Раимбек Баталов: Как нам реализовать «Нурлы жол». Часть 3

12676

Forbes.kz продолжает публиковать цикл статей Раимбека Баталова, председателя совета директоров Raimbek Group. Один из самых влиятельных бизнесменов Казахстана высказывает свои предложения по «оживлению» государственных программ

Фото: Андрей Лунин
Раимбек Баталов.

Продолжение. См. часть 1 и часть 2.

В предыдущих частях Раимбек Баталов рассказал, что госпрограммам не хватает «вертикальной интегрированности» и привел пример, как тщательное планирование развития отрасли помогло Китаю победить в «томатной битве» даже Италию. Также Баталов на примере конкретного крестьянина показал, как государство зазывает фермеров участвовать в программах, но они этого сделать не могут, потому что документы оторваны от действительности. Выход из этой ситуации простой: отправлять разработчиков в поле, чтобы они там тестировали свои «произведения». В этот раз глава Raimbek Group решил поговорить о том, что нужно делать, чтобы прутик не сломался.

Часть 3. Нужно «вязать веники» и проводить статистическую амнистию

Один в поле не воин. Это известно каждому, но мы всё никак не можем объединиться, чтобы довести до ума начатые грандиозные проекты. Здесь даже не нужно взывать к единому патриотическому порыву всю нацию, достаточно запустить простые механизмы совместной работы. Давайте посмотрим на несколько обычных ситуаций.

Предположим, есть у хозяйства 100 гектаров обрабатываемой земли и 1 трактор. Крестьянину удобней управляться с хозяйством, имей он комбайн, который он вечно клянчит у других. Однако ни государственные структуры, ни БВУ кредит на покупку комбайна не дадут: скажут, что крестьянин его не потянет. Но если он объединится с другими КХ и пропишет в бизнес-плане, что комбайном будут пользоваться (понятно, что не на безвозмездной основе) несколько КХ, имеющие в общей сложности порядка 600 гектаров, тогда больше вероятности, что деньги на технику дадут. Это общемировая практика: во всем мире сельское хозяйство развивалось за счет кооперации, даже в советское время так поднимали село. Без кооперации мы не дадим импульса к развитию агропромышленного комплекса.

Посмотрите, как действуют фермеры-молочники Голландии (эта страна смогла создать одну из самых сильных молочных отраслей в мире). Там молочники создают некие АО, где каждый участник владеет паем. Обществом управляют нанятые менеджеры. Вы спросите, зачем фермерам сажать себе на шею управленцев? Да потому что фермер умеет доить корову, кормить ее, ухаживать за ней, но продавать молоко он не умеет, не умеет договариваться с переработчиками по ценам, не умеет ставить условия банкам по финансированию, не умеет лоббировать в правительстве свои интересы, выбивать те же субсидии для отрасли. Этим и занимаются профессионалы.

Наши крестьяне в большинстве своем уже научились «отжимать» переработчиков по ценам: за каждую копейку воюют. Но на чиновников из акимата чаще всего смотрят как кролик на удава, не могут сесть за компьютер и составить жизнеспособный бизнес-план для банка, бьются, как рыба в сетях, когда им не хватает залогового имущества. Про диалог с кем-нибудь из профильного министерства вообще говорить не приходится: крестьянин в присутствии «большого начальника» слова не вымолвит.

Однако создавать АО, как в Голландии, нам не стоит – долго, хлопотно, пока не эффективно. Наш казахстанский путь – это объединение вокруг лидеров в районе. Потому что у лидера есть возможность иметь квалифицированный штат сотрудников, которые понимают процессы, происходящие в отрасли, умеют работать с государственными структурами, находить рынки сбыта и так далее.

Правительство Казахстана сделало важный шаг в этом направлении – разработало закон о кооперации. Но вы сходите в любое отраслевое министерство и спросите: «Как вы будете кооперировать? Есть наработанный материал, есть пилотные проекты?» Нет этого. А закон мы уже собираемся принимать и хотим, чтобы все вскочили и побежали создавать кооперативы. Но этого не будет, я уверен в этом почти на 100%. Потому что, например, у крестьян во всем мире такая психология – каждый сидит и не хочет рисковать: «С чего я полезу в этот кооператив со своим наделом? Ведь неизвестно, что получится». Пока фермер не увидит положительного примера, он не будет пользоваться законами, программами, мастер-планами, пусть они будут написаны самыми умными людьми планеты Земля.

Взять Марата Аманжолова, с которым плотно сотрудничает завод Raimbek Agro по программе развития молочно-товарных ферм. На Аманжолова, затаив дыхание, смотрят еще 5 оборотистых крестьян из Илийского района и с нескрываемым любопытством ждут: «Получится? Не получится?» Если они увидят, что у Аманжолова стало на 100 телок больше, что он построил новенькую ферму, имеет стабильный сбыт, ребенка на обучение отправил, да еще и сам в Турцию на отдых слетал, тогда на него будет равняться другие КХ, они поверят государству и программа по развитию молочно-товарных ферм наберет невиданные обороты. И мы, десяток перереботчиков Алматинской области, наконец-то будем обеспечены качественным сырьем, нам не придется возить молоко из-за границы или собирать его по всем личным подсобными хозяйствам области.

Поэтому пилотные проекты должны устраивать не мы с Аманжоловым, а чиновники. Подготовили проект госпрограммы – отработали его на практике. «Пилотники» четко покажут: программа, к примеру, поможет «сдружить» небольшие молочные фермы, а вот кооперировать растениеводческие хозяйства для покупки техники в совместное пользование не сможет. Если не сможет, значит, надо менять условия программы, прописывать другие механизмы, учитывать специализацию, нюансы. Пилотный проект в экономике – как генеральная репетиция в театре или сигнальный экземпляр в полиграфии: пока не напечатаешь сигналку – не увидишь все ошибки.

Кооперация важна не только в сельском хозяйстве, она важна и для небольших магазинов, кафе, отелей, СТО – для всего МСБ, потому что в одиночку достаточно сложно выжить. Одно дело, если маленький магазинчик закупает 10 пакетов молока по 200 тенге, другие дело, если три магазина купят 30 пакетов уже по 180 тенге. Они будут более конкурентоспособны на фоне тех, кто в закупочные союзы не вступает.

Закупочные союзы (те же кооперативы) – это выгодно, но у нас их нет. До этого сам бизнес должен дозреть, а государство может способствовать «дозреванию». Для этого достаточно проводить тренинги, если хотите, просвещать тех людей, которые работают в МСБ. Нам нужны не только тренинги по ликвидации финансовой неграмотности, нужны еще и специализированные по отраслям. Если в районе много магазинов, рынков, кафе, столовых, то там нужны программы по мелкому ретейлу. Но мы о таких программах не слышим. «Даму» пытается заниматься образованием предпринимателей, однако этого недостаточно, здесь нужна масштабность.

Чтобы обучать участников рынка, государство должно понимать, кто, где и в каких отраслях работает. Однако глубокого отраслевого анализа в разрезе регионов нет, у чиновников нет понимания, какую долю рынка занимают все казахстанские компании, допустим, в молочной отрасли, и какую долю занимает каждый местный производитель.

Мы как-то задались вопросом, откуда берутся цифры для официальной статистики. По сути, они формируются в районных акиматах. Мы много общаемся с исполнительной властью на местах и поэтому в курсе: редко кто из руководителей знает навскидку, какие 3-5 отраслей формируют основные рабочие места и доход района, с какими проблемами они сталкиваются и как эти проблемы решить.

Более того, на местах занимаются приписками. Потому что аким точно понимает: если когда-то в районе была 1 тыс. дойных коров, а сейчас осталась половина, то об этом говорить нельзя: по шапке настучат за «неэффективную» работу. Вот он и рисует из месяца в месяц, из года в год несуществующих буренок. «Мертвые души» легко приписать и списать через те же личные подсобные хозяйства. Количество скота в ЛПХ - это так же, как  и количество «самозанятых», совершенно непрозрачная цифра: проверить невозможно.

В растениеводстве тоже идут приписки. Вот, например, в этом году на севере Казахстана половина полей оказалась под снегом, а мы рапортуем о приличном урожае. В Алматинской области была засуха – самая сильная за последние 60 лет, а у нас на бумаге все в порядке. Между тем, корма на юге подорожали почти в два раза, поэтому очень скоро крестьянам станет невыгодно кормить скот, его пустят под нож. И это значит, что сначала мясо резко подешевеет, но потом, когда уже резать будет нечего, также резко подорожает. То есть уже сейчас, обрати мы внимание на стоимость кормов, нам станет понятно: через 3-4 месяца жди мясного дефицита и скачка цен. И снова в этом обвинят ретейл! Но логично было бы уже сейчас помочь крестьянам справиться с проблемой, проводить интервенции, запасаться сеном. Но у нас, повторю, на бумаге все красиво, и никакого дефицита не предвидится.

Самое опасное, что «придуманные» статистические данные отправляются в отраслевые министерства, в Администрацию президента, закладываются как основа в государственные программы. Так и живем в стране кривых зеркал.

Поэтому я предлагаю доработать отраслевую статистику с точки зрения показателей. Давайте определим 10-15 ключевых показателей, по которым отрасль смогут оценивать и акимы, и правительство, и бизнес. Нужно доработать методологию получения информации и выставлять KPI акимам таким образом, чтобы они не боялись «ухудшать» статистику, чтобы не скрывали реальной картины. Ведь если ты не понимаешь ситуацию у себя в компании или у себя дома, то не сможешь грамотно управлять предприятием или семейным бюджетом, не говоря уже о такой махине, как государство.

Поменяли методологию, сделали невыгодными приписки - отлично! Теперь проводим «перепись» экономики и устраиваем «статистическую амнистию». Вот тогда, я уверен, все увидят реальную картину и смогут эффективно работать.

Но вернемся к вопросу кооперации. Одной горизонтальной кооперацией ограничиваться нельзя. Нужно создавать вертикальные связи. Сейчас все производители соков в Казахстане вынуждены везти концентраты из-за границы (мы завозим даже из Бразилии), потому что здесь нет сырьевой базы. К примеру, для того, чтобы обеспечить всех соковиков Казахстана абрикосовым концентратом, достаточно посадить 600-800 га абрикосовых садов. Если это сделать, то сок в Казахстане будет стоить на 20% дешевле, ведь расходы на логистику существенно уменьшатся. Ну разве это какая-то нереальная мегазадача? Нет, вполне выполнимая. Но вот почему же у нас никто не рвется сажать абрикосовые сады? Это - самый главный вопрос, который должны задать себе наши чиновники.

О межотраслевой кооперации тоже нужно помнить. Раз сейчас мы принялись развивать молочку, так давайте сами производить емкости для хранения молока, самые простые, из нержавейки. Раз решили возрождать сады, так давайте сами выпускать трубы для капельного орошения. Это же обычные трубы с отверстиями, а не наукоемкие агрегаты. Вдумайтесь, только на реализацию программы «Агробизнес-2020» мы собираемся потратить 3 122,2 млрд тенге. Придет долгожданный 2020 год, а мы опять будем хлопать себя по бокам руками и недоумевать: «Почему в Казахстане так мало производится собственных продуктов питания, почему у нас все импортное и дорогое?» Да потому что все завозим из-за границы - оборудование, саженцы, бычков, телок, семена и все это «вшивается» в цену.

Так давайте определим, что нам нужно для развития, например, сельского хозяйства, какое оборудование будет востребовано, и начнем наконец у нас в Казахстане сажать питомники, создавать племенные стада, строить заводики про производству труб для «капельки», склады для плодоовощной продукции. Иными словами, развивать отраслевую инфраструктуру при прямой заинтересованности бизнеса и поддержке государства. Вот это будет настоящая кооперация государства, бизнеса, больших и малых предпринимателей. И прутики в этом «венике» никогда не сломаются. А в стране, где каждый «прутик» будет несгибаем, экономику не сможет ни один кризис заломать.

Окончание см. здесь.

Записала Татьяна Трубачёва.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить