Нурболат Дуйсенов: Променять госслужбу на свою компанию

24676

Как Нурболат Дуйсенов отказался от карьерного роста на госслужбе, чтобы за пять лет построить компанию с выручкой свыше $2 млн

Фото: Андрей Тайгунов

В новом рейтинге самых быстрорастущих компаний Казахстана кызылординское ТОО «Адем-Жан» заняло восьмую позицию, поднявшись на две ступени по сравнению с прошлым годом. Всего же за пять лет существования, с 2010 по 2014, выручка компании в долларовом выражении выросла в 6 раз – с $370 тыс. до $2,2 млн. Forbes Kazakhstan расспросил о том, как удалось добиться таких результатов, у основателя и директора «Адем-Жан» Нурболата Дуйсенова.

Два основных направления деятельности компании – оказание транспортных услуг и производство бетонных смесей, занимающие в структуре ее доходов порядка 30% и 70 %, соответственно. Хотя изначально «Адем-Жан» создавался для грузоперевозок инертных и иных материалов – тогда в его арсенале было семь самосвалов, а в штате – 10 сотрудников. Сейчас в компании работают 35 человек.

Первым клиентом стало ТОО «Управление автомобильных дорог», которое на тот момент занималось строительством одного из участков международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай и где сам Дуйсенов проработал восемь лет до открытия собственного дела. Таким образом, как это обычно бывает, помогли прежние контакты и опыт.

Беседа с главой «Адем-Жан» началась еще по дороге из аэропорта Кызылорды и продолжилась в небольшом офисе компании, расположенном на территории промбазы. По словам собеседника, база площадью 2,5 гектара была приобретена недавно.

В середине 1990-х годов для молодого человека, выросшего в ауле под Кызылордой, открытие собственного дела было равнозначно штурму Эвереста. Однако, по словам Дуйсенова, уже тогда у него было понимание того, что для ведения успешного бизнеса в Казахстане обязательно нужны финансовые ресурсы, полезные связи и, конечно же, опыт.

Первые шаги в этом направлении были им сделаны во время работы в государственных фискальных органах. Карьерный путь от простого налогового инспектора до начальника управления Нурболат прошел за семь лет, чтобы на самом пике… уйти с госслужбы. Впрочем, руководство приняло отставку только через полгода, убедившись, что он не передумает.

Пребывание в частном секторе началось не со своего бизнеса, а с работы в крупной компании, где, помимо Дуйсенова, трудились около 600 человек. «Я пришел в группу УАД (Управление автомобильных дорог) заместителем главного бухгалтера», – рассказывает собеседник. Восемь лет понадобилось ему, чтобы дорасти до директора завода железобетонных изделий. «Налоговые органы дали мне бесценный опыт понимания функционирования государственных структур, а УАД – опыт деятельности в реальном секторе», – отмечает бизнесмен.

Для открытия собственного дела у Дуйсенова недоставало лишь одного из трех компонентов – финансовых средств. Помог, как он утверждает, случай: увидел статью о программе фонда «Даму», которая помогает начинающим предпринимателям, имеющим в наличии лишь более или менее реальный бизнес-план. Решил, что это тот самый «знак свыше». Тогда же началось возведение транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. «Я взял кредит в банке – 120 млн тенге, купил спецтехнику, самосвалы, вот этот бетоносмесительный завод и начал работать. А после регистрации ТОО заключил предварительный договор на поставку бетонной смеси с компанией Todini Costruzioni Generali S.p.A. – одним из трех генеральных подрядчиков строительства международной дороги на территории Кызылординской области», – вспоминает Нурболат.

Однако партнерство с итальянцами не заладилось. Тем не менее, бизнесмену снова повезло: в Кызыл­орде начали увеличиваться темпы строительства, что стало главным драйвером роста его компании. «Например, только в этом году в городе возводятся 16 жилых домов по программе «Нурлы жол», – говорит собеседник. Согласно данным официальной статистики, с 2010 по 2013 финансирование строительства в Кызылординской области из республиканского и местного бюджетов удвоилось – с 75 млрд до 150 млрд тенге. По мнению Дуйсенова, этому способствовало утверждение в 2009 нового генерального плана развития Кызыл­орды. Предыдущий был принят еще 40 лет назад, в 1976.

Кроме того, значительный импульс развитию «Адем-Жан» придал переход в регионе к монолитному строительству. В частности, это закладка монолитной плиты фундамента будущего здания из армированного бетона вместо использования фундаментальных подушек и блоков. А такая технология увеличивает количество используемой бетонной смеси.

Согласно примерным оценкам, на стадии закладки фундамента компания обеспечивает товарным бетоном около 70–80 % всех строящихся в Кызылорде жилых домов, при наличии на рынке шести-семи конкурентов.

Для обеспечения выпуска достаточного количества продукции бизнесмену пришлось взять дополнительный кредит. Кроме того, «Адем-Жан» осуществлял поставки для строительства городских объектов социального значения – ледовой арены, нескольких школ и больниц, комбикормового завода, гостиниц и т. д.

Для Todini Costruzioni всё же удалось наладить транспортные услуги. Уже несколько месяцев, как ТОО занимается мелким ремонтом, заменой лотков, мостов и швов на трассе Западная Европа – Западный Китай.
Долгосрочными планами собеседник не делится из суеверия – говорит, что иначе не сбудутся. Что же до краткосрочных планов, то сейчас идут подготовительные работы по переносу бетоносмесительного завода с арендуемой земли на собственную базу. Его планируется завершить осенью нынешнего года. Также идет подготовка документов и проекта для прокладки железнодорожной ветки и обустройства тупика на территории промбазы. Дуйсенов полагает, что это займет от года до двух лет. Строительство цементного завода в городе должно в будущем уменьшить расходы на закупку и транспортировку сырья. Сейчас ближайший завод расположен в Шымкенте. Иногда приходится закупать цемент и в России.

В 2014 темпы строительства в области сократились, что привело к снижению спроса. В связи с этим на ближайшую пару лет бизнесмен ставит себе целью сохранение рабочих мест и достаточной загрузки производственных мощностей. Но в долгосрочной перспективе у него в целом положительные ожидания. «С приходом нового акима Крымбека Кушербаева были закончены такие объекты, как дом матери и ребенка и школа «Мурагер», которые раньше стояли в «заморозке». Город развивается по новому генеральному проекту. И я как бизнесмен расту вместе с ним», – улыбается Дуйсенов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить