Раимбек Баталов: Как нам реализовать «Нурлы жол». Часть 1

20380

11 ноября президент Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием к народу Казахстана и объявил о новой экономической политике страны «Нурлы жол». О программе известно, что она будет «двигателем экономики» и что деньги на нее будет расходоваться из Национального фонда. То есть автомобиль создан, топливо для него нашли, но заведется ли машина? Иными словами - сможет ли Казахстан реализовать очередную масштабную программу?

Фото: Андрей Лунин
Раимбек Баталов.

Этот вопрос возник неспроста. Чиновники, составляющие подобные документы, имеют стратегическое мышление, однако зачастую им не хватает «тактической хватки». Поэтому программы получаются «незаземленными», оторванными от реальности, страдающими недореализованностью.

Кто способен помочь соединить две части одного механизма – стратегию и тактику, показать, почему программы буксуют в ходе реализации и дать практические советы, как устранить просчеты «главных инженеров»? Это может сделать человек, который знает и то, как принимаются стратегические решения, и кто сам, своими руками, воплощает эти решения в жизнь.

Раимбек Баталов, председатель совета директоров Raimbek Group, - как раз из разряда таких людей. В бизнес он пришел в начале 90-х, в 1992 возглавил свой многоотраслевой холдинг. В разное время был членом Совета предпринимателей и Совета национальных инвесторов при президенте Казахстана, входил в правление союза «Атамекен», сейчас «держит руку на пульсе» как член президиума Национальной палаты предпринимателей РК и глава делового совета ШОС. У него недюжинный организационный опыт – с 2003 Баталов является председателем совета Форума предпринимателей Казахстана.

Поэтому редакция Forbes.kz предложила Раимбеку Баталову дать советы власти, как вдохнуть жизнь в грамотно написанные программы, которые поставят на ноги не только экономику Казахстана, но и помогут развиваться спорту, культуре, благотворительности и другим сферам жизни нашей страны. Сегодня Forbes.kz публикует первую часть размышлений одного из самых влиятельных бизнесменов Казахстана.

Часть 1. Почему Китай смог победить в «томатной битве»

Мне как бизнесмену во всем нравится системный подход. Сейчас для меня очевидно: государственные программы различного масштаба пишутся грамотно (недаром свой хлеб едят сотрудники наших министерств и консультанты из McKinsey, The Boston Consulting Group и других компаний, которых Казахстан приглашает для работы над стратегическими вещами). В них прослеживается попытка реализовать системный подход, нацеленный на развитие экономики. Но эта системность должна быть «вертикально интегрированной».

Объясню, что я имею в виду. Допустим, в Министерстве сельского хозяйства пишут отраслевую программу. При этом там должны четко понимать, как – пошагово! – конкретный крестьянин будет пользоваться этой программой: где он возьмет проект молочно-товарной фермы, какая на этой ферме будет техника, где он купит строительный материал, откуда привезет высокоудойных коров, с какими документами пойдет в банк или институт развития и возьмет на эту ферму деньги, как оценят его залоговое имущество, в какие сроки и какую именно помощь ему окажет акимат и т.д. Вплоть до того, по какой дороге и на какой завод будет возить свою продукцию фермер.

Но этой «вертикальной» системности нет. Поэтому Казахстан страдает от недореализации программ развития - в особенности отраслевых. В качестве примера можно привести всё ту же государственную программу по развитию небольших молочно-товарных ферм.

Цель документа проста и понятна: создать мини-фермы на 50, 100, 150 и 200 голов. Я воспринял эту программу на ура: фермы дадут моему заводу Raimbek Agro сырьё, которое нам приходится сегодня завозить даже из Киргизии. У государства прекратится головная боль по поводу продовольственной безопасности (по крайней мере, в одной из отраслей). Напомню удручающую цифру: по данным 2013, Казахстан только на 60% обеспечивал себя продовольствием. Хотя доля импорта не должна превышать 20% от общего объема потребляемых продуктов, чтобы можно было говорить о продуктовой независимости страны.

Государство по программе создания молочно-торговых ферм предлагает инвестиционные субсидии, дешевые деньги. Кредиты под 6% годовых в тенге при инфляции чуть выше – это же манна небесная! Расскажи нам о таких условиях 10-15 лет назад - мы бы не поверили, что такое бывает.

Но мы не видим очереди из крестьян, которые хотят воспользоваться внедренными инструментами, их не привлекает эта «привлекательная» программа. У нас есть удачные примеры развития крупных фермерских хозяйств Зинченко, Саура. Но где другие? Почему в стране не наблюдается бума строительства малых и средних молочно-товарных ферм? Потому что этот документ умозрительный, он оторван от реальной жизни.

Как выйти из этой ситуации? Я рекомендую обратиться к опыту государственного планирования Советского Союза и сегодняшнего Китая. Я работал в КНР и могу сказать, что там реализуется почти идеальная схема господдержки предпринимательства. Приведу пример из близкой мне отрасли – сельскохозяйственной.

Сегодня Китай – самый крупный поставщик томатов на мировом рынке. Как этого добились? Выделили регион с наилучшими условиями для выращивания томатов. Распланировали. Государство взяло на себя ношу, неподъемную для одного фермера, – подготовило инженерную и отраслевую инфраструктуру. Подготовило инженерную инфраструктуру – это значит, провело к нужным участкам электричество, воду, дороги. Подготовило отраслевую инфраструктуру – это значит, построило овощехранилища, создало систему питомников, где можно купить семена или рассаду, а также пройти обучение, чтобы понимать, как со всем этим управляться. Были построены заводы по производству систем капельного орошения, которые выпускают продукцию на любой карман. Подготовили кадры – агрономов, механизаторов, трактористов. Бизнесменов оповестили о запуске программы. Выдали им льготные кредиты. Через 5 лет получили результат – обогнали весь мир - даже Италию! - по производству томатов.

Что же происходит в наших палестинах? Объявили о желании возродить сады. Наша компания откликнулась и в 2008 посадила яблоневый сад в Алматинской области. Мы сами туда тянули свет, воду, прокладывали дорогу. Саженцы закупили за границей. Систему капельного орошения, шпалеры, тракторы привезли из-за границы. Овощехранилище пришлось арендовать в другом районе области. В итоге 1 га сада нам обошелся в €30 тыс. В Китае расходы на 1 га составляют €10-15 тыс. Много ли бизнесменов станут вкладываться в такой рискованный и долго окупающийся проект? Не много. Появятся ли у нас местные яблоки по 100 тенге за кило? Навряд ли.

Давайте еще раз посмотрим, что сделали китайцы и чего не сделали мы. Китайское государство создало инфраструктуру. Тем самым оно уменьшило капитальные расходы фермеров и снизило риски. Наше государство не только не снижает риски за счет развития инфраструктуры, но еще и максимально навешивает их на предпринимателя. Предприниматель (не от хорошей жизни) всё-таки рискует – и шампанское льется рекой. Но не наступит ли после него тяжелое похмелье?

В следующий раз мы поговорим о деньгах и комбинации из трех пальцев.

Записала Татьяна Трубачёва.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить