Тимур Кулибаев: Экологические платежи должны стать целенаправленными

6592

Главными темами рабочей встречи главы президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева с председателем Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГМП) Николаем Радостовцем стали вопросы природоохраны и перехода промышленности к зелёной экономике

Тимур Кулибаев
Фото: архив пресс-службы
Тимур Кулибаев

В контексте совершенствования природоохранного законодательства, по словам Николая Радостовца, комитет готовит целый пакет с конкретными нормами и обоснованиями к ним. В частности, это касается Экологического кодекса РК и концепции по переходу к зелёной экономике. Например, разработка методики определения уровня опасности и кодировки отходов, что исключит законодательный пробел, обеспечив прозрачный и объективный подход в процедуре классификации отходов. Более того, появится возможность реализовать дорогостоящие проекты по запуску производств по переработке отходов и значительно сократить их объёмы.

Весьма актуальным, по мнению руководителя КГГМП, является реформирование системы взимания экологических налогов и платежей. Сейчас правоприменительная практика, к сожалению, использует экологическое законодательство как инструмент пополнения бюджета, и взысканные средства не имеют целевого направления на природоохранные и природовосстановительные мероприятия. К примеру, в Павлодарской области на природоохранные мероприятия было затрачено 0,3% от общей суммы, в Карагандинской области – 3%.

Николай Радостовец отметил, что международные организации рассматривают зелеёную экономику как стратегический метод решения системных проблем деградации окружающей среды, обеспечения безопасности природных ресурсов, занятости и конкурентоспособности. Он привел в пример опыт Беларуси, где законодательно присутствует механизм экономического стимулирования природоохранных мероприятий, затраты на которые компенсируются за счёт экологических налогов. Сумма экологических налогов уменьшается плательщиками ежеквартально в объёме инвестиций на строительство или реконструкцию, например, газоочистных установок, устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, объектов хранения, захоронения или обезвреживания отходов, и т.д.

В России предусмотрены вычеты из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму фактически произведённых затрат на природоохранные мероприятия. Плюс государственная поддержка предприятий через предоставление налоговых льгот/инвестиционных налоговых кредитов, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В таких странах, как ЕС, США, Япония, Китай, предоставляются кредиты через специальные фонды по ставке от 1% до 6% предприятиям, переходящим на наилучшие доступные технологии, где частично или полностью покрываются проценты по кредитам. 

Председатель президиума палаты «Атамекен» согласился с необходимостью разработки механизма целевого использования экологических платежей только на природоохранные мероприятия, что экономически облегчит предприятиям постепенное внедрение зелёных технологий в Казахстане, отметив, что на этом фоне казахстанские предприятия остаются один на один со своими проблемами и говорить о возможности развития конкуренции с теми же членами ЕАЭС весьма сложно.

- Для перехода к зелёной экономике необходимо прежде всего повысить энергоэффективность во всех сферах экономики. Нужна модернизация и строительство новой промышленной и информационной инфраструктуры, развитие возобновляемой энергетики и экологически безопасного транспорта, обеспечение потребностей в безопасном и качественном продовольствии и воде. Это непросто технически, экономически затратно и требует времени. Мы всё равно придём к «чистой» экономике, но поэтапно, с учётом реального состояния нашей экономики и возможностей государства, субъектов бизнеса и народа, - сказал Тимур Кулибаев.

Он добавил, что необходимо иметь государственную научно обоснованную антикризисную программу по повышению энергоэффективности, по развитию чистых технологий и альтернативной энергетики, где будут чётко оговорены этапы перехода с конкретными целями на каждом этапе, мероприятия, сроки, механизмы достижения и источники финансирования.

Глава Нацпалаты поручил комитету обратиться в Министерство энергетики РК, чтобы совместно проанализировать международный опыт и на основе передовой целевой модели зелёной экономики выработать систему мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить её функционирование на экологических зелёных принципах.

Результатом эффективной реализации национального плана будет поэтапная трансформация национальной экономики, основанная на внедрении принципов зелёной экономики и достижении целей устойчивого развития.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить