Три проблемы стартап-экосистемы Казахстана

13476

Как местному рынку заявить о себе на международной сцене

Фото: Depositphotos_ArturVerkhovetskiy

«Словно Флоренция в эпоху Ренессанса», - такое сравнение дали в издании The Economist тому, что происходит в Кремниевой долине в течение последних нескольких лет. Стартаперы и венчурные инвесторы со всего мира прибывают на этот небольшой холмистый участок Калифорнии, чтобы стать новыми обитателями технологической столицы мира. Комбинация из инженерного опыта, прорывных идей, Стэнфорда и пустых гаражей во дворе родительского дома сделали из южной части залива Сан-Франциско уникальную экосистему, скопировать которую мечтают многие страны. Есть ли подобный потенциал у Казахстана? Мы поговорили с экспертами, которые рассказали, чего не хватает местному рынку для создания стартап-экосистемы и с какими проблемами сталкиваются предприниматели.

Подражать – плохо?

Все мы знаем, что слепое копирование идеи похоже на лотерейный билет или кота в мешке: никогда не знаешь, как сильно тебе повезёт. Да, может показаться, что для построения второй калифорнийской Долины нужно всего-то создать технопарк, собрать несколько крутых проектов, привлечь инвесторов, а дальше само получится. Но стартап-экосистема Долины, Сингапура, Израиля или набирающей обороты Кремниевой саванны – примеры успешные, но не масштабируемые. Рассуждения о том, как все должно выглядеть, упираются в особенности и специфику, за счёт которых они формировались в других странах или на другом континенте.

Например, когда часть стран африканского континента взяла курс на создание собственных технологических разработок, никто не стал создавать второй Uber или пытаться познакомить соседских парней и девушек через новый Tinder. Страны, где проникновение интернета составляло всего 29%, учли все слабые места и стали развиваться в направлении мобильных платежей и безопасности. Кенийский стартап M-Pesa заручился поддержкой Vodafone и стал главным поставщиком платёжных услуг для рынка, а нигерийская Ushahidi позволила пользователям отправлять анонимные сообщения в случае каких-либо происшествий. Кремниевая саванна образовалась потому, что местные стартапы отталкивались от специфических потребностей своих стран.

Так, может, и нам стоит сделать что-то своё? Местная стартап-сцена пока далека от того, чтобы говорить о ней как о цельной экосистеме. Казахстан первое время пытался пойти по проторенной Долиной дорожке и копировал другие примеры, но вовремя сменил курс и теперь старается сделать акцент на самобытность и особенности местного рынка. По словам Джозефа Зиглера, главы Astana Hub, местный рынок понимает свою специфику, так что не стремится заимствовать идеи создания экосистем у других стран.

- Трудности при создании стартап-экосистемы уникальны и во многом зависят от культурных особенностей и развития страны в целом. Отмечу, что в Казахстане мы всё ещё находимся на той ранней стадии, где нужно фокусироваться на построении системы, обучении инвесторов и менторов, а также обучении предпринимателей всем скилам, которые им необходимы в данный момент, - говорит Зиглер.

У Казахстана есть потенциал для того, чтобы в ИТ-сфере активно развивалось предпринимательство, но форсированное или даже искусственное строительство казахстанской Долины может быть преждевременным шагом. Просто потому, что ни сам рынок, ни местные предприниматели к этому не готовы.

Выбор вектора

Казахстанские стартапы борются за те же рынки, что и стартапы на Западе. Никто не стремится создавать приложения, которые подбирают сорт вина под ваше музыкальное настроение. Зато здесь создают сервис для отслеживания местонахождения детей или решение для распределения грузов для транспортных компаний. По словам Аскара Айтуова, руководителя DAR Lab, западные стартапы решают глобальные проблемы. Например, что делать с мусором, который скопился на океанском дне, или как бороться с загрязнением окружающей среды.

- Так как в местном контексте таких проектов практически нет, для нас наиболее перспективными направлениями могут стать решения для оптимизации бизнеса, финансы, медицина, а также транспорт и логистика. Благодаря цифровизации стартапы в логистической отрасли смогут получить должное направление, - говорит Айтуов. 

Логистика действительно способна стать одним из драйверов цифровизации на одном уровне с банками и нефтегазовой отраслью. Дальние расстояния между населёнными пунктами и выгодное географическое расположение страны дают простор для местных стартапов, которые желают заявить о себе на рынке. 

- Сейчас государство вкладывает большие средства и усилия для развития инфраструктуры, так что у транспорта и логистики есть большой потенциал для роста. С приходом цифровизации этот потенциал увеличится в разы, тем более что сейчас логистика составляет около 8% от ВВП Казахстана, - уверен Айтуов.

В поисках инвестора

Несмотря на обоюдный флирт и интерес между инвесторами и стартаперами, последним по-прежнему нелегко получить средства на развитие. Проблема в том, что местные инвесторы только начинают осознавать, что стартапы не краткосрочная мода, которая скоро пройдёт, а выгодные инвестиции. Стартаперы ждут не только фандрайзинга, но и участия в жизнедеятельности стартапа, ведь зачастую у предпринимателей нет ничего, кроме продукта. По словам Джозефа Зиглера, одним из немаловажных шагов в создании стартап-экосистемы станет обучение инвесторов.

«Любые инвесторы заинтересованы в том, чтобы вложенные ими средства приносили прибыль, но многие могут путать традиционные инвестиции и те, что делаются в стартапы. Местные инвесторы хотят, чтобы вложенные ими средства сразу приносили прибыль», - говорит Зиглер.

С другой стороны, сами инвесторы тоже не до конца определились с наиболее выгодными отраслями для своих вложений. Убедить инвестора одной только оригинальной идеей недостаточно, так что им необходимы ориентиры, чтобы оценить, какую прибыль могут принести инвестиции.

Кристин Тинг Тинг Ду, соучредитель компании UIS, считает, что инвесторам лучше выбирать такие направления, как искусственный интеллект, биотехнологии и разработки по защите окружающей среды.

- Исходя из текущей глобальной предпринимательской среды, крупные инвестиции в активы могут значительно увеличить риск ведения предпринимательства, так что лучше начинать с «лёгких» инвестиций. Такие вложения в бизнес более безопасны как для компаний, так и для инвесторов, - говорит Тинг Тинг Ду.

Взгляд на Азию

Важной особенностью казахстанских стартапов является их масштабируемость на другие азиатские страны. Проблема в том, что предприниматели с более-менее готовым продуктом стремятся заручиться поддержкой западных инвесторов или акселераторов, хотя логичней будет не замахиваться сразу на европейские или североамериканские рынки, а присмотреться к Азии. Территориальная близость к Азии, схожие рынки потребления, ментальность в конце концов дают стране свои преимущества, а интеграция с ИТ-компаниями сможет открыть путь к перспективным рынкам потребления. Уже после этого местные стартапы могут рассчитывать на экспорт своих технологий и международный инвестиционный лифт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить