Рынок выездного туризма в Казахстане рухнул за год на 25%

18239

На настроение отдыхающих повлияла девальвация тенге, запрет чартерных рейсов зарубежных авиакомпаний и банкротство крупнейшего казахстанского туроператора

Фото: rosred.ru

О последних тенденциях на туристском рынке мы поговорили с директором Казахстанской туристской ассоциации Рашидой Шайкеновой.

Рашида Шайкенова.

F: Рашида Рашидовна, в июле 2013 были приняты поправки в закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации». Согласно ним, в Казахстане фактически были запрещены чартерные рейсы иностранных авиакомпаний. С тех пор прошло полтора года. Как новые правила игры отразились на туристском рынке?

- Любые поправки в закон в идеале должны быть направлены на улучшение, на развитие отраслей экономики, на решение социальных проблем. Прошло почти полтора года с момента принятия тех поправок, но что изменилось? Запретили чартеры иностранных перевозчиков, но где прибыло за это время? Недавно мы посчитали плюсы и минусы этих поправок. Положительный момент нашли один - это попытка  увеличить казахстанскую составляющую на рынке чартерных воздушных перевозок.  К сожалению, это осталось попыткой. А недостатков – прилично, в том числе искусственное ограничение конкуренции, создание монополии на рынке чартерных перевозок, неудачная попытка повысить ответственность авиакомпаний т.д. Возникли финансовые проблемы у турфирм, которые работали с запрещенными авиакомпаниями. Доходы аэропортов упали на 15-16%. Например, Международный аэропорт Алматы только в 2014 недополучил 196 млн тенге из-за запрета иностранных чартеров. Региональные аэропорты потеряли международные рейсы.

2014 стал самый тяжелым годом для сферы выездного туризма страны. Он оказался еще хуже кризисного 2008, когда наблюдался значительный спад спроса на туристские услуги. В 2013 турфирмы прекратили сдавать статистику в госорганы, но, по нашим расчетам, в 2014 рынок рухнул на 20-25%.

F: Что стало причиной?

- Казахстан, как и весь мир, переживает непростые времена, и, как следствие, февральская девальвация 2014 серьезно сказалась на туристском рынке. Но были и наши «родные» проблемы - скандалы на рынке чартерных перевозок, связанные с скоропалительными законодательными актами. Как следствие - падение имиджа казахстанского рынка туристских услуг и, конечно же, крах крупного казахстанского туроператора.

F: Вы связываете банкротство Gulnar Tour с запретом иностранных нерегулярных рейсов?

- Наверное, более закономерно говорить о комплексе причин и стечении обстоятельств. Очевидны ошибки руководства Gulnar Tour. Из-за запрета иностранных чартеров им пришлось экстренно искать самолеты, и из-за дефицита бортов компания поставила на маршруты из регионов всего один самолет авиакомпании Jet Airlines – это была роковая ошибка руководства туроператора. Борт этот в итоге пострадал от молнии, из-за чего разорвалась вся цепь рейсов. Именно в этот момент компании нужна была поддержка Комитета гражданской авиации (КГА Министерства по инвестициям и развитию.F), который должен был сделать все для того, чтобы авиакомпания отлетала сезон: разве не в этом заключается миссия любого государственного органа? Но в комитете просто предпочли наблюдать за последствиями своих законодательных инициатив. Подсуетились в это время и конкуренты, которые написали письмо в Генпрокуратуру. В итоге полеты Jet Airlines КГА остановил. В комитете однозначно понимали последствия этого решения для огромного количества участников туристского рынка и туристов -граждан Казахстана. Авиакомпании и туроператору не дали возможность завершить сезон и выполнить все обязательства перед клиентами. В этом и заключается негосударственный подход чиновников. Самолет просто остановили, как троллейбус на дороге. Туроператор разорился, отдых тысяч туристов оказался сорванным. Около 200 сотрудников турфирмы в 17 офисах по стране потеряли работу. Большие моральные и финансовые потери понесли турагенты, им за свой счет пришлось вывозить туристов, ущерб составил около $900 тыс.

Всё это очень серьезно пошатнуло доверие к чартерным перевозкам и ударило по репутации турбизнеса.

Часть туристов мы также потеряли из-за того, что жители запада и севера Казахстана ушли к российским турфирмам в приграничных с РФ городах. У соседей ассортимент предложений, выбор авиакомпаний и операторов во много раз превосходит наш. Естественно, в конкурентной среде предложения привлекательнее, есть возможность выбора, поэтому казахстанцы стали улетать на отдых через Оренбург, Омск, Челябинск, Новосибирск.

F: В последнее время в Казахстан стали приходить крупные российские и международные туроператоры – Pegas Touristik, Anex Tour, а также возникшие чуть ранее Natalie Tours, Tez Tour, Travel System и другие. Как с их приходом меняется рынок?

- С одной стороны их приход совершенно естественен, учитывая глобализацию, интеграционные процессы с Россией, стремление Казахстана вступить во Всемирную торговую организацию. Приход иностранных игроков отмечается и в других отраслях экономики. Это – благо для потребителей, которые имеют возможность выбора различных ценовых предложений. Это хорошо и для турагентов, которые расширяют ассортимент своих продуктов. С другой стороны, от прихода иностранцев страдают отечественные туроператоры.  Зарубежные конкуренты мощнее, у них значительный запас оборотных средств, внушительные ресурсы в виде собственных авиакомпаний и сетей отелей по всему миру. И это очень жесткая  конкуренция для наших туроператоров, потому что весь казахстанский туристский рынок – это в основном малый бизнес, и лишь совсем небольшой его процент можно отнести к среднему бизнесу. Абсолютно ясно, что крупные игроки будут оттягивать на себя большую часть потребительского рынка.

Сейчас (после краха Gulnar Tour. - F) не могу назвать ни одного крупного туроператора казахстанского происхождения.

F: На туристском рынке всё заметнее конкурентная борьба. Достаточно вспомнить недавнюю историю с выходом на рынок компании Pegas Touristik. Ее партнера, авиакомпанию «Инвест авиа», конкуренты обвинили в нарушениях правил полетов, после чего у перевозчика была отозвана лицензия.

- Действительно, конкурентная борьба обострилась. Причем участники рынка все меньше используют рыночные механизмы конкуренции и ищут возможность административного решения проблем, например, отправляя жалобы на конкурентов в прокуратуру. Полагаю, сегодня есть суровая необходимость перестраивать свой бизнес с учетом новых реалий, искать новые туристские направления, расширять клиентскую базу, повышать качество услуг, заключать более выгодные договоры с партнерами.

F: Вы сказали, что в Казахстане была создана монополия на рынке чартерных перевозок, подразумевая авиакомпанию SCAT. Но ведь в 2014 на рынок нерегулярных перевозок вышла авиакомпания Air Astana

-… c одним чартерным рейсом в Барселону в летнее время раз в 10 дней. Обороты тут очень небольшие, потому о реальной конкуренции говорить не приходится. Когда резко, в середине сезона, запретили иностранные чартеры (тогда уже действовал запрет Евросоюза на полеты казахстанских авиакомпаний в страны ЕС), в КГА однозначно заявили: закон принят с целью развития национальной гражданской авиации. Но что мы в итоге имеем? С осени 2013 была предпринята попытка расширить деятельность авиакомпании Jet One - не получилось. Остановлена деятельность авиакомпании Luk Aero, парализована авиакомпания Jet Airlines, не смогла набрать обороты авиакомпания «Инвест Авиа». То есть с тех пор ни одной новой авиакомпании в стране не было создано. Кроме «Эйр Казахстан», но она будет работать только на внутреннем рынке.

F: А новичкам у нас и невозможно появиться: пять лет назад из-за попадания наших перевозчиков в «черный список» Евросоюза премьер-министр Карим Масимов ввел мораторий на открытие новых авиакомпаний. Выходит, правительство само себе противоречит?

- Выходит, так. А когда действующие авиакомпании пытаются расширить свои возможности, им закрывают дорогу. Это произошло с той же «Инвест Авиа». Вообще с 2011 в стенах  КГА сложилась печальная традиция отбирать у авиакомпаний выданные им же разрешения на полеты в середине туристского сезона. В январе 2011 была остановлена чартерная программа на Египет авиакомпании Asia Wings, в 2012 остановили полеты Bulgaria Air в Грецию, летом 2014 не дали разрешение на полеты в Турцию  Jet Airlines, а зимой 2014 запретили летать «Инвест Авиа», у которой были рейсы в Таиланд и Египет. Возникает резонный вопрос: почему в момент выдачи разрешений на полеты авиакомпаниям у специалистов КГА нет вопросов, а возникают они лишь когда авиакомпания начинает летать, билеты и путевки проданы на много месяцев вперед? Последствия очевидны: рынок лихорадит, информация о чартерах покрыта густым туманом, бизнес теряет уверенность и доходы. Естественно, всё это сказывается на репутации туррынка.

F: Если в Казахстане действует запрет на чартеры иностранных перевозчиков, почему некоторым зарубежным компаниям все же позволяют летать? Например, летом из Астаны на Крит летала греческая авиакомпания Astra Airline.

- Согласно приказу бывшего министра транспорта Аскара Жумагалиева, иностранцам разрешают летать на нерегулярных рейсах туда, куда не открывают рейсы казахстанские перевозчики. Однако, прежде чем выйти на наш рынок, иностранного перевозчика обязывают представить в КГА письма от всех казахстанских авиакомпаний о том, что они не планируют летать по этому направлению. При этом де-юре в Казахстане существует два десятка авиакомпаний! И каждую нужно спросить: не полетите ли вы туда-то? Этот вопрос задается, заметьте, конкуренту. В общем, механизм реализации приказа министра нашел странное выражение в устах КГА.

F: Каковы ваши прогнозы на 2015?

- Они не радужные, пока не изменится ситуация в гражданской авиации. Транспорт – основная составляющая любого путешествия. Очевидно, что надо менять законодательство, пора уходить от репрессивно-контрольных мер к созиданию. Создание условий для развития собственной гражданской авиации, уход от монополии – этого требуют реалии дня, и очень нуждаются в этом потребители и туристский рынок. Уже действующие авиакомпании надо поддержать, позволить брать авиатехнику за рубежом в лизинг, в том числе «мокрый» (то есть брать судно в аренду вместе с экипажем). Рост конкуренции в авиации даст возможность участникам рынка улучшать качество услуг.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить