Рамиль Мухоряпов: Никакого другого места, кроме первого, мы для себя не видим

11973

В этом году у холдинга Chocofamily юбилей – ему исполняется 10 лет. В 2011 в Алматы родился стартап Chocolife.me, который познакомил казахстанцев с купонами на скидки

Рамиль Мухоряпов
ФОТО: © архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов

Но купоны были лишь низким стартом. Позже компания, уже превратившись в холдинг, то и дело порождала и поглощала проекты, а из некоторых и выходила.

Сегодня в портфеле холдинга работают такие компании, как Aviata, Chocotravel, Chocolife, Chocofood, «Рахмет», «Рядом»,«Ракета», iDoctor, IOKA, Lensmark.

Chocofamily за эти 10 лет стал эдаким идеальным казахстанским стартапом, «который смог». Смог закрепиться на рынке, смог выстроить команду, смог привлечь завидных инвесторов, смог показать взрывной и устойчивый рост, смог добиться любви аудитории и даже выпустить свои облигации. Этот успешный кейс вдохновляет десятки казахстанских стартаперов, которые только делают первые шаги в развитии своего дела.

Основатель холдинга Рамиль Мухоряпов признается, что 10 лет назад у него были совершенно другие планы на Chocolife.me.

- Нашей первой целью было – запустить купонатор в Казахстане, а затем продать его глобальному игроку Groupon, он в то время активно скупал локальные компании. Но через 4 месяца работы вместо Groupon к нам приехал российский Biglion и предложил за Chocolife.me $750 тыс. (при наших изначальных инвестициях в $105 тыс.). Росли мы быстро, но когда начались переговоры, у нас было 40 тыс. пользователей, а уже через месяц – 60 тыс. И мы попросили $1 млн, они отказались, - рассказывает Мухоряпов.

Почему стартаперы попросили тогда $1 млн, Мухоряпов объяснил просто, мол, в Казахстане рынок тогда только зарождался: «Мы не хотели продавать за относительно маленькую сумму то, что в перспективе могло превратиться в компанию на $100 млн».

История, конечно, не имеет сослагательного наклонения, однако кто знает, какая e-commerce-империя у Мухоряпова была бы сейчас, получи он $1 млн от российских покупателей. Так или иначе, сегодня холдинг оценивается в рекордные для интернет-компаний Казахстана $100 млн.

ФОТО: © архив пресс-службы

За 10 лет Chocolife.me разросся, и сейчас компания представляет собой нечто большее, чем просто купонатор. Так, недавно стало известно об апгрейде проекта до Chocolife.me 2.0.

- Мы пересмотрели сам сервис Chocolife.me и подготовили новую концепцию, которая заключается в том, что теперь это будет единый рекламный сервис холдинга с аудиторией в 1,5 млн активных пользователей. Кстати, 75% аудитории Chocolife.me - люди старше 25 лет, - сказал бизнесмен.

Таким образом, Chocolife.me предложит партнерам стать ближе к этой многочисленной аудитории. Теперь в купонаторе появится таргетинг и партнеры сами смогут выбирать свою целевую аудиторию для акции. Это позволит заведениям умно использовать скидки, а клиентам - получить 100% гарантии возврата средств, если акция не придется по душе.

- Раньше у партнёров были проблемы с тем, что к ним иногда приходила нецелевая аудитория. Теперь это проблема будет решена, плюс мы сокращаем время для запуска акции. Если раньше партнер тратил на это 10 дней, то сейчас он сможет сделать это самостоятельно за 5 минут, - сказал Мухоряпов.

Но не Chocolife.me единым славится холдинг. Так, за 10 лет работы, как было сказано выше, компания провела несколько крупных сделок, которые никогда не оставались в тени рынка. В 2017 холдинг выкупил сервис по доставке еды FoodPanda и купонатор BeSmart, годом позже - сервис Aviata, который потом объединится с Chocotravel.

- Нам нравятся сделки, и мы всегда открыты к партнёрству. Мы понимаем, что в современном мире ты не успеешь сделать всё сам, поэтому предполагаем, что у нас будет ещё много сделок. Мы кого-то будем покупать, с кем-то объединяться для достижения дополнительных эффектов. Каждая сделка дала нам большие преимущества на рынке, - говорит глава компании.

ФОТО: © архив пресс-службы

Сделка с BeSmart позволила Chocolife.me стать практически монополистом на рынке купонаторов. Поглощение FoodPanda имело тот же эффект, однако бизнесмен отмечает, что данная сделка сыграла как хорошую, так и плохую роль в истории холдинга.

- С одной стороны, у нас очень улучшилась экономика, а с другой стороны, ребята Chocofood очень расслабились. К моменту прихода международных игроков мы не были готовы встретить их во всеоружии, - говорит он.

Однако сейчас агрегатор забирает обратно свою долю рынка, и довольно успешно. Так, сервис по доставке еды сегодня лидер в 7 городах, в других четырех пока идет борьба за первые строчки.

- За последние 7 месяцев Chocofood растет быстрее всех международных конкурентов - на 80% с начала года. Коллеги по рынку за это время смогли вырасти только на 30%-50%. Сейчас мы дорабатываем продукт, увеличиваем скорость доставки и подключаем новые рестораны, чтобы в 2022 вернуть себе лидерство во всех городах. Никакого другого места, кроме первого, мы для себя не видим, - говорит Мухоряпов.

Chocotravel с самого первого дня существования, как и другие проекты холдинга, задал новый тренд. Казахстанцы поменяли ожидание в авиа- и ж/д-кассах на оперативную покупку билета со смартфона или компьютера. Проекты показывают уверенный рост: доля рынка Aviata/Chocotravel выросла за год с 15-20% до 30%.

- В месяц мы продаем около 600 тыс. авиа и ж/д билетов. В прошлом году пандемии, когда все международные конкуренты «просели» на 60-70%, мы потеряли только 10% в выручке, однако благодаря оптимизации расходов EBITDA выросла на 20%. Хочется отметить, что это уникальный для мира показатель эффективности работы, - сказал бизнесмен.

ФОТО: © архив пресс-службы

Говоря о сделках, нельзя не упомянуть о продаже интернет-магазина Chocomart. И, как отмечает Мухоряпов, это сделка была скорее вынужденной мерой - проект медленно набирал долю рынка и инвестиции в другие быстрорастущие стримы казались на тот момент более интересной альтернативой. При продаже интернет-магазина был зафиксирован убыток порядка $1,5 млн.

- Но эту сделку я все равно оцениваю как хорошую, потому что мы перестали тратить время на проект и усилили внимание на том, что у нас действительно хорошо получается, - говорит он.

В фокусе холдинга сегодня – приложение по доставке продуктов «Рядом».

- Мы любим совершать мини-революции и рады, что запустили революцию в grocery-ретейле, задали новый стандарт для страны - доставка продуктов за 10-15 минут. Это быстрее, чем сходить в магазин самому, поэтому около 30% наших пользователей совершают 7+ заказов в месяц, то есть в перестают ходить в обычные магазины у дома за продуктами, - отмечает Мухоряпов.

Увидев спрос на ультрабыструю доставку, Chocofamily запустил проект «Ракета» - b2b-сервис доставки товаров за 15-60 минут, который может подключить любой бизнес.

- У нас около 700 курьеров вместе с курьерами Chocofood, которых мы можем подать в любую точку 11 городов страны за 5-10 минут. Задача партнера - подготовить за это же время товар к выдаче. 90% всех доставок до клиента совершаются за 15-45 минут (даже если товар надо доставить через весь город). Таким образом, клиент получит свой товар быстрее, чем съездит за ним сам - и это изумительный сервис, который кратно повышает онлайн-продажи бизнесу, - говорит он.

Также стоит упомянуть и о приложении «Рахмет», которое вносит свою лепту в диджитализацию офлайн-бизнеса.

- Мы не только принимаем платежи, но и оцифровываем аудиторию наших партнеров. Инструмент позволяет видеть поведение клиентов, общаться со своими клиентами через встроенный мессенджер, возвращать тех, кто давно не приходил, реагировать на негативные отзывы, решая проблемы клиентов, - отмечает Мухоряпов.

Другим проектом холдинга, который незаметно вырос в большой сервис, стал iDoctor с посещаемостью 600 тыс. уникальных пользователей в месяц. Цель проекта - позволить найти любому жителю Казахстана, вне зависимости от места нахождения и проживания, лучшего врача в стране, которых на платформе насчитывается более 55 тыс. Среднее количество обращений в месяц – порядка 60 тыс. Модель полностью бесплатная для размещения докторам, однако есть платная опция поднять себя в выдаче, тем самым увеличив количество получаемых заявок.

За 10 лет холдингу удалось вырасти в 960 раз: в этом году компания планирует удвоить объемы по сравнению с 2020.

- У нас есть любимое выражение внутри холдинга: «победа или поражение - результат не конечен». Думаю, что Chocofamily - компания с одним из самым длинных горизонтов планирования в Казахстане. Мы готовы терпеть и инвестировать в проект годами, если у нас получается добиться классного user-experience, сложить юнит-экономику, и мы понимаем, где и за счет чего проект выйдет в плюс. Мой любимый пример - Chocotravel/Aviata: мы 5 лет инвестировали в проект, было большое психологическое давление - зачем вы делаете убыточный бизнес? Сегодня это воспринимается с улыбкой - квартальная прибыль проекта покрывает весь объем 5-летних инвестиций в компанию. Мы не нацелены на получение прибыли «здесь и сейчас». Важнее - сколько мы заработаем завтра, - говорит Мухоряпов.

Видение рынка как раз и является привлекательным качеством для инвесторов. Так, в пуле инвесторов холдинга Тимур Турлов, Айдын Рахимбаев, Мурат Абдрахманов, Канат Темирбеков, Талгат Исмаил, Евгений Усатов и Николай Демидов. Ни одна e-commerce компания в Казахстане не может похвастаться такой популярностью среди инвесторов.

- Чтобы привлекать инвесторов, во-первых, ты должен быть прозрачным, честным. Во-вторых, важно, что ты всегда побеждаешь. Даже если и проигрывал, то у тебя всегда есть силы собраться и разгромить конкурента. А еще у нас есть видение и большой (в 50-100 раз) потенциал роста в тех сегментах, в которых работаем, - говорит Мухоряпов.

Холдинг планирует увеличить продажи в 30 раз в следующие 5 лет, стать одной из ключевых экосистем Казахстана, быть «сильно прибыльными» и выйти на IPO в 2024 году.

В интервью Forbes.kz в 2015 году Мухоряпов заявлял: «Согласно стратегии холдинга, через пять лет оборот компании должен превысить $200 млн. Большинство людей, которым мы называем эти цифры, вертят пальцем у виска – такого не может быть». Те заверения его сбылись - оборот по итогам 2021 составит $280-300 млн. Посмотрим, удастся ли реализовать шоколадную мечту на этот раз.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить