Прозрачность закупок – признак цивилизованности бизнеса

13690

«Путь этот труден и тернист» - эти слова можно в полной мере применить к деятельности Нацпалаты «Атамекен» по обеспечению прозрачности процедур госзакупок и тендеров квазигосударственных компаний. Равный доступ отечественных товаропроизводителей к конкурсам на поставку товаров, работ и услуг по-прежнему остается самым больным вопросом

Ельдос Рамазанов.
Ельдос Рамазанов.

Насколько продвинулась Нацпалата в решении этой проблемы? Об этом рассуждает член правления - заместитель председателя правления  НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов.

Ельдос Муратович, проблема доступа казахстанских предпринимателей к тендерам всегда была «вызовом номер один» для развития бизнеса. Сегодня же ситуация усложнилась, поскольку в рамках интеграционных процессов Казахстан взял на себя обязательства не допускать каких-либо ограничений для зарубежных компаний. Существует ли какой-то выход? Можем ли мы оказать поддержку казахстанскому бизнесу, не нарушая международных соглашений?

- Ситуация действительно сложная. Сегодня, в условиях резкого падения спроса на внешнем и внутреннем рынках, государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора, системообразующих компаний-недропользователей видятся одним из важных источников средств для развития отечественного бизнеса. И можно без преувеличения сказать, что Нацпалата проделала большую работу для обеспечения доступа казахстанских компаний к тендерам госхолдингов. Еще в декабре прошлого года председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев подписали соглашение о взаимодействии в вопросах поддержки отечественных производителей. Основная цель этого документа заключается в увеличении доли местного содержания и реализации программы импортозамещения. Разумеется, в условиях, не противоречащих принятым нашей страной обязательствам в рамках ВТО и ЕАЭС.  А совсем недавно, 19 мая, аналогичное соглашение, но уже с конкретными обязательствами сторон, было подписано с каждой из восьми дочерних компаний ФНБ «Самрук-Казына». В их числе такие локомотивы отечественной индустрии, как  АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темір жолы», АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго», АО «Казахтелеком».

С целью расширения контактов компаний с отечественными предприятиями в 16 регионах страны созданы рабочие комиссии с участием акимов областей, которые будут осуществлять мониторинг цен на товары, работы и услуги поставщиков, определять казахстанские предприятия, которые потенциально могут выступать поставщиками в тендерах. Стоит отметить активность казахстанского бизнеса: в заседаниях комиссий приняли участие свыше  700 отечественных предпринимателей. Замечу, что такой подход не противоречит соглашениям в рамках ВТО и ЕАЭС, поскольку все участники рынка действуют в конкурентной среде. Мы лишь коллегиально помогаем определять тех, кто соответствует критериям «цена-качество», обеспечивая тем самым необходимую транспарентность процессу закупок.

Мы продолжаем традицию еженедельных встреч производителей-поставщиков и компаний ФНБ «Самрук-Казына» на площадке Национальной палаты. Здесь поставщики и потребители могут без посредников обменяться информацией о планируемых к закупу компаниями товаров, работ, услуг. В рамках этой работы проведен ряд встреч с представителями отечественного машиностроения и нефтехимии. Об их эффективности позволяют судить следующие показатели: количество заключенных долгосрочных договоров составляет 5537 на сумму 6,7 трлн тенге. Из этого числа договоров 955 договоров на 410 млрд тенге были заключены при поддержке Нацпалаты.

Можно поинтересоваться емкостью этого рынка?  Какой конкретно объем закупок запланирован государством и нацкомпаниями в этом году?

- По госсектору: на май 2016 было запланировано проведение госзакупок на 2,3 трлн тенге. Что касается компаний группы «Самрук-Казына», то они планируют к освоению 3,2 трлн тенге.

Солидная сумма! Но хотелось бы немного конкретики. Например, в Астане строится новый железнодорожный вокзал. Отечественные предприниматели как-то задействованы в его возведении?

- Мы тщательно прорабатываем этот вопрос. Проведено несколько встреч представителей отечественных предприятий с руководством Центра крупных проектов АО «НК КТЖ» и турецкой компании-подрядчика «Сембол». Уже достигнуты конкретные соглашения в таких сферах как обеспечение мебелью и озеленение. Объем предполагаемой сделки – 1 млрд тенге. В ближайшее время будет подписано соглашение о сотрудничестве между Казахстанской ассоциацией деревообрабатывающей и мебельной промышленности и компанией «Сембол» по созданию консорциума.

Насколько известно, упомянутое вами соглашение между НПП «Атамекен» и ФНБ «Самрук-Казына» содержит норму о наблюдателях, которые будут отслеживать прозрачность тендеров на заявленную сумму свыше 250 млн тенге. Как будет реализовано это положение?

- В начале года Национальной палатой утвержден пул из 63 наблюдателей. В него вошли представители отраслевых ассоциаций. В этом есть своя логика: кому как не отраслевикам хорошо известны что, где, кем и по какой цене производится? Кроме того, присутствие наблюдателей обеспечивает прозрачность процедур и объективность принятия решений.

Очевидно, что одни только нормы соглашений не могут служить основанием для таких значимых  изменений в тендерных процедурах. Этому предшествовала законотворческая работа?

- Совершенно верно. Все это потребовало введения в законодательство о госзакупках серьезных новаций. Благодаря совместной работе экспертов Нацпалаты и специалистов Министерства финансов в рамках рабочей группы по внесению изменений и дополнений в закон «О государственных закупках» нам удалось решить ряд наболевших проблем. В частности, законом вводится механизм предварительного обсуждения проектов технической спецификации. Отныне за пять дней до объявления конкурсов все данные о техспецификациях  размещаются на портале государственных закупок. Это дает потенциальным поставщикам возможность обсуждения технических параметров закупаемых товаров, работ и услуг. Как говорится, шила в мешке не утаить, и если техспецификации будут сформированы под конкретного поставщика, это очень сложно будет скрыть. В таких случаях потенциальные поставщики имеют право подать жалобу организатору конкурса, который либо согласится и изменит технические параметры закупаемого товара, работ или услуг, либо даст мотивированный отказ. Примечательно, что аналогичная норма, инициированная Нацпалатой, зеркально отражена в Правилах закупок ФНБ «Самрук-Казына», которые действуют с 18 апреля 2016.

Помимо нормы о техспецификациях, закон «О госзакупках» содержит немало других прогрессивных новаций. В частности, установлена ответственность заказчика за задержку оплаты поставленной продукции и произведенных работ. Теперь заказчик будет обязан выплатить неустойку (пеню) в размере 0,1% от причитающейся суммы за каждый день просрочки. При этом общая сумма неустойки не должна превышать 10 % от общей суммы договора. В новой редакции закон содержит норму о пересмотре механизмов обжалования процедур государственных закупок. Теперь заключение договора приостанавливается на период рассмотрения итогов конкурса на предмет нарушения до вынесения заключения финансовым контролем.

Еще одна важная для нас новация: в законе закреплено участие представителей Национальной палаты при проведении предварительного квалификационного отбора.

Известно, что ФНБ «Самрук-Казына» разрабатывает новую систему закупок. Каков вклад Нацпалаты в этой работе?

 

«Атамекен» принимает активное участие в этой деятельности. В частности, предложение о введении института независимых отраслевых экспертов нашло отражение в новой системе закупок. Так, независимые отраслевые эксперты будут принимать участие в разработке проектов тендерной документации, сумма которых превышает 250 млн тенге. Надеемся, что данный механизм обеспечит добросовестную конкуренцию среди поставщиков.

Национальная палата уже ведет работу по формированию Реестра отраслевых независимых экспертов, кандидатуры которых будут представлять Комитеты Президиума НПП «Атамекен».

В последние два года много споров вызвала целесообразность сертификата  CT-KZ. Известно, что Нацпалата даже выступила с инициативой внедрения индустриального сертификата. С чем это связано?

- Я уже упоминал о проблеме псевдопроизводителей. Выявлены компании, оформившие CT-KZ, которые воспользовались  преференциями как отечественные производители, однако же их продукция импортировалась. Все это выяснилось в ходе масштабной проверки комиссии, созданной по инициативе НПП «Атамекен». Таким образом, мы получили еще один аргумент в пользу нецелесообразности использования CT-KZ, как инструмента поддержки отечественного товаропроизводителя. К слову, упоминавшиеся здесь международные обязательствами в рамках ВТО и ЕАЭС, отменяют все преференции в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора,  которые предоставляет наличие сертификата. Сертификат  СТ-KZ действует только в закупках недропользователей - до 1 января 2021, и Специальных экономических зонах (СЭЗ) – до 1 января 2017.

«Атамекен» предлагает куда более эффективный инструмент - Индустриальный сертификат. Это документ, основанный на добровольной сертификации, подтверждающей наличие у заявителя технической, технологической и ресурсной возможности производить продукцию, выполнять работу, оказывать услугу в объемах, согласно заявленному перечню товаров, работ и услуг. Применение индустриального сертификата предполагается в государственных закупках и закупках национальных компаний в конкурсе с предварительным квалификационным отбором. Таким образом, в госзакупках одним из квалификационных критериев для участия в предварительном квалификационном отборе будет наличие индустриального сертификата. Что же касается закупок нацкомпаний, планируется, что индустриальный сертификат выступит документом, подтверждающим статус товаропроизводителя.

Также индустриальный сертификат может выступать инструментом ранжирования субъектов предпринимательства по уровню конкурентоспособности производства. В частности, индустриальный сертификат может быть  использован, как один из инструментов определения целевой группы в государственных программах поддержки предпринимательства.

В настоящее время с государственными органами прорабатывается вопрос внедрения этого документа.Отраслевыми ассоциациями в рамках созданных рабочих подгрупп ведется работа по разработке критериев отнесения заявителя к статусу производителя товаров, поставщика работ и услуг. Статус будет  устанавливаться в рамках индустриальной экспертизы, которую будут проводить независимые эксперты из числа отраслевых ассоциаций.

Закупают не только госкомпании и нацхолдинги. Недропользователи тоже имеют немалую долю рынка закупок. Какая работа по расширению доли участия отечественных производителей проводится с ними?

- Я ранее отмечал, что СТ-КZ продолжает существовать в закупках недропользователей до конца 2021, то есть определенная поддержка отечественным производителей со стороны государства сохраняется.

Сегодня три крупные нефтегазовые компании ТОО «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и Северо-Каспийский консорциум (NCOC) прорабатывают вопрос использования портала «Алаш», разрабатываемой компанией «Algoritmi Казахстан». Портал будет содержать базу данных о потенциальных поставщиках нефтегазовых компаний-операторов в Казахстане. Настоящий портал одинаково полезен как для поставщиков, так и для заказчиков. Поставщики, зарегистрированные в «Алаш», могут пройти предварительную квалификационную оценку и продемонстрировать свое соответствие минимальным критериям, предъявляемым операторами отрасли. Заказчики могут обратиться к системе «Алаш» для поиска поставщиков требуемой продукции и услуг.

В свою очередь, Национальная палата прорабатывает вопрос участия в работе, проводимой компанией «Algoritmi Казахстан», в целях создания условий для функционирования базы на принципах открытости, доступности, содействия развитию и привлечению местных компаний.

Поскольку мы затронули тему веб-ресурсов, хотелось бы поинтересоваться новым порталом  - так называемым «Бизнес-реестром». Для чего он нужен? Что это – следование моде на инноцации или действенный инструмент?

- Две недели назад Центр мониторинга и экспертизы рынка, дочерняя организация Национальной палаты, запустила новую  интернет-площадку для бизнеса. «Бизнес-реестр» ориентирован на работу в формате B2B -  «бизнес для бизнеса». Цель - помогать предпринимателям выстраивать горизонтальные связи, налаживать взаимодействие и сотрудничество.

Бизнес-реестр содержит общие сведения обо всех предпринимателях, действующих в Казахстане, а также максимально широкий перечень товаров, работ, услуг, предлагаемых в Казахстане. Реестр наполняется как из баз данных государственных и квазигосударственных компаний, так и непосредственно  самими предпринимателями.

Предполагается расширение Бизнес-реестра в зависимости от пожеланий предпринимателей. Национальная палата возлагает большие надежды на данный продукт и надеется, что он станет серьезным подспорьем в работе казахстанского бизнеса.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» делает все необходимое для обеспечения транспарентности госзакупок. Полагаю, что наше общество уже созрело, и пришло к пониманию того, что прозрачность является элементом цивилизованности бизнеса и экономики.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить