Рустам Журсунов: Проверки мешают развитию бизнеса

14945

НПП РК «Атамекен» предлагает сократить количество проверок в отношении бизнеса

Рустам Журсунов.
Рустам Журсунов.

Как отметил в четверг, 6 октября, на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры заместитель председателя  правления Национальной палаты РК «Атамекен» Рустам Журсунов, несмотря на принимаемые правительством и государственными органами меры по снижению давления на бизнес, ситуация далека от идеала.

Все злободневные проблемы предпринимателей были озвучены на прошедшем в июне текущего года форуме «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства». По его итогам разработана Дорожная карта, направленная на снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, защиту прав предпринимателей в уголовном, гражданском и административном процессах, устранение адмбарьеров для ведения бизнеса.

Как заявил Рустам Журсунов, есть проблемы в самом порядке проведения проверок. Предпринимательским кодексом установлен общий порядок проверок - это разработка критериев оценки степени риска, регистрация проверок в прокуратуре, предъявление проверочных листов. Между тем, как говорит зампред правления НПП, каждый контролирующий орган считает свои проверки исключительными и пытается выйти из общего порядка.

- Сейчас кодекс предусматривает 25 исключений из общего порядка. Всего НПП предлагается 9 сфер из 25 перевести из исключительного в общий порядок проверок. Если в целом говорить о сферах, где могут проводиться проверки, то Предпринимательский кодекс предусматривает 132 такие сферы. Их изучение выявило, что отдельные сферы дублируют друг друга. К примеру, есть сфера обязательного страхования работника от несчастных случаев и отдельно сфера трудового законодательства, которая охватывает первую.  Нами предлагается исключить из общего перечня сфер 13 дублирующих сфер контроля и надзора, - сообщил Рустам Журсунов.

Во-вторых, по его словам, бизнес  серьезно страдает  и от внеплановых проверок налоговых органов.

- Налоговый кодекс (статья 627) позволяет назначать проверки по 32 различным основаниям, в том числе по решению уполномоченного органа либо по решению налогового органа. Ни для кого не секрет, что эта норма создает условия для коррупции, позволяя налоговым органам по-разному толковать и использовать эту норму. Мы предлагаем конкретизировать, в каких случаях могут быть назначены данные проверки, - сказал зампред правления «Атамекен».

Рустам Журсунов обратил внимание еще на одну серьезную проблему – наличие нормы, позволяющей регистрировать проверки не на субъектов, а на объекты.

- В результате - множественные проверки в отношении одного субъекта предпринимательства. К примеру, в отношении АО «СНПС-Актобемунайгаз» органами промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической служб только за первое полугодие текущего года было проведено 17 проверок, еще планируется провести 43 до конца года. Для решения этой проблемы важна роль Комитета правовой статистики и специальным учетам», - выразил свое мнение спикер.

Основной проблемой  и головной болью предпринимателей являются также избыточные требования контролирующих органов. 

- Ранее озвучивалась цифра - более 18 тыс. требований. Более глубокое изучение проблемы показало, что фактически таких требований более 28 тыс. В связи с наибольшим количеством проведенных проверок ревизию требований мы начали со сферы санитарно-эпидемиологического надзора (проверки СЭС составляют 38% от общего количества проверок, всего проверок за 9 месяцев 2016 - 75918, в том числе СЭС - 29007), - рассказал заместитель председателя правления Национальной палаты. 

НПП предлагает полностью вычистить СанПиНы и проверочные листы, исключив из проверочных листов  ряд требований.

Рустам Журсунов коснулся также проблемы лжепредпринимательства.

- Практика применения статьи 215 Уголовного кодекса оказывает серьезное давление на бизнес. Лжепредприниматели отделываются штрафами, а их многочисленные контрагенты вынуждены доплачивать налоги, штрафы и пени, - констатировал он. 

По его словам, необходимо декриминализировать эту норму, учесть опыт РФ, которая убрала эту статью.

- Генпрокуратура РК права в том, что правовыми последствиями для любого предпринимателя является повторное доначисление налогов, соответственно, штрафов. Понятно, что вовлечение предпринимательства в сферу уголовного преследования в данном случае не является целесообразным. И без корректировки Налогового кодекса здесь нельзя обойтись. Я поддерживаю позицию Генпрокуратуры в том, что первичным должно быть материальное доначисление налогов, а уже потом возбуждение уголовного дела, - отметил зампред правления НПП.

В связи с этим «Атамекен» предлагает пересмотреть статью 215 из Уголовного кодекса и в полной мере задействовать другие механизмы привлечения к уголовной ответственности, в частности, по статье 245 - по уклонению от уплаты налогов.

Заместитель председателя правления НПП также отметил, что совместно с уполномоченными органами выработаны подходы по совершенствованию досудебного урегулирования налоговых и таможенных споров. При Министерстве финансов будет создана апелляционная комиссия, решение которой станет окончательным и обязательным для исполнения. Аналогичные подходы предлагается реализовать при разрешении споров, возникающих при обжаловании актов экологического контроля, санэпиднадзора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить