Бизнес-туризм в РК губят скверный сервис и дороговизна

17957

Обзор рынка корпоративного туризма в Казахстане: реалии и перспективы

Фото: cenews.in

Несмотря на продолжающиеся экономические трудности во всем мире, рынок корпоративного туризма продолжает уверенно расти. Деловой, или корпоративный, туризм, который включает в себя деловые поездки предпринимателей (командировки), участие в конференциях, семинарах, тренингах, инсентив-туризм (поощрительные поездки), организация корпоративных мероприятий, в последнее время приобретает второе дыхание.

Командировкам кризис не помеха

Несмотря на экономические трудности, рынок делового туризма в мире продолжает расти.

Согласно данным, опубликованным организацией Sabre Travel Network, в 2012 рынок  корпоративного туризма продолжает расти, несмотря на экономическую рецессию в Европе. К примеру, до кризиса 2008 объем рынка делового туризма составлял в Европе (Германия, Франция, Великобритания) более $100 млрд в год. В период с 2009 по 2011 объем рынка делового туризма в этих странах сократился минимально, а в 2012 он опять составил свыше $100 млрд. В США до кризиса объем рынка бизнес-туризма составлял около $275 млрд. В период кризиса этот показатель уменьшился до $235-240 млрд, а в 2010 опять вырос до отметки в $250 млрд. А в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (помимо небольших азиатских стран, также Австралия, Новая Зеландия, Китай, Индия и Япония), объем рынка увеличивался, несмотря на кризис. В 2008 в этих странах объем рынка делового туризма был чуть больше $200 млрд, а к 2011 составил около $280 млрд.

Согласно исследованию GBTA (Global Business Travel Association), в период с 2012 по 2015 рынок делового туризма будет и дальше расти. По прогнозам, самый большой процент прироста будет в Китае и составит 11,2%, в Индии 10,9%, в Бразилии 7,09%, в Великобритании  5,4%, в Канаде 5,2%, в США 3,8%. Самый низкий прирост ожидается в Германии – 2,0%. Но в целом, по прогнозам, несмотря на ожидаемые экономические процессы, рынок делового туризма будет расти.

Расходы на корпоративные путешествия в различных регионах мира

В Казахстан едут не отдыхать, а работать

А какова же ситуация в Казахстане? Будет ли рынок делового туризма расти в Центральной Азии?

Начнем с того, что официальных данных по объему делового туризма в Казахстане нет. Есть сведения по общему количеству туристов в стране. Согласно исследованию Казахстанского института развития индустрии (КИРИ), в I квартале 2013 было обслужено 4100 тыс. человек. Из них турфирмами - свыше 2,500 тыс. чел. (в том числе по въездному туризму 1322,5 тыс.):

1. США (501 тыс.).

2. Страны СНГ (479 тыс., из них 350 тыс. из России).

3. Индия (338 тыс.).

4. Латвия (244 тыс.).

5. Израиль (243 тыс.).

6. Германия (229 тыс.) .

7. Китай (144 тыс.).

8. Корея (133 тыс.).

9. Нидерланды (124 тыс.).

10. Венгрия (115 тыс.).

11. Италия (112 тыс.).

По данным КИРИ, въездной туризм в Казахстане имеет тенденцию роста и в 2013 составил 1322,5 тыс. чел. Сохранилась тенденция роста числа выездов казахстанских граждан за рубеж, их число увеличилось на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 и составило 2105,3 тыс. поездок. Как и прежде, основной целью выезда стал отдых в отпускное время.

Согласно данным Агентства РК по статистике, в 2009 общий объем туристских услуг в Казахстане составил 65,8 млрд тенге ($430 млн). Если  учесть, что в среднем рынок бизнес-туризма составляет, по данным экспертов, от 60 до 80% от всего рынка туристических услуг, то можно предполагать, что его объем равен $250-350 млн, что намного ниже, чем в развитых и развивающихся странах.

Другая черта отечественного туризма - дисбаланс между туризмом выездным и въездным. При этом во въездном деловые поездки иностранцев преобладают над туристическими. Точной статистики нет, но, по предварительным оценкам, эта соотношение равно 9:1.

4 причины недоразвитости делового туризма в Казахстане

Чем же обусловлен относительно низкий объем делового туризма в РК и в то же время такая разница между долей бизнес-визитеров и туристов, направляющихся в Казахстан для отдыха и приключений?

Одна из главных проблем - отсутствие в регионе понятия «делового туризма», политики компаний в этом направлении и специалистов в этой сфере. Многие компании все еще не понимают значимость планирования и оптимизации расходов на бизнес-туризм. В 2012 было проведено исследование среди 500 казахстанских компаний. Выяснилось, что вопросами планирования деловых поездок в 28% случаев занимаются секретари, главы департаментов - в 19%, координаторы бизнес-поездок - в 15%, руководители - в 12%, маркетинговый департамент - в 6%, финансовый департамент - в 3%, HR - в 1%, другие сотрудники - в 15%. Получается, лишь в каждой седьмой компании есть координаторы, ответственные за организацию командировок.

Вторая проблема - в том, что локальные турагентства, отели и другие поставщики не могут предложить качественный продукт местным и иностранным бизнесменам. Согласно тому же исследованию, среди опрошенных респондентов 38% недовольны сервисом турагентств, а довольны лишь 33%. Около 60% отметили, что они не получают аналитические отчеты о расходах по своим поездкам от турагентств. Из-за недовольства их сервисом большинство компаний предпочитают поручать вопросы делового туризма и планирования поездок кому-нибудь из своих сотрудников.

Третья проблема - стоимость услуг туристической инфраструктуры, отелей и авиалиний в Казахстане… намного выше, чем в развитых странах. Разрыв между дефицитом качественного сервиса и его дороговизной пагубно влияют на развитие туризма, в том числе делового.

Четвертая причина слабого развития делового туризма - казахстанские компании не так сильно интегрированы в торгово-экономические связи с европейскими или американскими. Они в основном сотрудничают с российскими и китайскими компаниями, и процент иностранных бизнесменов, путешествующих в наш регион, остается низким.

Однако перспективы развития делового туризма в Казахстане очень большие. Во-первых, страна находится в центре самого быстрорастущего рынка туризма в мире. К 2020 прогнозируется, что Китай и Россия, а также Индия и Ближний Восток дадут прирост в 220 млн выездных туристов ежегодно.

Во-вторых, после возможного вступления в Таможенный союз Таджикистана, Киргизии и Узбекистана интеграция в Центральноазиатском регионе резко вырастет, что также повлияет на частоту бизнес-поездок.

В-третьих, усиление экономической конкуренции между Россией и Китаем в регионе обещает деловому туризму широкие перспективы. Однако давать прогнозы по темпам роста бизнес-туризма в цифрах пока еще рано.

Аналитический отдел Abacus Central Asia

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить