Серик Тульбасов: Прозрачность бизнеса – требование времени

Уже давно в Европе начали появляться призывы и законодательные требования к прозрачному ведению бизнеса. Одной из целей являлось искоренение коррупционных действий, наносящих значительный урон как самому бизнесу, так и всему гражданскому обществу

Серик Тульбасов
Фото: архив пресс-службы
Серик Тульбасов

Наша страна не является членом Евросоюза, поэтому требования этой директивы на отечественные компании напрямую не влияют. Но общая тенденция и стремление к прозрачности в условиях глобализации мировой экономики имеет место. И казахстанская бизнес-среда начинает это понимать.

Сегодня мы публикуем интервью с казахстанским бизнесменом Сериком Тульбасовым, принявшим этот тренд развития.

Серик Карабекович, что вы понимаете под термином «прозрачность» и для чего бизнесу нужна прозрачность?

- Если не рассматривать более широкое понимание термина, связанное с антикоррупционным значением, то в моем понимании прозрачность – это определённая базовая ценность и принцип, на основе которого мы строим и корректируем внутренние и внешние бизнес-процессы в компании. Это - честные и прозрачные отношения с конкурентами, партнёрами и контрагентами, которые являются сегодня важным фактором для построения долгосрочного партнёрства.

Если вы не хотите построить компанию-однодневку, то бизнес-модель должна формироваться на принципах честного и прозрачного взаимодействия. Примером такого взаимодействия могут служить наши длительные и проверенные двумя кризисами отношения с Халык Банком. Понимание наших проблем, которые мы открыто показываем банку, дали возможность миновать кризисы с минимальными потерями для нас обоих.

Вообще проблема представления отчётности и прозрачности в бизнесе – это давняя тема.

Почему прозрачность в бизнесе сегодня настолько важна? 

- Новая реальность, основанная на тотальной цифровизации и возможности мгновенной передачи информации на любые расстояния от любого субъекта к миллионам других (пример социальных сетей), породили изменение принципов ведения бизнеса. Ранее участники бизнеса зачастую получали конкурентное преимущество во многом за счёт асимметрии в получении информации. Сейчас доступ к информации, которая влияет на принятие решений, во многом открыт для любого участника рынка.

С другой стороны, усиление конкуренции и цифровизация данных создали ситуацию перенасыщения информационного поля. И, закрывая информацию о себе, компания уже не может выделиться и завоевать предпочтение потребителей.

Таким образом, доступность информации и увеличение конкуренции породили появление нового принципа ведения бизнеса - принципа открытости. Открытый бизнес - это полное или частичное раскрытие информации о бизнесе для внутреннего или внешнего круга пользователей. Такая открытость способствует росту доверия потребителей и других компаний к бизнесу. Жёсткая конкурентная борьба и разработка хитроумных РR-стратегий, направленных на завоевание рынка, становятся не вполне эффективными. Более выгодными становится переход к взаимовыгодному честному сотрудничеству с партнёрами и потребителями, для чего необходимо предоставить им объективную и достоверную информацию о себе, и это стимулирует компетентных людей честно высказывать собственную точку зрения, непринуждённо анализировать другие мнения и искать общее решение.

Многие руководители компаний опасаются прозрачности либо считают эту концепцию утопической. Что бы вы сказали по этому поводу?

- Приведу простой пример, в ресторане повара стали готовить еду на глазах у посетителей заведения. Результаты оказались поразительными: на 17% повысился уровень удовлетворённости клиентов и на 13% – скорость обслуживания персонала. Вы, наверное, обратили внимание на то, что этот приём уже принят на вооружение рестораторами во многих ресторанах Алматы.

Что касается опасений о негативных последствиях прозрачности, то моя позиция проста: кто честно работает, тому нечего опасаться фискальных или рейдерских «наездов». А конкурентные отношения постепенно превратятся в деловое сотрудничество, т.к. обмен информацией позволит яснее представлять ситуацию на рынке, сравнивать свои показатели и видеть перспективу дальнейшего развития своего бизнеса.

В этом смысле прозрачный бизнес ориентирован на будущее, даёт ресурсы для развития и внедрения инноваций. Непрозрачный бизнес чаще всего является плохо аудируемым, менее управляемым и не привлекательным для инвесторов. Говоря словами модной сегодня стилистики, абсолютная прозрачность – понятие, которое не приемлет оттенков серого в прямом и переносном смысле!

Как вы думаете, открытость определяется только общими понятиями или все-таки имеются общепринятые конкретные характеристики?

- Не углубляясь в академические дебри, вкратце упомяну, что имеется классификация и методики определения реальной открытости компании. Среди многих параметров выборочно отмечу финансовую, событийную и идейную открытость. Последнюю можно, например, конкретизировать как открытость информации о механизме принятии решений, публичность процесса обсуждения, открытость стратегических и тактических планов.

Определённые элементы и требования транспарентности бизнеса уже действуют. В частности, при листинге на бирже KASE компании должны предоставлять информацию, включающую элементы, упомянутые мной выше. В финансово-бухгалтерском учёте практически все казахстанские компании применяют принципы МСФО, требующие прозрачности и обоснованности представленной информации.

Вообще моё решение по прозрачности в бизнесе не было спонтанным. Оно сформировалось не на поверхностном понимании открытости, а в результате анализа существующего бизнес-пространства, изучении ряда аналитических работ и вывода о необходимости изменения прежней бизнес-модели.

И мне хотелось бы расширить и углубить принцип открытости в нашей бизнес-среде, переведя его из категории узкой нормативно-обязательной в категорию добровольную и более публичную.

Вам не кажется, Серик Карабекович, что ваша стратагема имеет более широкое назначение и касается не только корпоративных отношений и бизнеса?

- Безусловно, вопрос транспарентности и публичности информации тесно увязан с вопросами социальной ответственности бизнеса. Это одна из важных составляющих характеристик социально-политической среды, в которой мы все работаем и живем. И, как мне кажется, наша задача как раз и состоит в улучшении этой среды различными методами, в том числе и применением принципа открытости. Без этого построить социально справедливое общество и цивилизованное государство невозможно.

Что вы конкретно делаете для достижения большей прозрачности в бизнесе?

- Двигаясь в заданном русле, мы подготовили публичную информацию о наших компаниях. И уже разместили основные финансово-экономические показатели на нашем сайте. Некоторыми из них я готов поделиться уже сейчас, в качестве примера нашей открытости.

Наш торгово-развлекательный центр Dostyk Plaza в этом году отметит 5-летний юбилей с момента начала работы. Мне кажется, читателям будем интересно увидеть некоторые аналитические выкладки.

На диаграмме ниже показана заполняемость арендной площади и величина средневзвешенной ставки аренды.

*Показатели 2019 года являются прогнозными

Предоставляя эти цифры, мы открыто показываем наши слабые и сильные стороны, позволяющие нашим отраслевым конкурентам сравнивать и оценивать как свои показатели, так и в целом рыночные.

На следующей диаграмме мы демонстрируем посещаемость и товарооборот ТРЦ «Dostyk Plaza» в динамике по годам. Немногие ТРЦ могут похвастать наличием инструментария, позволяющего видеть и контролировать посещаемость, конверсию и товарооборот своих арендаторов. Думаю, девелоперам и специалистам по недвижимости это предоставит обширное поле для анализа и сравнительной оценки деятельности.

*Показатели 2019 года являются прогнозными

Мы внедрили и используем достаточно тонкие аналитические и программные инструменты. Так, разработанный нами софт Smart Plaza, пользователями которого за полгода стали около 50 тыс. человек, предоставляет покупателям торгового центра ряд удобств и преимуществ, включая получение бонусов. Мы же, со своей стороны, получаем информацию о предпочтениях посетителей и иную статистическую информацию, позволяющую оптимизировать работу компании в целом.

Важным финансовым показателем является величина EBITDA – показатель операционной доходности компании. Это один из ключевых показателей при оценке бизнеса.

*Показатели 2019 года являются прогнозными

Представленные финансовые показатели демонстрируют определённый бенчмаркинг, достигнутый нами в отрасли коммерческой недвижимости. Это позволяет оценить эффективность своего бизнеса всем участникам этого рынка и наметить возможные пути оптимизации.

Вы поставили себе нелёгкую задачу, решение которой зависит не только от вас. Надеетесь ли вы на скорый положительный отклик общества?

- Отлично понимаю сложность и нестандартность моей инициативы. Но есть хорошая пословица: «Изменишься ты, изменятся тысячи вокруг тебя». Сейчас мы сосредоточены в первую очередь на себе, определяя свою позицию и посылая наш месседж обществу. А дальше - время покажет. Очень надеюсь, что наш рынок и гражданское общество станут более открытыми и цивилизованными, в том числе благодаря нашим усилиям в этом направлении.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8971 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
25 августа родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить