Толпотворение

Джефф Хау о том, как YouTube, iStockphoto, Threadless и другие компании, в штате которых всего несколько сотрудников, получают миллионы долларов чистой прибыли ежегодно

Фото: Виталий Мурашкин

Секрет успеха кроется в использовании нового с точки зрения глобальной истории бизнес-инструмента – краудсорсинга. Несмотря на свою молодость (начал применяться с 2006 года), метод набирает популярность в геометрической прогрессии: если изначально его использовали такие гиганты, как Procter & Gamble, Google, Википедия, Linux, то сегодня это сотни тысяч компаний по всему миру. Кроме того, по прогнозам автора термина Джеффа Хау, в течение уже следующих нескольких лет треть всего мирового, в том числе и казахстанского, бизнеса и правительственных организаций будут использовать инструменты краудсорсинга как обязательный элемент в своей стратегии развития.

«Краудсорсинг обожают использовать в своей работе предприятия малого и среднего бизнеса, у которых нет денег на работу с ведущими рекламными агентствами, но есть потребность в креативе. Между тем мы наблюдаем за тем, как в мире ежедневно регистрируются десятки тысяч компаний, – поясняет свои предположения писатель, редактор и журналист Wired Джефф Хау. – Хотя, конечно, глобальные проекты не остаются на обочине краудсорсинга. Например, крупнейшая социальная сеть в мире Facebook часто пользуется приложениями, разработанными обычными пользователями. Специально для энтузиастов Facebook создал раздел с пошаговой инструкцией: что делать, если захотелось создать свое приложение».

Джокер для бизнеса

Спрос рождает предложение, в этом смысле краудсорсинг не стал исключением, его появление спровоцировала рыночная динамика: низкая стоимость производства, избыток невостребованного таланта и творческого потенциала, а также развитие виртуальных сообществ энтузиастов-единомышленников, считает Хау.

Дело явно шло к революции, способной оказать огромное влияние и на химию, и на рекламу, и на множество других областей. Так, в июне 2006 года Джефф Хау опубликовал в журнале Wired рассказ, где дал название этой революции – «краудсорсинг».

«Пожалуй, я недооценил скорость, с которой краудсорсинг будет формировать нашу культуру и экономику, а также весь масштаб последствий этого явления. Как оказалось, не только цифровые аборигены, но и «цифровые эмигранты» (которых можно было бы определить как людей, по-прежнему узнающих новости из газет) тоже вскоре начнут писать рецензии на книги, продавать собственные фотографии, создавать новые способы применения карт Google и, да-да, даже предлагать рисунки на футболки», – с удивлением констатирует факты Джефф Хау.

Две головы лучше

Продолжая наблюдать за развивающейся тенденцией, Джефф Хау многое узнал о том, что приводит ее в движение. Успешные компании-краудсорсеры, как показывает практика, не продают продукт, они продают сообщества. В качестве примера он приводит тот же iStockphoto. Так, веб-дизайнер, предприниматель и бывший панк-рок-музыкант Брюс Ливингстон в 2000 году создал сайт, на котором он и его знакомые дизайнеры могли бы обмениваться фотографиями. Благодаря этому им удавалось избежать платы за пользование услугами фотобанков, которая в то время составляла несколько сотен долларов за штуку. Постепенно вокруг сайта образовалось целое сообщество из фотографов-любителей. Вскоре Ливингстон начал брать за каждое изображение символическую плату в 25 центов. Часть денег шла ему, часть – фотографу. В результате его компания сбивала цены имеющихся на тот момент фотобанков на 99%, стала лидером, да и вообще радикально изменила мир фотобизнеса. «Благодаря этому в 2012 году доходы iStock увеличатся до $262 млн», – приводит Джефф Хау оценку банка Goldman Sachs.

Есть еще и более ранний пример, когда два парня, Джейк и Джейкоб, основали мегакомпанию Threadless, просто организовав конкурс картинок, лучшие из которых обещано было печатать на футболках с подписью автора и продавать.

Список успешных кейсов краудсорсинга

Procter & Gamble 

iStockphoto 

Threadless 

Google 

Facebook

Википедия

IBM  

Linux  

Firefox

и др.

Эти образцы компаний-краудсорсеров совсем не уникальное явление. Они просто знаменуют собой волну революции в деловом и культурном мире, которая изменит наше представление об Интернете, торговле и, что самое важное, нас самих, уверен Хау.

«В последние годы во всем мире наблюдается феномен: люди объединяются, причем за малую плату или вообще бесплатно, для выполнения задач, которые прежде считались уделом лишь профессиональных сотрудников. Это явление начинает пронизывать самые разные отрасли – от фотосъемки, журналистики до науки и выборов…» – говорит он.

При этом, как отмечает Джефф Хау, достижения добровольцев не только не уступают лучшим достижениям некоторых крупнейших корпораций в мире, но зачастую превосходят их.

«Например, та же IBM вложила $1 млрд на реализацию краудсорсинговых идей от «толпы». В результате мы получили целую инфраструктуру информационной экономики – от операционной системы Linux до веб-браузера Firefox. Также мне знакомы случаи, когда простые электрики решали сложные задачи из области промышленной химии, а водители погрузчиков делали грамотные инвестиции на фондовом рынке», – приводит он пример.

Бесплатный сыр

Так, краудсорсинг, обладающий свойством притягивать одаренных людей из самых невероятных уголков планеты, – это огромный механизм по поиску талантов. По сути, это легкий доступ к огромной массе разнородной информации с помощью Интернета.

«Но это не значит, что компании, которые прибегают к краудсорсингу, могут рассчитывать на халяву. Те, кто рассматривает толпу как дешевую рабочую силу, обречены на провал. Все успешные краудсорсинговые проекты объединяет одна черта: глубокая преданность сообществу. Люди хотят ощущения собственности на свои создания и отлично понимают, когда их просто эксплуатируют. В этом контексте компания воспринимается как один из членов сообщества, и совсем не нужно смотреть что-то типа реалити-шоу «Последний герой», чтобы понять: тех, кто ведет себя двулично, выгоняют с острова», – разводит он руками.

Таким образом, неправильно думать о краудсорсинге в основном как о снижении издержек, потому что, даже несмотря на то, что компаниям не приходится платить людям, которые задействованы в решении тех или иных задач, им все равно приходится платить людям, которые управляют процессом краудсорсинга.

Краудсорсинг в лицах

«Несмотря на то что этот бизнес-инструмент сегодня носит в мире характер глобального явления, тем не менее такой позиции или вакансии, как менеджер по краудсорсингу или директор департамента краудсорсинга, до сих пор еще нет», – удивляется собеседник.

Сегодня, по его словам, работу вышеперечисленных сотрудников выполняют, как правило, отделы маркетинга, пиар, копирайтинга или бюджетного планирования. «Хотя я уверен, что уже совсем в ближайшем будущем это изменится, то есть компании наряду с пресс-секретарями и маркетологами будут искать себе в штат профессиональных краудсорсеров», – размышляет он.

Формула «1:10:89»

По определению Хау, краудсорсинг – это массовый бизнес, поэтому предпринимателям нужно быть готовыми к тому, что сегодня называется законом Старджона. Это когда 90% всего представляет собой сущий мусор. Но, с другой стороны, этот же закон гласит, что к оставшимся 10% можно присмотреться, а несколько меньший процент – вообще отличного качества. Воспользовавшись краудсорсингом, бизнесмен объявляет о своей проблеме, и его шансы найти решение увеличиваются в зависимости от количества людей, к которым он направил свое обращение. Эта простая математика также верна и в отношении творческого потенциала. «Так, с увеличением предложений увеличивается и доля ценных и пригодных предложений. Вы спросите, как быть, если предложения будут исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч вариантов? Ответ прост…» – интригует собеседник.

Это задание распределяется между посетителями сайта. Путем голосования, например. «Отсюда вытекает правило интерактивных медиа – «1:10:89». Оно гласит, что из каждых 100 человек один на этом сайте что-то реально создает, другие 10 голосуют за то, что он создал, а остальные 89 – пассивные участники. Согласитесь, не каждый может создать рисунок, который попадет на футболку Джейка и Джейкоба. Но в то же время не нужно быть талантливым художником, чтобы разглядеть эти таланты в других», – смеется он.

По статистике

По словам Хау, Алфеус Бингем – основатель научно-исследовательской краудсорсинговой компании, сказал, что оптимальный размер базы пользователей для краудсорсинга составляет около 5 тыс. человек. «Это значит, что если вы хотите привлечь 1% от 1% от 1% всех пользователей Интернета, то у вас все равно будет в 2 раза больше участников, чем требуется. Плохая новость заключается в том, что это должны быть именно те люди, которые вам нужны», – рассуждает он.

Тут уже как повезет, считает Хау. Но сразу же добавляет: «Краудсорсинг – это способ решения задач «коллективным разумом» с помощью Интернета. На самом деле толпа мудра, креативна и потрясающе продуктивна. Кроме того, здесь не играют никакой роли ни возраст, ни пол, ни раса, ни образование. Важно только качество работы».

Синица в руках

Как считает Джефф Хау, сегодня наиболее успешными являются компании или проекты, которые являются краудсорсингом изначально. «Другими словами, не когда его внедряют в уже существующую схему, а когда компания была выстроена на этом изначально. Когда вся ее деятельность, а не какая-то отдельная часть связана с краудсорсингом», – рассказывает он.

В качестве примера он приводит Google, где краудсорсинг является неотъемлемой частью работы компании.

«Но это не значит, что бизнесмены, компании которых существуют не один десяток лет, не могут применять такой инструмент», – добавляет он. Так, по его словам, Сбербанк России активно использует в своей работе принципы краудсорсинга. Общее число зарегистрированных пользователей в интернет-системе Сбербанка «Биржа идей» превышает 190 тыс. человек, а число идей и предложений по совершенствованию продуктов и услуг составило более 100 тыс. За время работы (с 2009 года) «Биржа идей» принесла банку более 7 млрд рублей.

«В Казахстане я наблюдаю тенденцию зарождения краудсорсинга, но, поверьте мне, это временно. Так, если сегодня к списку краудсорсеров можно отнести всего две-три компании, то уже через год их будет пара десятков», – прогнозирует он.

МНЕНИЕ

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка России

Мы сейчас наблюдаем деструктивное использование энергии в мире, пример – «арабская весна». Ни в одной из стран, где проходили волнения, я так и не увидел положительного результата. Очевидно, что везде присутствовала манипулятивная составляющая, которая использовала большое количество молодых людей для своих целей. Как в Египте, где безработные молодые ребята, имеющие массу свободного времени, быстро реагировали на призыв в социальных сетях собраться в общественных местах и совершить погромы. К сожалению, никто из политиков не задумывается о том, что деструктивная энергия может быть использована и в конструктивных целях. Как ядерная энергия. Краудсорсинг – это аналог ядерной энергии: цепная реакция может быть использована и для взрыва, и как управляемая энергия для производства электричества.

Краудсорсинг – это использование энергии масс, профессиональных, территориальных сообществ для поиска наиболее адекватного и эффективного решения проблем.  В производственной системе Сбербанка 100% людей имеет доступ к так называемой «Бирже идей». Мы обязали всех наших сотрудников вносить предложения по повышению производительности труда, совершенствованию технологий, продуктов и т.д. 210 тыс. наших работников в течение трех лет стали активными участниками «Биржи идей». С этого года мы открыли доступ к «Бирже» и для наших клиентов, акционеров. Зайдя на наш сайт, любой пользователь может оставить свое предложение. Благодаря этому мы имеем свыше миллиарда долларов чистой прибыли ежегодно. Краудсорсинг – это убедительный ответ скептикам, которые сомневаются, что можно эффективно использовать энергию большого количества людей для совершенствования бизнеса. Скажу вам больше: компании, которые не заинтересованы в сборе идей от масс, обречены на отставание.

На днях я прилетел из Соединенных Штатов, где посетил корпорацию «Боинг», насчитывающую свыше 100 тыс. сотрудников. Они на каждом шагу приводили мне примеры использования краудсорсинга. Так, на линии сборки 737-х самолетов мне рассказали такую историю. Оказывается, самая кропотливая операция в самолетостроении – погрузка посадочных мест в салон. Благодаря молодому парню, только что окончившему университет, эта процедура была автоматизирована. Он сказал, что родом из деревни и у его отца на ферме стоит транспортер по выбросу навоза. Специалисты «Боинга» поехали посмотреть на эту чудо-машину. В результате они сконструировали подобный механизм для своих целей. Теперь операция идет в 6 раз быстрее.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5974 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
11 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить