Предпринимателям РК облегчат условия получения кредитов

11711

Руководители 28 банков страны и фонда «Даму» на встрече в Алматы в среду, 18 февраля, говорили об унификации требований к заемщикам, упрощении банковских продуктов и прозрачности бизнеса

Фото: Фонд "Даму"
Ляззат Ибрагимова, Ораз Жандосов и Серикбай Бисекеев.

В Фонде «Даму» пришли к выводу: в Казахстане должна быть выработана единая кредитная заявка, шаблон электронных форм и разработана единая кредитная политика банков по продуктам «Даму». Все это стало и предметом обсуждений на алматинской встрече.

Как унифицировать банковские «хотелки»

Председатель правления «Даму» Ляззат Ибрагимова рассказала собравшимся: в фонде был клиент, чьи документы на получение кредита один банк изучал 86 дней, а другой потом одобрил заявку за 20 дней. А в Кызылординской области предприниматели жаловались: филиалы банка не регистрируют заявку на кредит в день обращения, а только когда предприниматель соберет весь требуемый пакет документов.

По словам независимого директора - члена совета директоров «Даму» Серикбая Бисекеева, многие бизнесмены часто жалуются, что не могут получить кредиты по госпрограммам, поскольку в разных банках - разные формы заявки на кредит. Более того, что у каждой финорганизации свои понятия и свои критерии определения микро-, малого и среднего бизнеса, что затрудняет выдачу займа по программам государства.

- По нашим данным, скоро будет выделено еще порядка $800 млн дополнительных международных кредитов, которые мы будем готовы передать через банки под программы, поэтому хотелось бы, чтобы были выработаны единые правила, - говорит Бисекеев. - У каждого банка свои требования для заполнения форм. Примерно на 80% они схожи. Также у каждого банка есть свои отдельные «хотелки». Мы можем их собрать воедино и выработать один документ. Чтобы было, как в развитых странах.

Меньше знают – хуже спят

Банкиры воспользовались встречей с коллегами, чтобы обсудить и свои наболевшие темы. Так, заместитель председателя правления Народного банка Казахстана Станислав Кособоков рассказал: основная проблема взаимодействия предпринимателей и банкиров – это непрозрачность самого бизнеса и его финотчетности. А отсутствие дополнительной информации о клиенте значительно замедляет процесс принятия решения банка по выдаче кредита и увеличивает риски кредитования. Чем крупнее потенциальный клиент и чем сложнее его проект и залоговая база, тем дольше рассматривается вопрос о финансировании такого предприятия.

- Давайте посмотрим на Россию, - предложил г-н Кособоков. - Там есть единые государственные реестры юридических и физических лиц – через них у банков есть доступ к информации о клиенте. У нас кредитную историю возможно получить только через кредитное бюро. В России же, помимо кредитной истории, в базе хранится и финансовая отчетность предпринимателя, также банки получают доступ к данным о налогах.

В зале заговорили о том, что многие не просто так затягивают с принятием решения по кредиту.

- Ясно, что кредитные риски лежат на банках. Но нам нужно выработать единые стандарты фондирования, - настаивал независимый директор-член совета директоров «Даму» Ораз Жандосов. - Все-таки государство выделяет деньги, и оно хочет этими средствами в первую очередь помочь не банку, а предпринимателю.

- Вы правы, риски лежат на банке, потому что он распределяет госсредства, - отвечал г-н Кособоков. - Давайте опять же посмотрим на опыт Российской Федерации…

- Когда я уходил из Нацбанка, мы были впереди Российской Федерации (в банковской сфере. - F). Как же так получилось, что мы на них ссылаемся?! – полушутя-полусерьезно воскликнул Ораз Алиевич.

- Там тоже есть институт развития, наподобие фонда «Даму».

- Но гораздо меньше по своему значению в экономике.

- Там подход такой: чтобы помочь бизнесу, просто дают госгарантии. По единой анкете-шаблону ускоренно проверяют. Проходишь по условиям – получаешь деньги. Не погасил вовремя – гарантия закрылась.

- А зачем тогда вы [банки] нам нужны? Мы сами раздадим деньги, - поставил точку Серикбай Бисекеев.

Господдержку должны получать только прозрачные компании

В Фонде «Даму» сообщили банкирам и хорошие новости: в августе 2014 начата работа по автоматизации сбора пакета документов заемщика для банка. Уже сейчас порядка 25 документов не нужно получать по инстанциям, тратя драгоценное время, а можно взять на портале электронного правительства еgov.kz. До конца года планируется автоматизировать выдачу почти всех документов.

Также рассказали, что в начале февраля 2015 гарантирование включили в госуслуги, которые подлежат автоматизации. Сейчас «Даму» над этим активно работает.

- Мы выбираем систему кредитного скоринга (оценки кредитоспособности. – F.), - рассказала банкирам Ляззат Ибрагимова. – В будущем будем давать заемщику гарантию на определенную сумму, на основе которой вы и будете выдавать кредит. Эта функция хорошо реализована в Турции. 

Также Ляззат Еркеновна поведала об оптимизации процесса повторного субсидирования.

- Со всех заемщиков мы берем согласие на получение копии их налоговой декларации, из которой будет видно, сколько налогов предприниматель платит. Так станет понятно, как развивается бизнес, чтобы можно было принять решение о повторном его субсидировании или о продлении кредитования. Я считаю: большую господдержку должны получать только прозрачные компании, - резюмировала Ляззат Ибрагимова.

И еще одну новость поведала председатель правления «Даму»: сейчас идет анализ рынка, после которого ожидается апгрейд финансовых инструментов фонда.

- Нас и так хвалят, но мы хотим стать ещё лучше, - заявила Ляззат Ибрагимова. Она предложила зампредам банка войти в рабочую группу в качестве внешних экспертов.

От банкиров стали поступать и другие предложения - например, единые требования к заемщикам вводить не только по форме, но и по содержанию. В частности, выработать единый подход к оценке залога. Также высказывалось мнение, что по всем изменениям стоит сначала запускать пилотный проект.

По итогам встречи было решено начать внедрять единые стандарты кредитования в микробизнесе.

О том, что изменения нужны, не спорил никто.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить