмашевым. Мне повезло - я как-то так незаметно влилась в документальное кино, в медийную и public relations сферу. А когда уже начался развал Советского Союза, вдруг стало интересно побывать на своей родине. Так, в 1991 году я в качестве собственного корреспондента «Огонька» приехала впервые в Алматы. Через какое-то время взяла интервью у Нурсултана Назарбаева, зачастила в Казахстан, поработала внештатным консультантом президента. В частности, делала для него интересные проекты в области public relations за рубежом, в Соединенных Штатах Америки, в России», - рассказывает о своем профессиональном опыте собеседница.

Были небольшие проекты с радио «Свобода» и постепенный переход в консалтинг. Когда это произошло, у Майры пропал интерес к журналистике. В какой-то момент она открыла для себя огромные возможности в области аналитики, политологии, экономического и информационного направления. «Когда я поняла, что это отдельная профессия, то решила, что пришла пора создавать фонд, какой-то свой институт. И даже то, что первым опытом в этом направлении была не бизнес структура, а общественная организация, наверное, это говорит о том, что я все-таки не совсем видела себя в роли бизнесмена. Но вот агентство «Медиа-Систем» стало тем течением, которое вынесло меня в бизнес-среду. Сейчас я могу в полной уверенности сказать, что это совершенно другая реальность, здесь необходимо иметь иные навыки, мышление. Я почувствовала, что мне это безумно нравится. Это было открытие, потрясение, потому что нет ничего интереснее в мире, чем узнавать самого себя», - рассказывает она.

Сегодня Майра Салыкова человек, который отстраивает в компаниях (ЦАФСИ Тринити групп включает в себя управляющую компанию, общественный фонд ЦАФСИ, агентство «Медиа–Систем», дочернюю компанию агентства «Медиа–Систем Коммерц», компанию по краткосрочному бизнес-образованию и инновационным образовательным проектам «Global Educations Provider», компанию по производству программного обеспечения «Менеджер.kz», и агентство по кадровому консалтингу HR.kz) все бизнес-процессы, структуру. «В основном, я крупный визионер, который видит, как то или иное может встраиваться в общую картину. У меня есть видение процессов и это сильная сторона моего характера. Но каким бы ни был блестящим лидер, прорывы возможны только при грамотно подобранной команде. А вот создать команду, которая с вдохновением двигается вперед - это удача. Нам вообще очень везло с клиентами, командой, временем», - говорит Майра.

Тонкости рынка

Бизнес в Казахстане – вещь непростая, уверяет Майра Салыкова. «К сожалению, такие компании, как наша, не могут получить льготы и преференции. Кроме того, нам крайне трудно получить кредиты на развитие, потому что мы не обладаем осязаемым залогом: мы не кирпичный завод или железнодорожный тупик со складами. У нас все виртуально: мы арендуем офис, все, что мы производим, невозможно потрогать руками, изготовленный нами продукт уходит к клиентам по электронным сетям, а наши банки принимают зримые, ощутимые ресурсы», - сетует она.

Кроме того бизнес такого рода сильно зависим от инфраструктуры. В частности, от скорости интернета, стоимости трафика и т.д. «Недавно по телеканалу «МИР» известный аналитик Кирилл Танаев сказал, что в Казахстане, пожалуй, после Азербайджана, один из самых высоких тарифов на интернет. Это, как мне кажется, тормозит развитие таких отраслей как наша», — резюмирует глава «Медиа-Систем».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить