Стандартное положение

Газиза Омарова открывает казахстанским компаниям дорогу на иностранные рынки международными сертификатами соответствия

Фото: Андрей Лунин

Какие мысли посещают покупателя в магазине, когда он видит, что на пакете молока стоит полугодовой срок годности, притом что эта самая коробка хранится не в холодильнике? Правильно, в молоко добавлены консерванты. Однако далеко не каждый из нас знает, что, например, сорбат калия, который используется в молочной промышленности, накапливаясь в организме, ведет к генетическим изменениям. Страшно? Не то слово. Мы можем отказаться от молока с консервантами, но как насчет токсичной одежды, радиоактивной обуви или смертельно опасной пиротехники? Для того чтобы обезопасить себя от подобных «сюрпризов», необходимо требовать у продавца сертификат на приобретаемую продукцию. А выдают такие сертификаты специальные уполномоченные органы по подтверждению соответствия.

Казахстанская промышленность медленно, но верно наращивает собственное производство, тем не менее львиная доля товаров поставляется в страну из-за рубежа. Весь этот поток необходимо проверить и выдать соответствующие сертификаты. Поэтому в Казахстане как грибы после дождя появляются фирмы, которые занимаются сертификацией, – сейчас в стране 167 таких компаний и 606 испытательных лабораторий. В этом числе весьма много фирм-однодневок, которые пришли в отрасль за сиюминутной прибылью. О том, как можно выжить на рынке, когда он перегрет зачастую недобросовестной конкуренцией, рассказывает один из лидеров отрасли – генеральный директор QS Azia Sertik и DQS Certification KZ в Казахстане, ведущий аудитор DQS UL Holding Газиза Омарова.

Конкурентное преимущество

«Мы вышли на рынок в 2005 году и поначалу занимались только сертификацией системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001. Спустя некоторое время получили очередные лицензии на право подтверждать соответствие систем экологического менеджмента (ISO 14001), профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18001), сертификацию продукции, – вспоминает Омарова. – Было решено создать и собственный испытательный центр, который бы позволил существенно расширить наши возможности по сертификации».

Омарова пришла к сертификации не сразу. После окончания Ленинградского института текстильной и легкой промышленности в 1986 году она начала работать с самых низов инженером-технологом. Затем последовало повышение – перешла в НПО «Казлегпром» в качестве ведущего специалиста сертификационного центра. В 1997-м перевелась главным экспертом в отдел экспертиз и сертификации Алматинской Торгово-промышленной палаты РК. Далее училась в Российско-Казахском современном гуманитарном университете, а с 2006 года возглавляет ТОО «QS Azia Sertik». Является действующим членом экспертного совета комитета технического регулирования и метрологии Госстандарта РК.

У кого-то путь к полноценной сертификационной компании занимает годы, а у ряда фирм этот путь намного короче. Возможно, из-за того что некоторые ставят прибыль выше реноме компании, на рынке высок процент «гибели» органов подтверждения соответствия: только за последний год Национальный центр аккредитации органов сертификации отозвал аттес­таты у 92 компаний и лабораторий.

Манящий рынок

Та настойчивость, с которой новые сертифицирующие органы выходят на рынок, понятна, ведь примерный годовой оборот отрасли составляет около $1,5 млрд.

Чтобы выжить на весьма плотном рынке, органам по подтверждению соответствия приходится самим соответствовать многим стандартам, иначе клиент уйдет к конкуренту. Во-первых, необходимо быть экспертом и иметь большой опыт в области стандартизации и сертификации, иначе никому свою правоту в случае отказа не докажешь. Во-вторых, нужно максимально расширить собственные возможности, как и поступили в QS Azia Sertik.

«И то и другое – залог не столько успеха сертифицирующего органа, сколько качественной и безопасной жизни наших соотечественников. К примеру, вся наша команда имеет огромный опыт: я и многие мои сотрудники начинали карьеру еще в советском Госстандарте. Мы можем по- разному относиться к продукции того времени, но, согласитесь, ГОСТы в советский период на производствах соблюдались очень строго. Тогда мы не имели права допускать ошибок – это тяжелая, но железная школа, – рассказывает Омарова. – Именно опыт и знания, а также желание усовершенствовать рынок услуг в данной области привели меня к решению создать свой бизнес в 2005 году. Чуть позже я поняла, что допотопное оборудование, которое имелось в большинстве лабораторий, не может дать нам точных результатов, а это критично: на кону у нас здоровье казахстанцев. Сегодня мы сертифицируем продукцию легкой, пищевой промышленности, строительную, радиотехническую, кабельную продукцию и занимаемся экспертизой по определению страны происхождения товаров».

Также серьезным конкурентным преимуществом в отрасли является международное признание органа сертификации. «Наша компания по подтверждению соответствия сертифицирована и признана международной организацией DQS, Германия, и IQNet и является официальным партнером DQS Holding GmbH и его представительства в Казахстане DQS Certification KZ», – говорит Омарова. Непосвященному во все тонкости сертификации названные компании вряд ли что скажут, однако, к примеру, Группа DQS-UL является одним из ведущих органов по сертификации систем менеджмента во всем мире. Эта компания проводит оценку по сотне с лишним стандартов и cпецификаций, имеет более 66 офисов в 47 странах и уже выдала 45 тыс. сертификатов в 100 странах мира.

Ежедневно по всему миру промышленники производят сотни тысяч новых товаров и услуг. Это все новое также должно пройти проверку по вновь разработанным критериям. Большой неожиданностью для казахстанского рынка стало то, что QS Azia Sertik совместно с ведущими учеными Казахстана разработала методику, которую можно широко использовать в пищевой промышленности. «Это закон рынка – у тебя всегда должно быть преимущество. Наше преимущество к тому же продиктовано простой необходимостью. Мы разработали методику по определению сорбата калия в молочной продукции. До этого подобной методики в Казахстане не было. А все началось с того, что у нас появилось подозрение относительно некоторых молочных продуктов с большими сроками годности. Есть у нас свои нововведения и в системе энергоменеджмента», – говорит Омарова.

Клиент всегда прав

В итоге важнейшую оценку работе компании ставят ее клиенты – заключенными контрактами. Клиентами QS Azia Sertik являются геолого-разведочные, нефтегазовые, строительные компании, предприятия пищевой и промышленной продукции, образовательные учреждения.

«Качество – основной фактор стабильной работы, процветания органов подтверждения соответствия в целом и каждого сотрудника в отдельности, – добавляет Омарова. – Помимо этого, мы должны всегда оставаться беспристрастными при проведении сертификации стандартов международного качества, продукции и услуг. Прибыль важна, но ее нельзя ставить на первое место, для компании это билет в один конец». Ей можно поверить, посмотрев на годовой оборот QS Azia Sertik, который составляет чуть более 53 млн тенге.

Результативность – главный показатель для системы менеджмента качества, следовательно, и для компании в целом. В чем же она? За 2012 год – это награда «Золотой ягуар» международной имиджевой программы «Лидеры ХХI столетия» в номинации «За безупречное ведение бизнеса».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5854 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
22 октября родились
Бауыржан Урынбасаров
директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети»
Нуржами Алтынсака
советник председателя правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить