Что надо сделать, чтобы работали законы в отношении бизнеса

8803

Бизнес-омбудсмен предлагает введение реестра обязательных требований — единой базы, содержащей исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу

На V форуме по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства», прошедшем 11 марта,  уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов отметил, что в последние годы проделана большая работа по сокращению проверок, снижению издержек предпринимателей. Но несмотря на это, проблем и жалоб меньше не становится.

- Государственная машина каждый год вводит новые требования к бизнесу. И на сегодня никто не знает их точного количества. В 2019 году НПП совместно с правительством попытались посчитать и сократить требования. Мы насчитали 30 500 требований, сократили до 13 тысяч, - сказал бизнес-омбудсмен.

Проведенный 2 года назад совместно с Генеральной прокуратурой анализ показал, что 63% проверок инспекций по труду проводится только после наступления несчастного случая на производстве, у экологической инспекции – 81% проверок проведены по причине несдачи отчетности.

Он также подчеркнул, что из года в год снижается число проверок, назначаемых по системе управления рисками (43% проверок в 2016 году, и 37% в 2018 году), хотя в развитых странах эта цифра составляет 90-95%.

Регуляторная политика государства в реальности не основана на степени доверия к бизнесу. Госорганы стремятся регулировать больше вопросов. Это приводит к недоверию бизнеса к государству. Именно поэтому глава государства уделяет этому особое внимание. В сентябрьском послании народу Казахстана президент страны поручил внедрить регулирование «с чистого листа» путем изменения базовых принципов регуляторной политики.

Бизнес-омбудсмен считает, что для системного решения проблем регулирования следует определить границы и пределы государственного регулирования.

- Базовым для введения госрегулирования должно быть наличие риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности. То есть риска нет – не должно быть и регулирования, есть риск – государство вправе вводить регулирование.

Госрегулирование не должно нести завышенных требований как для бизнеса, так и для государства. Оно должно соответствовать уровню развития технологий и быть разумным, должно быть системным и последовательным, не создавать неоправданных барьеров для бизнеса, - сказал Рустам Журсунов.

Он считает, что требования к бизнесу должны быть обоснованными, предсказуемыми, исполнимыми, соразмерными и обеспечивать равенство субъектов предпринимательства. Только при соблюдении этих условий новое требование может быть введено.

- Нужно понимать, что законы без соответствующего инструментария не будут работать. Именно поэтому мы предлагаем введение реестра обязательных требований. Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу, - подчеркнул Рустам Журсунов.

На пересмотр всего массива регулирования отведено 3 года, и с 1 января 2024 заработает так называемая регуляторная гильотина – требования, не отвечающие новым принципам госрегулирования, будут признаны нелегитимными.

Рустам Журсунов
ФОТО: Архив пресс-службы
Рустам Журсунов

- Конечно, невозможно сразу охватить все отрасли, поэтому мы предлагаем начать с 4 отраслей, где работает наибольшее число предпринимателей, более 60% от общего числа: торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт.

Это уникальная возможность направить наши усилия на превенцию, на проактивные действия, на создание эффективной системы регулирования бизнеса, - подытожил уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

По итогам встречи генеральный прокурор дал ряд конкретных поручений, в том числе активизировать работу мобильных групп, подписать дорожные карты в регионах между прокуратурой и палатами, а также возложил ответственность на областных прокуроров за взаимодействие с бизнесом в регионах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить