В шоколаде

9441

Как создать успешный интернет-проект в Казахстане

Фото: Андрей Лунин

В 2015 году Chocofamily погасил весь внешний долг – более

$500 тыс.


Оборот в 2014 году –

$20,5 млн

(в сравнении с 2013 годом вырос на $10 млн)


в 2015 году планируется
$35 млн


Прибыль в 2014 году –
$200–300 тыс.
(до 2013 года группа была убыточной)


в 2015 году планируется

от $500 тыс.


Прибыльные проекты –

Chocolife.me, Lensmark.kz

Убыточные –
Chocomart.kz, Chocotravel.com

Достиг точки безубыточности
Chocofood.kz


Количество сотрудников –

170 человек


Число покупок за год по холдингу – более

1 млн


Каждые   30 секунд

совершается одна покупка


Общая база пользователей –
800 тыс. человек


Средняя посещаемость –

1,6 млн в месяц


За один день:

Chocolife обрабатывает
2–3 тыс. заказов


Chocofood –

150 заказов


Chocomart –

100–150 заказов


Chocotravel продает более

200 билетов

На отечественном рынке электронной коммерции все еще наблюдается активный рост. Так, в 2014 году его объем составил около $700 млн по сравнению с $500 млн в 2013-м (данные Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса, АКИБ). Как прогнозируется, бум продлится в течение нескольких лет, после чего рынок будет расти скромнее. В 2014 действовало более 500 интернет-проектов (данные рейтинга крупнейших интернет-компаний Forbes Kazakhstan), хотя многие из них являются лишь витриной офлайновых точек, а некоторые и вовсе уже прекратили существование.

Основными проблемами, тормозящими развитие рынка e-commerce, являются недоинвестированность отрасли, нехватка квалифицированных кадров и трудности логистического обеспечения магазинов. И все же, полагают эксперты, уже в ближайшие нескольких лет он станет гораздо привлекательнее офлайн-бизнеса. У традиционных компаний по мере роста доходов сопоставимо увеличиваются и расходы. В онлайне наоборот: стартовые расходы большие (включая создание и поддержку сайта, содержание штата, склада, маркетинговые затраты и т. д.), но, если проект сумеет привлечь аудиторию, доходы будут расти в кратном размере, тогда как расходы будут расти незначительно. Бюджет интернет-проекта прост: рассчитать стоимость привлечения одного покупателя, частоту его покупок, средний чек и маржу. От этих показателей зависят объемы необходимых инвестиций в развитие.

Своим опытом того, как построить в Казнете работающий и интересный с точки зрения инвестирования проект, с Forbes Kazakhstan поделился известный бизнесмен Рамиль Мухоряпов, основатель интернет-холдинга Chocofamily. По его словам, немаловажным плюсом является то, что в интернете клиенты намного лояльнее, чем в офлайне, поскольку у них вырабатывается привычка пользоваться тем или иным сайтом. «У людей складывается собственный «маршрут» приобретения определенных товаров на определенных сайтах, и переубедить их потом очень сложно. К примеру, при покупке или продаже автомобиля большинство используют площадку «Колеса», хотя в интернете есть схожие сайты с более продвинутыми интерфейсами, а для того чтобы посмотреть расписание кинотеатров, заходят на kino.kz», – отмечает собеседник.

Стартовые условия

Среди самых распространенных мифов о e-commerce Мухоряпов выделяет следующие: интернет-проект можно сделать «на коленке», быстро и дешево; рынок электронной коммерции в Казахстане еще слишком маленький, и пока рано всерьез заниматься выходом в онлайн. Между тем для создания работающего нишевого интернет-магазина необходимо привлечь инвестиций на сумму более $200 тыс., иначе высока вероятность банкротства. В более масштабный проект, такой как онлайн-гипермаркет, придется вложить несколько миллионов долларов.

В целом, по словам предпринимателя, e-commerce является очень капиталоемким бизнесом. При этом следует учитывать ряд факторов. Во-первых, при запуске проекта у владельцев компании должны быть долгосрочные горизонты планирования и готовность к тому, что рынку потребуется определенное время, чтобы привыкнуть покупать онлайн. К примеру, в 2011 лишь около 5% авиабилетов в Казахстане приобреталось через интернет, в 2015 – более 15%, а через 10 лет эта цифра должна вырасти до 90% и более.

Во-вторых, важно детально продумать модель, по которой собирается работать данный интернет-проект. В свое время Рамиль и его команда хорошо изучили модель работы Groupon, поэтому избежали многих ошибок при запуске самого успешного проекта в портфеле Chocofamily. Кроме того, необходимо пообщаться с компаниями, которые уже практикуют такую модель в других странах, чтобы понять, какие существуют сложности, на что следует обратить больше внимания и т. д. Начинающие компании должны быть даже готовы заплатить за такой опыт, поскольку в будущем это поможет сэкономить немало средств.

«Будучи стартапом, ты не можешь позволить себе дорогих управленцев. Приходится набирать молодых ребят с горящими глазами, готовых работать по 80 часов в неделю, и вместе с ними расти и развивать компанию. Кстати, отсутствие конкуренции на рынке профессиональных интернет-кадров – это отличный шанс для молодых и амбициозных специалистов быстро вырасти из новичков в гуру. С другой стороны, именно наличие «крутых» профессионалов цементирует твой рост», – подчеркивает Мухоряпов.

В-третьих, необходимо запастись существенными денежными средствами для развития проекта, которыми нужно будет правильно и рационально управлять, четко расставляя приоритеты. Важно в течение первых нескольких лет работы заслужить доверие пользователей и продержаться на плаву. Помимо этого, следует четко определить свои конкурентные преимущества и целенаправленно доводить их до совершенства.

Как считает собеседник, недофинансированность индустрии объясняется дефицитом ярких историй успеха среди интернет-компаний и, как следствие, пока еще небольшим вниманием к рынку со стороны крупных инвесторов. «Сейчас есть только один явный успешный пример в Казнете – сделка на $20–30 млн по продаже портала «Колеса», который шёл к этому 15 лет. Но для крупных бизнесменов подобные суммы неинтересны», – констатирует он.

Впрочем, все только начинается. «Интернет может похвастать динамикой, недоступной для офлайн-бизнеса. К примеру, Chocofamily вырос из совсем небольшого бизнеса с годовым оборотом $1 млн в 2011 в лидера рынка с оборотом более $30 млн всего за три года. Согласно стратегии холдинга, через пять лет оборот компании должен превысить $200 млн. Большинство людей, которым мы называем эти цифры, вертят пальцем у виска – «такого не может быть». Но ведь это лишь 50% ежегодного прироста, а до сих пор мы показывали почти 100%. Компании, которые не воспринимают всерьез онлайн-торговлю, могут упустить свое время и просто исчезнуть с рынка в ближайшие годы», – заявляет Мухоряпов.

Инфраструктура

Как отмечают игроки рынка интернет-коммерции, для того чтобы в Казахстане зародилось хотя бы мини-подобие Кремниевой долины, необходимо выработать некую «формулу успеха» для той же СЭЗ ПИТ «Алатау». Нужно, чтобы условия и критерии отбора базирующихся там компаний и предприятий были прозрачными и простыми. Также важно предоставить существенные льготы и построить коворкинговую экосистему.

По замечанию Мухоряпова, до сегодняшнего дня меры, принимаемые руководством ПИТ «Алатау», фактически не работали. «Многие жалуются, что процесс регистрации компании в СЭЗ сильно забюрократизирован, критерии отбора непрозрачны, а само попадание туда не гарантирует каких-то преимуществ, – говорит бизнесмен. – Вся мировая торговля уходит в интернет. Мы же пытаемся людей из барахолки загнать в торговые центры или стрит-ретейл. Смотрите, что делает Китай: базар перемещается напрямую в Сеть. Мне бы хотелось, чтобы Казахстан миновал промежуточные форматы торговли и сразу отправился в наиболее продвинутый – e-commerce».

По-настоящему бум в интернет-бизнесе произойдет тогда, когда туда придут реальные бизнесмены с инвестициями, полагает Мухоряпов. Для этого необходимо сделать индустрию привлекательной – продавать в интернете должно быть гораздо выгоднее, чем в офлайне. К примеру, предоставить льготы по социальному налогу (оплата труда – ключевая статья расходов любого интернет-проекта), а в идеале – и по НДС, как, например, практикуется в некоторых штатах США, которые отменили налог с продаж для онлайн-торговцев.

«Если за счет этих мер произойдет дополнительное сокращение стоимости товаров на 15–20%, завтра же полстраны будет торговать через интернет», – уверен собеседник. В то же время, по его мнению, поблажки по налогу на прибыль не сыграют существенной роли, поскольку когда у тебя есть прибыль, ею не жалко делиться, а в первые несколько лет стартапы, как правило, являются убыточными.

Компании, не воспринимающие всерьез онлайн-торговлю, могут исчезнуть с рынка

Рост сектора повлечет и приток новых игроков. Основатель Chocofamily подчеркивает, что важно дать населению возможность заняться предпринимательством, и государство уже способствует этому – через программы фонда «Даму» и прочие. На его взгляд, у руля фонда ИКТ сегодня стоят правильные люди – их нужно снабдить достаточными ресурсами и поставить задачи по развитию рынка. Успешный российский аналог – фонд ФРИИ. Последний инвестирует проекты на seed-стадии, самой рискованной: это небольшие, но массовые инвестиции – чтобы дать шанс начать бизнес.

«У СЭЗ ПИТ «Алатау» должно быть какое-то выездное представительство, поскольку ее географическое расположение не совсем удобно для ежедневных поездок. Важно, чтобы оно собрало вместе крупнейшие интернет-проекты страны, где на каждодневной основе происходил бы быстрый обмен информацией, образовалась бы единая обучающая площадка. Наподобие Digital October, успешно работающего в России, – предлагает Мухоряпов. – Так возникнут драйв, IT-сотрудничество, синергия молодых и амбициозных умов». Ведь, по сути, утверждает он, на рынке e-commerce пока нет активной конкуренции, компании не ощущают себя частью большого сообщества.

Еще одним интересным инструментом, способным помочь развитию рынка, является принцип «национальных чемпионов». Когда появятся соответствующие компании в интернет-бизнесе, возникнет и рынок покупки стартапов. Сегодня проекты создаются, но у них не всегда понятное будущее. В целом модель стартапов такова: либо продать себя крупному игроку, либо самому стать стратегом. «Второй вариант в Казахстане реализовать сложно – ведь ты должен обладать лучшей в мире технологией или суперкомпетентной командой. А продаться некому, только если международному инвестору, который заинтересуется потенциалом нашего рынка», – говорит Мухоряпов. - К примеру, в России, есть два «национальных чемпиона» – Яндекс и Mail.ru, которые в течение года покупают десятки стартапов".

Как заверяет Рамиль, холдинг Chocofamily не планирует продаваться в ближайшее время, а, наоборот, будет вкладывать все заработанные средства в свое дальнейшее развитие, например в привлечение сильных топ-менеджеров, специалистов интернет-маркетинга (usability, datamining и пр.), в расширение ассортимента. А в 2016 планируется выход на новые рынки.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить