Как молодой казахстанец построил успешный бизнес на аренде спортивной экипировки

19201

Первый пункт сети салонов проката горнолыжного оборудования Skadi открылся в Алматы в 2016 году. К концу 2020-го сеть выросла до семи точек

Бакберген Елетан
ФОТО: © Андрей Лунин
Бакберген Елетан

Основатель проекта – 27-летний уроженец Туркестанской области, участник недавнего рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» Бакберген Елетан рассказывает, что идею выхода в интернет он вынашивал с самого начала. «По специальности я айтишник, поэтому было интересно посмотреть на возможности развития бизнеса с точки зрения IT. В этом смысле мне близка позиция Федора Овчинникова, который говорит, что его «Додо Пицца» – это прежде всего IT-компания. Но, прежде чем делать сайт, нужно было определиться, какая у нас бизнес-модель, куда мы должны расти. Как профессионал, я знал, чего не нужно делать, а вот на то, чтобы понять, что нужно, потребовалось время», – рассказывает Бакберген.

Лучше гор – только горы

Его семья переехала в Алматы из Южного Казахстана, когда Бакбергену исполнилось четыре года. Активный отдых, горнолыжный спорт, сноубординг привлекали мальчика с раннего возраста. Но материальное положение – родители торговали стройматериалами на рынке «Тастак» – до поры до времени позволяло лишь мечтать о таком хобби. Собственное снаряжение у Бакбергена появилось лишь в годы учебы в Университете Сулеймана Демиреля, он стал часто бывать на Шымбулаке. Друзья, зная о его хобби, часто просили одолжить доску, комбинезон или очки. Тогда и родилась идея открыть салон проката.

На тот момент Бакберген планировал связать свое будущее с наукой, а открытие собственного бизнеса рассматривал как сторонний проект. Вместе с партнером (долю которого он выкупит через год) вложили в бизнес по 1,5 млн тенге. Одежду покупали на барахолке, а горнолыжное оборудование – по объявлениям на популярном сайте. В ноябре 2016-го открыли первый салон проката в Алматы. У компании еще не было своего сайта, а Instagram в качестве инструмента продвижения бизнеса был не настолько востребован, как сегодня. Начинающие предприниматели изготовили рекламные объявления, пригласив на фотосъемку друзей, которые позировали в горнолыжном обмундировании, рассказывали о новом пункте проката посредством «холодных» звонков – и постепенно клиенты стали появляться. Расширился доступный для проката ассортимент: начав с лыж и сноубордов, экипировки для горнолыжного спорта, партнеры добавили к нему коньки, а летом – велосипеды, снаряжение для турпоходов.

«Создавая свой проект, я изначально хотел построить по-настоящему большую компанию, продуктом которой смогут пользоваться люди из разных стран. Поэтому и название выбирали такое, которое звучало бы красиво и понятно на любом языке. Скади – мифический камень синего цвета, цвета совершенства и душевной чистоты. А в скандинавской мифологии Скади – богиня охоты и лыжница», – объясняет Бакберген.

В апреле 2018 года он оставил работу по найму в одном из банков и решил сосредоточиться на собственном бизнесе. Впрочем, и тогда Skadi был для предпринимателя лишь одним из проектов. Бакберген пытался открыть ресторан, заниматься продажей машин, но скоро увидел, что именно Skadi является единственным прибыльным проектом, и решил сосредоточиться на нем. Открыл новые точки в Алматы, а в 2020 году первый пункт сети появился в Усть-Каменогорске. На сегодняшний день в развитие бизнеса предприниматель инвестировал примерно $500 тыс. Первый салон довольно быстро вышел в прибыль, но на то, чтобы это сделала вся сеть, потребовался более длительный срок, к тому же заработанные деньги вкладываются в покупку снаряжения.

McDonald’s в помощь

Идея разработки сайта, на котором клиенты могли бы заказывать прокат снаряжения, возникла в 2019 году. «Любой бизнес без IT сегодня обречен на провал. Только благодаря IT предприниматель может видеть себестоимость продукта, понимать, как поддерживать стабильно высокий уровень качества, грамотно работать с клиентом, экономить время», – убежден Бакберген. Именно автоматизация дает возможность держать под контролем соблюдение сроков проведения техобслуживания выдаваемых напрокат велосипедов или лыж: этот процесс слишком специфичен и слишком важен, чтобы отдавать его на аутсорс. К тому же только в автоматизированной системе можно отследить обращение огромного количества экипировки. Что касается той составляющей бизнеса, которая связана с обслуживанием клиентов, то оформление проката оборудования на сайте позволяет сэкономить самый главный и самый дефицитный ресурс – время.

Первый вариант сайта далеко не во всем устраивал основателя компании. Тогда он решил… устроиться официантом в McDonald’s, чтобы понять, как глобальная компания выстраивает бизнес-процессы, включая IT. «Они работают на своей платформе, которая обеспечивает главный козырь – скорость. Стоит подошедшему к кассе клиенту произнести название бургера, как на кухне начинают его готовить. Перед нами стояла такая же задача: сделать так, чтобы клиент максимально быстро мог выбрать и получить снаряжение. Сегодня мы, по сути, работаем над третьей версией сайта, и могу сказать, что у нас получилось создать систему оперативного взаимодействия с гостями», – рассказывает Бакберген.

ФОТО: © Андрей Лунин

По его словам, запуск сайта позволил в первую очередь наладить отчетность, организовать учет имеющегося в наличии снаряжения. Это позволило, в свою очередь, свести к минимуму риск того, что клиенту не достанется необходимого оборудования или экипировки нужного размера. Исходя из пожеланий клиентов, появилась возможность забронировать снаряжение не только через кол-центр, но и на сайте, а также через телеграм-бот. В каталоге сайта пользователь выбирает нужный вид снаряжения, дату и время, на которое хочет взять его в аренду. Там же указаны тарифы, которые могут разниться в зависимости от времени суток или, допустим, возраста клиента (существует специальный молодежный тариф). Как только сотрудники Skadi видят, что потребитель оплатил услугу на сайте, они готовят выбранное снаряжение, и тому остается забрать его в выбранном филиале.

Выход в онлайн помог разгрузить офлайновые салоны проката в часы пиковых нагрузок, когда любителям активного отдыха приходится стоять в очереди по 40–50 минут. «Мы долго пытались решить эту проблему, внедряли кайдзен, систему организации и рационализации рабочего места 5S, но было понятно, что без автоматизации вопрос не решить. Мы изучили, на каких этапах человек теряет больше всего времени, и упорядочили процесс выдачи экипировки, ввели регистрацию на сайте или через QR-код в салоне проката – это тоже экономит время, не нужно ждать, пока сотрудник зарегистрирует удостоверение личности», – поясняет Бакберген.

В ближайших планах Skadi – запустить на сайте помимо аренды интернет-магазин. В салонах компании экипировку уже можно не только арендовать, но и купить, хотя сам основатель считает, что при действующих расценках (применительно к горнолыжной экипировке, например, 7500–8500 тенге за полный комплект) будущее все же за моделью проката.

Вскоре у пользователей сайта появится возможность заказать доставку снаряжения. На мысль о разработке системы доставки Бакбергена натолкнул приятель-айтишник, любитель активного отдыха. Его рабочий день заканчивается в шесть часов, а с учетом того, сколько времени приходится тратить на то, чтобы доехать до салона и взять оборудование напрокат, на катание остается совсем мало. Фанаты ночных катаний предпочтут оплатить на сайте доставку и по максимуму использовать время для активного отдыха. Для клиентов, взявших напрокат оборудование, также появится возможность трансферта до горнолыжного курорта.

Еще одна «фишка», которая вскоре будет доступна на Skadi.kz, – личный кабинет, где пользователь сможет видеть свои бонусы, кешбэки, а самое главное – историю заказов. Если клиенту подошли ботинки или костюм определенного размера и определенной фирмы, он будет знать наверняка, что в следующий раз сможет в один клик повторить заказ и, не тратя времени, получит комплект экипировки, которая наверняка придется впору.

В стадии разработки находится мобильное приложение, в котором появится новый функционал, например возможность измерить скорость катания, и специальная кнопка, посредством которой клиент Skadi сможет вызвать сотрудника сервисной службы в случае поломки оборудования. В специальном разделе «Коммюнити» любители активного отдыха, чьи друзья не разделяют их увлечение горными лыжами, сноубородом или туризмом, смогут найти компанию единомышленников, с которыми не будет скучно в походе или на горнолыжной трассе.

На сегодняшний день в разработку IT-системы Skadi вложено примерно 20 млн тенге. По словам Бакбергена, в непростом деле большую помощь оказали клиенты, которые, узнав, что компания строит IT-платформу, предложили взять на себя часть работы. «На базовом этапе мы отдали IT на аутсорс, но по мере того, как компания будет расти, а бизнес – масштабироваться, сформируем собственную IT-команду», – говорит основатель.

В перспективах роста как внутри страны, так и за ее пределами Бакберген не сомневается. Он уже начал присматриваться к рынку России, побывал в Казани, Уфе, Москве, Сочи. Российский рынок с большим населением и более высоким средним чеком, чем в Казахстане, потенциально очень перспективен, но и более высококонкурентен, требует больше ресурсов для выхода. Так что масштабирование проекта в Россию или на любой другой зарубежный рынок в любом случае потребует времени, отмечает собеседник. А в ближайших планах – выход в регионы Казахстана с адаптацией продукта с учетом самых популярных в тех или иных областях видов активного отдыха, от велопоездок до рыбалки.

Пандемия подогрела интерес к активному отдыху и туризму, и за время карантина, когда походы и поездки за город остались едва ли не единственным доступным вариантом проведения досуга, выручка Skadi выросла в 2 раза. Рост популярности активного отдыха радует молодого предпринимателя не только по причинам, связанным с бизнесом. «Я уверен, что только спорт и активный отдых дают возможность полноценно восстановить силы, уделить больше внимания семье, и мы видим свою миссию в том, чтобы сделать активный отдых простым и доступным для каждого, будь то студент, офисный сотрудник или большая семья», – говорит Бакберген.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить