Роботы стали ходовым товаром в Казахстане. Кто их покупает?

Как участница прошлогоднего списка «30 моложе 30» вместе с партнёрами развивает рынок робототехники и образование в Казахстане

ФОТО: Андрей Лунин

В прошлом году уроженка Павлодара 26-летняя Адина Хамитова вошла в первый список «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan. Незадолго до этого мы рассказывали об основанном ею совместно со шведскими партнёрами стартапе по улучшению качества питьевой воды Alpha People Hydration. Над ним девушка активно трудилась во время учебы в Каролинском институте (Швеция). Но сегодня большую часть времени она проводит в Казахстане, развивая робототехническую компанию Regulus Robotics Machine.

Маленькие и большие

Появилась компания с подачи отца девушки. Он, будучи предпринимателем, искал новые бизнес-идеи, которые были бы востребованы на казахстанском рынке. Пробовал создать продукт по энергосбережению, в основном используя грантовое финансирование. Но, общаясь с иностранными бизнесменами, в какой-то момент понял, что сегодня во всем мире в тренде отрасль робототехники. В 2017 стал первым инвестором Regulus Robotics Machine, а Адина – основным учредителем и финансовым директором. В совет директоров вошли некоторые из ее партнёров в Швеции, а СЕО стала 29-летняя Дана Мэлсова, работавшая у отца.

- Сегодня мы с Даной и нашей командой, куда входят свыше 30 штатных специалистов и более 100 фрилансеров, занимаемся всеми операционными вопросами. Отец и иностранные советники помогают с видением, оценкой рисков. У них ведь больше опыта в бизнесе, – рассказывает Адина.

Первое и самое крупное направление работы Regulus (оборот за 2018 – 200 млн тенге) – реализация робототехнической продукции на рынке Казахстана и стран ближнего зарубежья. У компании около 70 партнёров по распространению продукции, более 10 из которых – эксклюзивные.

- Когда мы начинали работать, то видели, что на робототехнику есть спрос, но нет прямых поставщиков эксклюзивной международной продукции. И хотя имелись крупные игроки, их предложения были похожи между собой, а рынок жаждал чего-то нового, – говорит Адина. – Мы сделали вывод, что клиентам, в принципе, важен не срок пребывания поставщика на рынке, а то, насколько интересный товар он предлагает. Тогда мы решили завести бренд, новый здесь, но уже зарекомендовавший себя в других странах. С Даной поехали в Сеул и подписали первый контракт с компанией ROBOTIS, занимающейся образовательной робототехникой.

Компания продолжила заводить один за другим новые продукты с международных рынков. За образовательными последовали гуманоидные, промышленные, медицинские и другие роботы. На сегодня Regulus предлагает в Казахстане весь спектр робототехнической продукции.

- Прежде чем собирать машины для больших предприятий, надо научиться делать маленьких роботов. У нас есть как роботы для детсадов и школ, так и крупные промышленные. Единственное, чем мы не занимаемся, это наборы-конструкторы, где детали просто надо соединить между собой. Наша робототехника программируется, форматируется под нужды клиента и выполняет заданные функции, – поясняет собеседница.

Цена продукции варьируется от 9500 тенге за небольшую компьютерную плату до десятков тысяч долларов за крупных промышленных роботов.

- Но самыми ходовыми до сих пор остаются образовательные роботы. За 2018 мы оснастили ими более 800 учебных кабинетов по всей стране. Среди производителей такие, как ROBOTIS, Vex Robotics, Arduino (США), DST Robot (Южная Корея), Softbank Robotics (Франция), Engineered Arts (Великобритания). 90% заказов реализованы в госучреждениях в рамках программы «Цифровой Казахстан», – говорит Адина. – Популярными становятся и гуманоидные роботы, особенно в event-индустрии. Они помогают впечатлить гостей мероприятия, например обслуживая их в очереди. Думаю, было бы здорово внедрить таких роботов-ассистентов в ЦОНах.

Решения для бизнеса

Regulus также оказывает полную техническую поддержку для клиентов: перед установкой оборудования проводит обучающие тренинги для специалистов заказчика или регулярно предоставляет сервисную диагностику – своими силами или с помощью партнёров. Видя, для каких целей клиенты обычно заказывают продукцию, компания постепенно трансформируется из просто поставщика в провайдера решений для бизнеса.

ФОТО: Андрей Лунин

- К этому нас подтолкнули партнеры из Softbank Robotics. Сказали, что мы показываем хорошие результаты по реализации продукции и вполне готовы заниматься более крупными ИТ-проектами. Предложили заняться кибербезопасностью, так как сами активно работают в этом направлении, – рассказывает собеседница. – Но в Казахстане клиента под это мы пока не нашли, зато в процессе переговоров смогли договориться с «Казпочтой» о том, что поможем им с автоматизацией складских помещений.

Под новый проект нашли новых партнеров – Mujin Inc. из Японии. Советуясь с ними, закупаем необходимое оборудование, но настраиваем стандартное техническое решение индивидуально под запросы клиента. Благодаря этому последний получает продукт, которого, по сути, нет ни у кого.

- За счет бизнес-модели мы можем предложить выгодную цену. В компании только маркетологи и специалисты по тендерам имеют фиксированную зарплату. Остальные, даже если числятся в штате, привлекаются под конкретные проекты. Плюс мы лучше договоримся о скидке с производителем, чем завысим маржу, – утверждает Адина.

Проекты, которые реализуются под ее руководством, самые разные. Например, совместно с КазНУ создается тренинговый симулятор боевых действий для оборонной промышленности, направленный на оптимизацию процесса обучения кадров.

- Клиент говорит нам, какую задачу нужно решить, а мы смотрим, как это можно сделать, – объясняет предприниматель.

Ещё одно преимущество Regulus, благодаря которому ему доверяют крупные отечественные компании, – это партнёр по исследованиям отрасли в лице престижного американского Университета естественных наук Пердью. С ним наладить связь удалось на одной из научных конференций в Казахстане, куда с лекцией приехал заведующий кафедрой робототехники и искусственного интеллекта.

- Мы просто пригласили его на кофе. Думали, что он скептически отнесется к нам и нашему рынку, но вышло иначе. Слово за слово – пришли к тому, что будем сотрудничать, – говорит Адина.

Неупущенные возможности

В феврале 2019 компания приступила к разработке собственного продукта в области образовательной робототехники – обучающей консоли, рассчитанной на учеников среднего звена школы.

- Мы занимаемся оснащением ИТ-классов и кабинетов и знаем, что на это в стране выделяются огромные деньги, но своего продукта нет. Все импортируется, в том числе из России, – рассказывает Адина. – Помимо обучения детей наша консоль оптимизирует работу самих кабинетов, так как в ней предусмотрен взаимообмен механизмов и деталей. Это важно, так как очень много закупаемых материалов остаются в итоге незадействованными.

Дизайн и функционал продукта разработали специалисты Regulus, а собрать его помогли эксперты из КазНУ – на базе университетского технопарка. Бета-версия первой модели уже готова, но для массового производства нужны дополнительные инвестиции.

Образование вообще сегодня является одним из основных фокусов компании. До конца года планируется запустить систему дополнительного образования STEM+P для казахстанских школьниц. Основная идея проекта – подготовить девушек к жизни и работе в мире, управляемом технологиями.

- Проблема нашего общества в том, что очень мало выпускников школ понимают, чем хотят заниматься дальше. Они выбирают будущие профессии, исходя из перечня грантовых специальностей. Мало кто рассказывает детям, куда движется мир, – рассуждает Адина. – Недавно, к примеру, выпустили атлас профессий, где говорится о том, какие специалисты будут востребованы в будущем, а кому придется переквалифицироваться, чтобы остаться конкурентными на рынке труда. Я, например, жалею, что в свое время не пошла учиться на кардио­торакального хирурга, а выбрала бизнес-менеджмент.

STEM+P будет состоять из онлайн-платформы и офлайн-школы, где девушек обучат навыкам STEM (наука, технологии, инженерия, математика), а также дадут ресурсы для персонального развития. По задумке, пройдя программу, они не только определятся с призванием, но и будут иметь за плечами практический опыт. Например, участие в специализированных конкурсах или разработанные самостоятельно проекты.

- Пока хотим учить именно девушек, так как в сфере технологий им уделяется меньше внимания. Конечно, есть разные программы, такие как Technovation, но мы соберём их всех в одном месте и упорядочим для большего удобства. По себе знаю, что нет ничего хуже упущенной возможности. В этом я убедилась, когда, приехав в Швецию, увидела, сколько на самом деле есть бесплатных воркшопов, буткэмпов и программ, – говорит Адина.

В рамках этой инициативы Regulus будет сотрудничать с организацией Expoand Women. Местных преподавателей обучат эксперты аналогичного проекта из Азербайджана Edumedia. Запуска пилота школы уже ждет первая группа из 30 девушек.

Alibaba для роботов

Что касается своего будущего, то Regulus рассматривает возможность заключения сделки слияния и поглощения с одной из более крупных технологичных компаний. Помогает в этом процессе Epsilon – организация-посредник, специализирующаяся на поиске и подборе фирм для M&A.

- Со своей стороны мы выдвинули желаемые условия, прошли аудит и ждем, когда кто-нибудь из базы инвесторов Epsilon заинтересуется предложением. Скорее всего, это будет игрок с азиатского рынка, – рассказывает Адина.

По ее словам, они могли бы развиваться и собственными силами, но тогда отстали бы от мирового рынка. А привлечение денег и опыт крупной компании поможет взять темп международных лидеров. Кроме того, позволит осуществлять большие планы, среди которых, например, запустить казахстанский аналог Alibaba на рынке робототехники.

- Это будет торговая интернет-платформа для эффективной купли-продажи робототехники и других продуктов и услуг в области новых технологий. Целевая аудитория – страны СНГ. Конечно, робототехническую продукцию можно купить на том же eBay. Но неизвестно, как долго клиенту в Казахстане придется ждать свой заказ. И у поставщиков там цены выше. А у нас уже есть прямые договорённости с производителями, – резюмирует предприниматель.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
20813 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
27 сентября родились
Сергей Киселев
генеральный директор «Первого канала Евразия»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить