Сделано в Силиконовой долине

10809

Американская столица стартапов выпускает куда больше, чем компьютерные программы и приложения. И сейчас она в центре удивительного возрождения производства

ERIC MILLETTE ДЛЯ FORBES
Центр по выпуску новых продуктов Flextronics в Милпитасе, Калифорния Это место рождения смартфона, который мир увидит в следующем году. Здесь же инженеры высчитывают, как наладить его массовое производство. Работники этого центра каждый день видят от 15 до 20 новых продуктов и могут переключиться с создания телефона на создание сетевого устройства за 12 минут или даже меньше

У инженеров Flextronics они получили звание «бумажной продукции», потому что обычно сразу за производством одного продукта начинается разработка другого. Будучи вторым в мире производителем по найму, Flextronics видела их все – смартфоны, накопители, сетевые коммутаторы. Когда изобретатели Силиконовой долины хотят сделать что-то новое, они вряд ли направятся в Китай. Скорее они обратятся в многочисленные маленькие здания Flextronics в Милпитасе, Калифорния, где идеи стали физическим товаром.

Критики жалуются, что в Силиконовой долине больше ничего не производится. Началось это двадцать лет назад, когда Apple в 1992 году решила закрыть фабрику во Фремонте, Калифорния, и продолжилось в 2009-м, при закрытии в этих краях последнего завода Intel по выпуску чипов. Еще один довод: самая известная компания региона Facebook не производит ни одной осязаемой вещи (телефон Facebook в продажу пока не вышел). Даже новый пролет моста Бэй-Бридж, устойчивый к землетрясениям, был изготовлен в Китае и затем присоединен к основной части моста методом надвига.

Да, времена профсоюзных цехов, гнущих металл и нанимающих производственных рабочих тысячами, прошли. За последнее десятилетие долина потеряла 47,8 тыс. производственных рабочих мест, в основном в нетехнологической сфере. «Некоторые вещи никогда уже не вернутся», – считает Джанет Лис, старший директор SF-Made, торговой группы Сан-Франциско.

ERIC MILLETTE ДЛЯ FORBES
E-SYSTEMS TECHNOLOGY, Маунтин-Вью, Калифорния Стартап Restoration Robotics использует производственный центр E-Systems для создания армии полезных роботов, которые аккуратно пересадят волосы с голов лысеющих пациентов

Но последние два года производство возрождается. Главная причина – рост в технологическом секторе. По данным Департамента по развитию наемного труда Калифорнии, с апреля 2010-го по апрель 2012 года в муниципальном районе Сан-Хосе – Саннивейл – Санта-Клара (сердце Силиконовой долины) чистый прирост составил 7,3 тыс. рабочих мест. Показатели поднялись на 4,8%. Прирост по США в целом за тот же период – 3,5%. Торговая группа Джанет Лис, охватывающая компании, которые производят все – от мотоциклов до вельветовых брюк, также пережила за два года подъем с нуля до 325 членов. В сфере специализированных товаров множество центров роста. «Речь идет о производстве сравнительно малыми партиями, которые есть смысл делать на местном уровне», – говорит Лис.

Также Силиконовая долина укрепилась в роли места, диктующего всему миру, как делать электронные товары. Может, Китай и штампует смартфоны, планшеты и «умные» телевизоры десятками тысяч, но сначала они всегда производятся в цехах вроде Flextronics.

Cнаружи здание Flextronics выглядит как еще одна тусклая «офисная клетка». Но внутри сотни работников в голубых защитных плащах обслуживают серии приземистых машин для подъема и перемещения предметов. Каждая из них вбивает
8 тыс. электронных деталей в схемную плату, которая скоро станет частью нового сетевого продукта. Оборудование завода, среди которого машины для нанесения припоя и машины, распределяющие клей, могут изготовить товар всего за сутки после получения его плана. «Мы промышленный мини-комплекс», – говорит Тим Гриффин, генеральный менеджер по работе Flextronics в Милпитасе. Компания имеет около десяти центров по выпуску новых продуктов по всему миру, но более половины суперсекретных работ выполняются здесь. Из Милпитаса продукт можно отправить на завод компании рядом с Шанхаем, корпус произвести на заводе в Гвадалахаре, а все части собрать воедино десятками тысяч в Техасе.

«Конечная цель – это продукт, который может быть произведен в любой точке земли», – заявляет Майк Деннисон, президент Flextronics. В отличие от прошлого года, прошедшего без прибыли, за 2011/12 финансовый год, который закончился в марте, компания получила $29 млрд валового дохода. Другими словами, хотя Силиконовая долина и уступила место компаниям с других частей света, ее исключительный статус в производстве сохранился – она по-прежнему является его сердцем.

Два академических якоря – Стэнфордский университет и Калифорнийский университет в Беркли – поддерживают это возрождение с помощью ведущих программ по машиностроению и многочисленными конкурсами по созданию робототехники. Именно такие программы и поставили США на важнейшее место при создании ключевых трендов: техники, управляемой компьютером, совместного дизайна, гибкого производства небольшими партиями и быстрого моделирования. Крис Брозек, вице-президент по деятельности Violin Memory, компании из Маунтин-Вью, считает, что главный фактор работы на местном уровне – это собранный им талант. Violin Memory производит накопители, и в штате компании 320 сотрудников. Того же мнения придерживается и Элон Маск, гендиректор Tesla Motors. Эта компания создана в районе Залива, несмотря на то что Маск и другая его компания SpaceX расположились в Калифорнии. Причина – ноу-хау производства в Силиконовой долине. Именно ноу-хау сделали людей из Apple и Google людьми, создающими машины.

Гилберт Пэссин, начальник Tesla по производству, полностью переоборудовал завод, собирающий когда-то Toyota и Pontiac. Теперь он создает электрокары, от которых конкуренты зеленеют. Tesla Motors приобрела завод в 2012 году за $42 млн и за бесценок закупила оборудование у компании Rust Belt, находящейся в упадке. Завод, когда-то принадлежащий к темной промышленной эре, был выкрашен в ослепительно-белый цвет, в стенах появились окна, и теперь пространство наполнено светом.

Однако, что интересно, Пэссин отменил конвейер. Сборка нового четырехдверного электрокара – седана Model S стоимостью $50 тыс. – производится на платформах с колесиками, следующих по магнитной полосе, встроенной в пол завода. Рабочие станции распределены по всему зданию, так что инженеры могут мгновенно внести поправки в дизайн будущей машины. «Мы можем легко перестроить все линии», – говорит Пэссин.

Потребность в гибкости и доступ к талантливым инженерам – вот что много лет делает Силиконовую долину центром еще и для производителей медицинского оборудования. За прошлый год они привлекли больше $1 млрд венчурного капитала. Одно из самых успешных местных предприятий – Intuitive Surgical из Саннивейл, производитель роботизированных хирургических систем Da Vinci. Продажи компании составили $1,8 млрд. По словам гендиректора Гэри Гутхарта, количество деталей в одном роботе может достигать
10 тыс. и для его создания требуются знания инженеров-механиков, программистов и специалистов по визуальному проектированию.

Старший руководитель Restoration Robotics из Маунтин-Вью Джим МакКоллум любит показывать видео процедуры пересадки волос (машина отделяет часть кожи с черепа размером с кусок бекона) и для сравнения демонстрировать оборудование, которое создается его компанией. Ее система ARTAS использует роботизированную руку, хитроумную видеосистему, управляемую компьютером, и хирургический скальпель. С их помощью 500 волосяных фолликулов в час безболезненно снимаются с задней части головы для трансплантации на верхнюю путем простой амбулаторной процедуры. МакКоллум намерен запатентовать столько работ, сколько возможно. Компания уже подала заявки на 130 патентов, 20 из которых уже получили одобрение.

ERIC MILLETTE ДЛЯ FORBES
Techshop, Сан-Франциско 3300 изобретателей платят за членство в этой сети цехов, где вы можете создать модель будущего изделия с помощью промышленных швейных машин, станков, контролируемых компьютерами и станциями компьютерного дизайна. В планах – развиваться на общенациональном уровне

На подходе тысячи более мелких производителей. Марк Хэтч, бывший военнослужащий войск специального назначения, а также обладатель степени MBA, может предоставить новые возможности производства почти каждому. Его сеть мастерских TechShop существует шесть лет и является излюбленным местом умельцев, которые делают чехлы для iPad или настольных станков для изготовления бриллиантов. Сам Хэтч окрестил сеть «Kinko’s для компьютерных фанатов». Три ее офиса в районе Залива (и два вне его) обслуживают 3300 членов; по ожиданиям Хэтча, оборот компании в этом году составит $5 млн, что на $2 млн больше, чем в прошлом.

Стоимость рабочей силы в Силиконовой долине высока. Она далека от развивающихся рынков, где спрос самый высокий. Нет и возможности экономически создать достаточно большой завод, для того чтобы обеспечить весь мир айпадами например. Но, как говорит Гутхарт, когда сам продукт ценится выше, чем труды, затраченные на его создание, такие преимущества, как талант и скорость, лучше держать в секрете.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить