Создать казахский Amazon

30200

Известный предприниматель Кайрат Мажибаев серьезно заинтересован вложиться в интернет-ретейлера национально-регионального масштаба

Фото: Андрей Лунин

В стране ощущается острая нехватка частного акционерного капитала, делится своими мыслями Кайрат Мажибаев. По его мнению, сейчас на каждые два доллара привлеченного в экономику страны долгового капитала необходим один доллар equity-капитала с акцентом на его местном происхождении. Об этом мы разговариваем в кабинете председателя совета директоров Resmi Group в связи с переходом последней от холдинговой структуры к формату группы фондов прямых инвестиций.

Мажибаев в шутку сравнивает холдинговую структуру управления с акиматом по части бюрократизма и «незаточенности» на клиента, но, по сути, трансформация носит не рутинный характер, а открывает новый этап в стратегии развития Resmi Group. И фонд №2, формируемый сейчас в Resmi, призван оказать серьезное влияние в ряде секторов казахстанского рынка.

По его словам, их новый фонд выражает интерес своих потенциальных инвесторов к развитию местных компаний, которые могли бы успешно работать в новых условиях – ТС, ВТО, в условиях, когда необходимо уметь монетизировать созданную бизнесом стоимость. «Именно поэтому наша группа продолжает специализироваться на создании боеспособных региональных игроков. Считаем, что в среднесрочной перспективе местные и зарубежные покупатели проектов будут заинтересованы именно в таких вот игроках», – рассуждает Мажибаев.

Он говорит, что приток частного акционерного капитала важен для всех секторов экономики. Кроме очевидной экспертизы он несет проектам устойчивость, а идеям предпринимателей – необходимую глубину.

Сам же Кайрат Мажибаев для себя определил четыре ключевые отрасли. «Мы ищем конкурентные и ростовые рынки, которые остались до сих пор фрагментированными, разобщенными. Это значит, что там необходимы один или два игрока, так называемые консолидаторы рынка, которые вывели бы этот сектор на новый профессиональный уровень, фактически способствовали этакой индустриализации», – поясняет он свое видение.

Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что таких фрагментированных рынков в Казахстане еще очень много. В этом Мажибаев и видит возможность куда приложить свои навыки: «Мы конкурентоспособны в том, чтобы покупать компании с малой капитализацией или создавать проекты «с нуля» и доводить их до рыночной капитализации среднего уровня». Средняя капитализация – это уровень в несколько сотен миллионов долларов активов или продаж. При этом в Resmi считают, что умеют неплохо делать трансфер лучших международных управленческих практик на местный рынок.

Фото: Андрей Лунин

Для фонда №2 уже определены четыре приоритетных сектора – финансы, потребительские товары, электронная коммерция и агропром. Выбор не удивителен с первого взгляда. В финансах у компании большой опыт, а рынок до сих пор не освоен во многих направлениях, таких как факторинг, лизинг, медстрахование и так далее. В потребительском секторе у Мажибаева огромнейший опыт, и незанятых ниш на рынке тоже много. В переработке сельхозсырья компания собирается создать прецедент – устранить разрыв в цепочке между фермерскими хозяйствами и розницей. Задача тяжелая, но в то же время, наверное, это самый перспективный участок. И в этом у Resmi опять же есть определенный бэкграунд через RG BRANDS. Но больше всего наш интерес вызывают, конечно, их планы в e-commerce.

Кайрат Мажибаев признает, что опыта в онлайн-коммерции у компании нет. Здесь рынок еще очень фрагментированный, но развивается быстрыми темпами, и в ближайшие лет семь в этом секторе будет именно ростовой этап. «Нам было бы интересно создание большой e-commerce-группы, которая стала бы визитной карточкой электронной коммерции Казахстана, вместе с группой инвесторов и основателями отдельных интернет-проектов», – подчеркивает он.

Что это может быть? Казахский Amazon, eBay, Rakuten или Mercado Libre? Мажибаев отмечает, что пока они не ограничивают себя конкретной концепцией, но масштаб такой. «Желательно, чтобы потенциально это был национального масштаба оператор с амбициями на роль регио­нального игрока. Это должен быть проект, в который можно было бы инвестировать $10–15 и более млн, а итоговая капитализация у него была $100 и более млн», – говорит глава Resmi Group.

На какую аудиторию может быть рассчитан подобный онлайн-проект, легко посмотреть через призму того, что Resmi ищет на потребительском рынке. «Мы ищем компании казахстанские, которые обладают как минимум региональными амбициями, которые смогли бы в перспективе работать со 100-миллионной покупательской базой. Это Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Россия – Приволжье, Урал и Западная Сибирь. Наш регион – один из немногих мест в мире, где сочетаются два фактора: население растет и реальные его доходы тоже растут. У нас есть четкая уверенность, что показатели распределения общественного богатства в этих странах, включая Казахстан, будут улучшаться и далее. Базово это очень хорошо именно для местных потребительских рынков. Это значит, что необходимо создавать структуры для обслуживания этих тенденций», – считает Мажибаев.

Для успеха инвестпроектов необходимо несколько составляющих. Для примера мы предлагаем Мажибаеву рассмотреть e-commerce как сектор с наибольшими вызовами для Resmi. Первый фактор – это команда. По его словам, амбициозность целей сразу отсекает большинство стартапов, остается де-факто всего три-четыре менеджерские команды, с которыми это можно сделать. В Resmi их знают и с удовольствием с ними общаются. «Мы верим, что соединение молодых предпринимателей с нашей управленческой платформой может дать очень хороший эффект, – выражает уверенность Мажибаев, добавляя, что именно молодые амбициозные ребята изначально и привлекли его внимание к электронной коммерции. – Они фантастически хорошие ребята, заряженные на идею, аскетичные, с хорошим образованием, не испорченные, несмотря на то что они работают в e-commerce, вирусом потребления».

Компания готова вместе с основателями добавить к их интернет-концепциям свои set of skills в офлайновой сфере – создании и продвижении новых продуктов, доступе к рынкам капитала, логистике, выработке управленческих стандартов и политик, дальнейшем развитии персонала и другом. В e-commerce, кроме революционных решений в маркетинге и коммуникациях, Мажибаев принципиальной новизны для своих целевых рынков не видит: «Это не новая индустрия, во многих секторах она не делает технологического переворота. Прежде всего это решения по созданию дополнительной стоимости через рационализацию отношений с потребителями».

Другим элементом является сама стратегия e-commerce. Resmi готова вкладываться в те проекты, где капитализация прирастает не только за счет эффекта масштаба – увеличения количества пользователей или транзакций, а за счет генерирования доходов и правильного вложения полученной прибыли. Стартапы в Казахстане сейчас гордятся сотнями тысяч зарегистрированных потенциальных клиентов, из которых сам сервис используют только несколько десятков тысяч. Но, в понимании Мажибаева, при нынешнем уровне проникновения мобильной связи, а с ней и интернета при наличии 9 млн экономически активных жителей в Казахстане нужен уровень в миллионы зарегистрированных и сотни тысяч активных пользователей. Таким ростовым стратегиям в Resmi готовы помочь.

Фото: Андрей Лунин

Когда вы информацию о трех-четырех командах накладываете на сотни тысяч пользователей, то вроде бы сразу становится понятно, что за проекты рассматриваются для фонда №2. Однако Кайрат Мажибаев сохраняет интригу. «У нас инвестиционная концепция простая, хотя немного и отличается от классической. Мы не смотрим на проекты сами по себе. По каждому сектору, который мы изучаем, у нас прежде всего должна быть большая идея, или, как мы говорим, тема. Когда эта тема начинает приобретать четкие очертания, тогда мы ищем что-то подходящее уже именно под эту тему», – объясняет он.

Но когда под эту самую «тему» присматривают проект, то зачастую это оказывается компания, котирующаяся ниже среднего по рынку. Причина простая: то, что принимается за самое лучшее, зачастую просто самое известное на рынке. «Мы не очень любим богато обставленные офисы, дорогой персонал с иностранными языками, известными людьми и прочими атрибутами успешной компании. Мы больше смотрим на то, какую добавленную экономическую стоимость или хотя бы потребительские характеристики этот проект создает. Соответственно, мы выбираем то, что на рынке знакомо пока ниже среднего, но имеет существенный коммерческий потенциал. Отличие в том, что мы выбираем проект как агента быстрых изменений в конкретном секторе», – говорит предприниматель.

Кто войдет с ним в «тему», пока непонятно, но уже сейчас очевидно, что именно через e-commerce-проекты может возникнуть мощнейший эффект синергии по их другим трем приоритетным секторам, особенно в агропроме.

По оценкам Кайрата Мажибаева, между производителями сельхозсырья и розничными сетями, имеющими доступ к конечным потребителям, существует своего рода traffic jam. И пробка это и финансовая и коммуникационная. «Мы бы хотели инвестировать в компании агробизнеса, которые позволили бы интегрировать ретейлеров и фермеров на более профессиональной основе. Мы имеем опыт в инвестициях и управлении проектами в смежных секторах и считаем, что это не просто экономически перспективное, но и социально благое дело. Именно сельскохозяйственный сектор сегодня нуждается в индустриализации прежде всего», – говорит предприниматель.

Если посмотреть последние примеры на развитых рынках, то интеграция между фермерами и потребителями строится также и на правильном программном продукте и онлайн-составляющей. Поэтому синергия с e-commerce здесь очевидна. Resmi уже инвестирует в исследования, ведутся переговоры с международными проектными управляющими, специалистами, имеющими опыт работы в развивающихся странах.

Между тем если в e-commerce в последние годы появились молодые игроки, пусть даже «игрочки», то в аграрном секторе весьма сложно вспомнить проект, который имеет предпосылки к тому, чтобы трансформировать сложившуюся на рынке модель торговли сельхозтоварами.

Но в Resmi понимают, что если «тема» большая и перспективная, но на рынке еще нет уже существующих проектов, то тогда компания готова строить проект с нуля. «И то и другое безумно весело, интересно. Создать концепцию, проговорить ее с единомышленниками, изложить это на бумаге. А затем все это трансформировать в рабочее состояние, в структуру, которая будет бизнесом. И если это кто-нибудь потом покупает, то это и есть признание того, что мы создали что-то действительно стоящее», – заключает Мажибаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить