Как венгры создавали в Казахстане семейное предприятие

13658

Встретиться с нами и рассказать о своем заводе Александр Папп, президент АО «Келет», недавно ставший победителем в номинации «Семейный бизнес» казахстанского финала конкурса «Бизнесмен года» (EY Enterpreuner Of The Year), согласился даже в день своего рождения, когда ему исполнилось 76 лет

Фото: Андрей Лунин

Ведь главное для него – это семейное предприятие, которое предприниматель взращивает с 1992 года вместе со своей женой, сыном и его супругой. Для самого Александра Адальбертовича Паппа «Келет» (с венгерского – «восток») стал вторым машиностроительным предприятием, которое он создал с нуля.

Как Генри Форд

Создавать предприятия с нуля, делать в отечественном машиностроении то, чего раньше никто не делал, – достижения, которые вполне могли бы позволить Александру Паппу проводить модные нынче мастер-классы по формированию личного бренда. Он родился в небольшом селе Закарпатской области, в многодетной венгерской семье агронома-садовника. До седьмого класса учился на отлично в венгерской школе, а потом поехал в ближайший город Берегово поступать в восьмой класс обычной школы. «Мне говорят на уроке: «сложи», а я не понимаю, о чем просят: не знал по-русски ни слова. За первую четверть получил четыре двойки, но к 10 классу снова стал одним из лучших учеников», – вспоминает бизнесмен.

Я сам тогда жил в общежитии, а рабочим сказал: «С вокзала въезжаете в квартиры». В советское время это был аргумент, и люди приехали

«Один из лучших» – это еще одна его визитная карточка. Был лучшим студентом курса в Архангельском лесотехническом институте, где получил квалификацию инженера-механика. Взял в жены лучшую студентку АЛТИ, свою сокурсницу Екатерину, с которой живет уже 52 года и которая до сих пор работает с ним бок о бок, занимая в «Келете» должность вице-президента по экономическим вопросам.

После вуза работал на Краснофлотском машиностроительном заводе и Северо­двинском заводе дорожных машин. В 1970 как одного из лучших специалистов его перевели в Казахстан строить Калкаманский завод дорожных машин. Он сманил в степной поселок ведущих специалистов Челябинского завода строительно-дорожных машин. Сделал это таким образом: «Я сам тогда жил в общежитии, а им сказал: «С вокзала въезжаете в квартиры». В советское время это был аргумент, и люди приехали. Уже в 1971  предприятие выпустило первые бульдозеры.

Позже Паппа пригласили стать главным инженером алматинского завода «Электробытприбор». «Я там поставил конвейеры, как это делал Генри Форд. Москвичи приехали на «Электробытприбор» через несколько лет после моего вступления в должность и сказали: «Завод не узнать: этот мадьяр все опутал конвейерами», – улыбается собеседник Forbes Kazakhstan.

А потом по швам стал трещать Советский Союз. «В 1991 я был в Берлине. Мне три замминистра индустрии и торговли Германии говорили: «Передайте вашему высшему руководству, чтобы не допустили ошибки, которую сделали мы. Мы собственность Восточной Германии отдали в частные руки, так у нас появились олигархи. А для сохранения работоспособности предприятий собственность следует отдавать рабочим коллективам». Я передал эти слова Виктору Черномырдину. Он мне сказал: «Товарищ Папп, мы в Москве, с Ельциным и Горбачевым, решили отдавать предприятия только избранным». Я понял, что спорить бесполезно», – рассказывает предприниматель.

В том же году он побывал в Будапеште. Когда венгры узнали, что их соплеменник трижды работал директором заводов, четвертый раз работает главным инженером, 18 лет был членом президиума Научно-технического общества машиностроительной промышленности КазССР, отвечавшим за автоматизацию и механизацию республики, то спросили: «А не пора ли тебе домой? Даем немедленно должность начальника управления машиностроения Министерства индустрии и торговли Венгрии». «Когда доложил об этом семье, сын Александр (сейчас занимает должность вице-президента по коммерческим вопросам АО «Келет». – F) сказал: «Папа, ты здесь знаком с Назарбаевым, с большинством министров, уезжать нам из Казахстана нет смысла. Давай будем здесь работать». В итоге мы открыли малое частное предприятие «Келет», – вспоминает Папп.

От забора до завода

Паппы решили заняться тем, в чем досконально разбирались, – проектированием и производством оборудования. Но на строительство завода нужно было заработать деньги, поэтому в 1992 «Келет» начал с поставок промышленного оборудования. «Ко мне приехал директор Андижанского завода электродвигателей и попросил помочь получить 100 баллонов аргона. Я сделал. С нами рассчитались электродвигателями. Мы их стали возить на насосные, вентиляторные заводы, где нам платили вентиляторами и насосами. Так мы расширяли номенклатуру. Сейчас ассортимент нашего торгово-промышленного предприятия составляет более 7000 наименований», – не без гордости говорит бизнесмен.

Уже в 1994 «Келет» смог выкупить в северной части Алматы 1 га земли. Первым делом хозяева обнесли территорию забором и убрали мусор, которым был завален участок. «Землю нам продали за 7,5 млн тенге, хотя в то время в горной части города 1 га отдавали за 34 тыс. тенге, – до сих пор недоумевает Александр Адальбертович. – Мне пришлось просить технические условия на водоснабжение и канализацию, за них отдал 1 млн 250 тыс. тенге. Газоснабжение мне встало в 38 млн тенге, в том числе за технические условия я отдал «Горгазу» 16 млн тенге».

Семья Папп проектировала и возводила «Келет» корпус за корпусом в течение двух десятков лет. «Мы строили основательно – стены в два кирпича. Все здания выполнены в одном – австро-венгерском – стиле. Мы такие видели с женой, когда ездили в Карловы Вары», – делает собеседник акцент на деталях. Сейчас на территории завода стоит 20 зданий общей площадью 9 тыс. кв. метров – производственные цеха, сервисный центр, четырехэтажный торговый дом, административное здание, сертификационная лаборатория. На складах «Келет» держит товарный запас на уровне 1,5 млрд тенге. Туда приходят оборудование и комплектующие со 100 иностранных заводов (11 стран-поставщиков) и из 2200 казахстанских компаний. «Все, что мы покупаем, проходит через ОТК. Причем осуществляем не только визуальный, но и приборный контроль», – отмечает глава АО.

«Келет» поставляет предприятиям различных отраслей и физическим лицам электродвигатели, вентиляторы, компрессоры, насосы, калориферы, пускорегулирующую аппаратуру, ветрогенераторы, солнечные генераторы, станции для систем орошения. «Наш технический отдел спроектировал электрокотлы от 6 до 1 тыс. киловатт, в год мы их изготовляем 5–6 тыс. Покупаем в Венгрии теплообменники, которые присоединяем к нашим котлам, и они могут нагревать 100 кубометров воды за 18 часов до 30 градусов. Впечатляет? – интересуется Александр Адальбертович, продолжая перечислять достижения «Келета»: – Мы спроектировали, получили патент и теперь выпускаем консольные насосы из деталей, закупаемых в России и Китае. В год поставляем на рынок 28 тыс. насосов. Собираем многонасосные автоматические станции для поддержания давления в высотных домах.

Спроектировали почти 200 многонасосных станций (от двух до 12 насосов). Оснащаем их частотными преобразователями и командными аппаратами с программой, которая включает необходимое количество насосов при возрастании расхода воды и отключает, когда люди ложатся спать и расход уменьшается. Наши насосные станции позволяют не строить водонапорные башни».

Более 98% продукции «Келета» оптом и в розницу расходится по Казахстану. Поставки в Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан сегодня составляют около 2%. Для значительного увеличения объемов реализации на экспорт разработана специальная стратегия. За прошлый год предприятие заплатило 531 млн тенге налогов (столько же передают в госказну два средних района Казахстана), а всего за 22 года работы пополнило государственный бюджет более чем на 5 млрд тенге. «В 2000 мы имели план реализации 156 млн тенге. Когда я при утверждении 10-летнего плана на 2010 установил планку 1 млрд тенге, в коллективе сказали, что я требую невозможного от малого частного предприятия, – рассказывает Папп. – Однако уже в 2005 мы добились показателя 1 млрд 154 млн тенге. 2010 закончили с 2 млрд 775 млн тенге, и тогда начальник управления сбыта сказала: «С этим президентом будут реальными любые планы». В прошлом году «Келет» реализовал продукции на 3 млрд 230 млн тенге, это притом что план предприятие сорвало: кризис внес свои коррективы.

В этой ситуации отечественному производителю подспорьем стал бы заказ со стороны государства или нацкомпаний. Но «Келет» в подобных тендерах не выигрывает. «Потому что выигрывают те, кто откаты дает. А я никому ни копейки не заплатил и платить не буду! – заявляет бизнесмен и раскрывает какую-то брошюру: – Здесь прописаны принципы честности и порядочности, которые я разработал в 1995. Мы в семье, когда создавали предприятие, договорились, что будем применять эти принципы. Мы никого не обманываем».

Куда приведут мечты

Фото: Андрей Лунин

Папп постоянно отслеживает цены конкурентов. Недавно выяснил, что котлы у российских производителей в 2 раза дешевле. Потребовал от сотрудников, чтобы уменьшили себестоимость. «Мы это обязательно сделаем, – уверен предприниматель, – потому что я, как нормальный руководитель, постоянно вкладываю деньги в развитие производства. Раньше мы обходились своими средствами, а в прошлом году удалось, с помощью «Даму», взять кредит в Альфа-Банке. На сумму 1 млн 350 тыс. евро купили первую в Казахстане лазерную установку с автоматической подачей металла. Чертежи со стола конструктора попадают на компьютер этой установки, то есть нам не придется делать штампы, что значительно сокращает время внедрения новых проектов, повышает производительность труда и снижает себестоимость». Нововведения на предприятии Папп может перечислять и показывать часами – линия, на которой особым образом окрашивают детали, исключая их коррозию; автоматический кромкогибочный пресс, который пришел на место ручного; автоматы по мерной резке проводов и снятию изоляции с их концов, которые освободили сотрудников от необходимости делать это вручную; машина по маркировке проводов, с помощью которой также автоматизировали часть производства.
В том числе благодаря нововведениям у АО «Келет» производительность труда составляет 12,2 млн тенге на человека (почти $66 тыс. по курсу 185 тенге за $1). «Это один из лучших показателей по Казахстану, где средняя производительность на подобных предприятиях составляет $26 тыс. Но это все равно меньше, чем на итальянском заводе Pedrollo с производительностью 176 тыс. евро на человека», – вздыхает бизнесмен.

Чтобы повышать производительность, в «Келете» внедрили систему премирования сотрудников – притом что они получают зарплату выше средней по стране, 167 тыс. тенге в месяц. Кроме того, на предприятии постоянно обучают людей на базе собственного учебного центра. «Из 265 человек, работающих на «Келет», 185 – с высшим образованием. Это о чем-то говорит, – считает глава производства. – У меня самого три диплома.

Убежден, что человек до смерти должен учиться. Я был на всемирных выставках в Ганновере, Милане, постоянно читаю, потому что инженер должен быть в курсе того, что происходит в мире».

Фото: Андрей Лунин

Папп старается сделать работу на предприятии максимально комфортной. «Посмотрите, в моем кабинете и в цехах окна одинаково чистые, – указывает он рукой на прозрачные стекла. – Один старый человек шел по нашему заводу, смотрел на чистые окна и корпуса и говорит: «Это не казахстанское предприятие». Я ему возразил: «Ошибаетесь. Предприятие как раз казахстанское. Мы венгры по национальности, но мы граждане Казахстана».

Президент АО «Келет» считает, что его детище – это доказательство того, что в стране можно честно заработать деньги, проектировать и строить машиностроительные заводы. «Наша страна благодаря наличию ископаемых может быть счастливой, мы можем жить богато. Но я предлагаю немедленно восстановить госкомитет по планированию и планировать работу всех отраслей. Построить шесть-семь алюминиевых заводов, чтобы Казахстан имел первичный алюминий, построить шесть-восемь электрометаллургических заводов, чтобы производить прогрессивные профили легированной электростали, построить 15–30 нефтеперегонных заводов на деньги, выведенные в офшоры, тогда бензин будет стоить 5 тенге, дизтопливо – 3 тенге, будет дешевой перевозка угля, дешевая электроэнергия, и у крестьян останутся деньги на сельхозтехнику».

Маловероятно, что предложения Паппа услышат и начнут воплощать в жизнь. Но это не мешает бизнесмену ставить перед собой новые цели, которые должны помочь сделать богатыми и счастливыми людей на отдельно взятом предприятии. «Мы разработали программу развития АО «Келет» до 2030. Пессимистичный бизнес-план предполагает, что предприятие доведет реализацию до 6 млрд тенге, реалистичный – до 9 млрд тенге, оптимистичный – до 15 млрд тенге. Хотя мне сын сказал: «Папа, даже не мечтай в условиях кризиса о 15 млрд», – опять говорит о сомнениях окружающих собеседник и улыбается глазами: он-то знает, к каким результатам приводят мечты.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить