Счастливый билет

17021

Как превратить стартап в полноценную компанию за три года

Фото: Андерй Лунин
Алексей Ли.

Идея создать онлайн-сервис, который бы продавал билеты в театр, пришла Алексею Ли, соучредителю Ticketon, еще в 2003 году. В то время Алексей работал в одной из первых в Казахстане веб-студий. Прошло еще целых восемь лет, пока в 2011 году к нему не обратился потенциальный инвестор, который прочитал блог предпринимателя и предложил как-то развить эту идею.

Однако после некоторых обсуждений инвестор и Алексей разошлись во мнениях и решили прекратить переговоры. Тем не менее главное уже произошло – старт замыслу был дан, и в начале 2012 года команда примкнула к первому сезону акселератора iStart Up School. К слову, из шести стартапов первого выпуска инвестирование получили лишь три, реального же успеха добился только Ticketon.

Начальные инвестиции в размере $5 тыс. были вложены самой командой – Алексеем Ли и Дмитрием Ботановым. На эти деньги была сделана первая версия сервиса, которую они показали кинотеатрам. Первыми партнерами, поверившими в проект, стали сети кинотеатров Chaplin и «Иллюзион». В самый первый день работы стартап продал порядка 100 билетов, благодаря тому что Chaplin согласился поставить цену за билет на фильм второй категории в 100 тенге – в целях раскрутки Ticketon.

Одновременно с этим начались проблемы с конкурентами – несколько дней кто-то намеренно бронировал кресла в кинозалах в шахматном порядке, оставшиеся не продавались, так как было невозможно выбрать места для компании. «Когда мы запустились, то анонсировали себя как первая казахстанская система онлайн-покупки кинобилетов. Тогда на рынке работала компания аналогичного типа, и от нее последовали претензии относительно «первенства, – вспоминает Алексей. – Присылали какие-то публикации, мол, посмотрите на дату. Но мы не воспринимали эти претензии всьерьез: та компания несколько раз закрывалась, потом снова реанимировалась. Постепенно конфликт сошел на нет».

12,3 млрд тенге – доходы кинотеатров в Казахстане, 2014 год
 
7 тыс. тенге – общий средний чек (кинотеатры, театры, концерты)

Обороты Ticketon:
2012 год – 30,6 млн тенге

2013 год – 107,6 млн тенге

2014 год – 179,1 млн тенге

Ожидаемый в 2015 году – 220–250 млн тенге

Количество проданных билетов:
422 300
(2012–2015)

Как отмечает собеседник Forbes Kazakhstan, зачастую стартап не может позволить себе тратить большое количество инвесторских денег на рекламу и маркетинг. Поэтому единственным способом рекламы для Ticketon по сей день являются партнерские каналы. К примеру, стоимость интеграции с кинотеатром – необходимый этап для продажи билетов – составляет порядка $6 тыс. В «нагрузку» кинотеатр позволяет размещать наклейки, «паучки» около касс и ротировать рекламные ролики Ticketon перед началом каждого киносеанса в течение первого месяца сотрудничества с сервисом.

Спустя полгода работы с двумя сетями к стартапу обратился инвестор, который обещал вложить порядка $300 тыс. Из этой суммы сервис получил менее половины – около $120 тыс. С этим инвестором Ticketon проработал порядка полутора лет, но основатели вновь не сошлись с ним в видении будущего проекта. Поэтому год назад он полностью вышел из проекта и забрал вложенные деньги, зато следующий целиком перекрыл вложения первого, заняв долевое участие в компании меньше 50%. Имена инвесторов Алексей не раскрывает, но подчеркивает, что они казахстанские.

Вложенные в проект инвестиции пока себя не окупили, но сегодня сервис уже вышел «в ноль» и демонстрирует неплохие перспективы. Алексей полагает, что таких результатов (на развитых рынках подобным стартапам требуется около года, а в экономике вроде казахстанской – до трех лет) команда добилась благодаря постоянному контролю над соотношением текущих затрат и тех сумм, которые инвестировались, а также тому, что оставалась компактной и мобильной.

Во многом Ticketon зависит и от крупных игроков на рынке кинопроката, и поэтому цель компании – масштабироваться как можно шире. «Мы видели много примеров, когда сервисы, подобные нашему, не смогли расшириться и вырасти в большие компании. А в этом бизнесе, увы, если работать в маленьких масштабах, то нет никаких шансов на развитие компании, потому что он низкомаржинальный», – объясняет Алексей. Он считает, что другие инвесторы вряд ли ступят на эту тропу, потому как кинотеатры представляют собой самодостаточную систему, которая тяжело идет на контакт с посредниками.

Всего с проектом сотрудничают порядка 14 кинотеатров в Алматы, Астане и Кызылорде (на них приходится порядка 45% от всех проданных билетов), причем в южной столице с сервисом не работают только сеть Kinopark и ряд небольших кинозалов. Скоро подключатся сети кинотеатров Павлодара, Шымкента, Актау и Петропавловска.

Схема работы с кинотеатрами единая – по верхней комиссии, которая составляет 100 тенге либо 10% от стоимости билета. Пока сервис занимает около 1% от всего рынка продажи кинобилетов (12,3 млрд тенге) и от 2 до 8% в партнерких кинотеатрах. Сейчас компания хочет уделить больше внимания театрам, которые финансируются государством и более гибки в плане интеграции с сервисом, благодаря тому что Ticketon участвует в различных госпрограммах. К тому же стоимость интеграции, как правило, полностью покрывает сам театр.

Как считает Виктория Торгунакова, руководитель проекта Ticketon, есть смысл заходить даже в маленькие региональные театры, если сервис не несет никаких трат. «На сегодня по уровню продаж мы приравниваем алматинский ГАТОБ к хорошему кинотеатру», – отмечает Виктория. В планах руководства проекта иметь хотя бы по одному «подключенному» театру во всех областных центрах и крупных городах Казахстана.  
 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить