Как казахстанский стартап переводит в цифру «народный» канал доставки

Многообразие рынка почтовых и курьерских услуг не вытеснило метод отправки посылок и документов из одного города в другой – через попутчиков

ФОТО: © Андрей Лунин

В концепции популярной сегодня экономики совместного потребления он называется «краудшиппинг» и пользуется большой популярностью. Едва ли найдется человек, которому не доводилось срочно отправлять через знакомых конверт с документами в столицу, передавать живущим за границей знакомым посылку с национальными деликатесами или ехать на железнодорожный вокзал, чтобы забрать вещи, отправленные через проводников родственниками.

CEO и сооснователь сервиса доставки срочных посылок между городами и странами Zhiber 26-летняя Динара Хван вспоминает, как в годы учебы в Евразийском национальном университете родители часто отправляли ей посылки с продуктами и теплыми вещами из родного Павлодара, прибегая к помощи проводников или таксистов. Первая полученная специальность, радиотехника и электроника, не стала призванием, и девушка решила получить второе образование. На этот раз к выбору подошла более осознанно, поступив учиться на экономиста в Университет международного бизнеса (UIB). «Я переехала в Алматы, и посылки от родителей теперь приходили реже. Если же возникала необходимость отправить друг другу нужные вещи или подарки, обычно приходилось ездить в аэропорт и прибегать к услугам «помогаек». Таким образом, идею создания Zhiber подсказал собственный опыт – потребность в IT-сервисе, который упростил бы хлопотное дело, для меня была очевидна», – рассказывает собеседница.

Оперативная альтернатива

Идея пришлась по душе и представителям отечественной финтех-компании Wooppay, ставшей сооснователем проекта. Изучение спроса и предложения на рынке позволило понять, почему казахстанцы зачастую предпочитают краудшиппинг официальным курьерским службам. По словам Динары, услуги последних обходятся недешево, к тому же существует риск, что сроки доставки затянутся и адресат не получит отправление в нужное время, а механизмы обратной связи часто не работают. Но даже при самой быстрой доставке курьерские службы редко доставляют отправления день в день и не могут здесь конкурировать с попутчиками, готовыми за небольшое вознаграждение перевезти посылку между городами ближайшим авиарейсом. Неудивительно, что, по приблизительным оценкам основателей проекта, «народным» способом ежегодно перевозят свыше 380 тыс. отправлений.

«Мы выявили «белые пятна» в работе курьерских служб, но на самом деле наш проект не рассматривает в качестве конкурентов ни их, ни «Казпочту». Zhiber призван заменить «помогаек», которые берут посылки в аэропортах и на вокзалах, оцифровать отправку посылок через попутчиков, сделать этот сегмент цивилизованным», – объясняет Динара. Запуск платформы состоялся в июле 2020 года, в разгар пандемии, и это в немалой степени сыграло на руку основателям. К тому времени даже консерваторы стали активно пользоваться онлайн-сервисами доставки. Первыми пользователями Zhiber стали отправители, которым раньше приходилось отвозить посылку на вокзал или в аэропорт. На суть деятельности так называемых попутчиков цифровой формат повлиял не столь заметно: их задача, как и прежде, заключается в том, чтобы доставить посылку из пункта А в пункт B. И все же, вспоминает Динара, потребовалось больше года, чтобы преодолеть скептицизм, связанный главным образом с вопросами безопасности. Решить вопрос помогла инструкция, согласно которой отправитель должен передать посылку в открытом виде: попутчик должен убедиться, что в его багаже не окажется запрещенных к перевозке вещей.

Разработчики Zhiber изначально учитывали актуальную для традиционной логистики проблему первой и последней мили. На стадии MVP, рассказывает Динара, продукт существовал в виде сайта, на котором размещались формы отправки и доставки, и сотрудники компании связывали отправителей и поставщиков вручную. Изучив обратную связь, создатели Zhiber поняли, что пользователям не хотелось бы тратить время на поездки в аэропорт или на вокзал, они зачастую передавали отправление попутчику, пользуясь услугами «Яндекс Доставка». Родилась идея закрыть этот пробел и создать соответствующее решение внутри платформы.

«Мы запустили доставку внутри города от отправителя до попутчика и от попутчика получателю, таким образом решив проблему первой и последней мили. Буквально недавно осуществили интеграцию с «Яндекс Доставка», и теперь пользователь может оформить доставку посылки внутри города прямо на нашей платформе, не заходя в отдельное приложение. А курьер «Яндекс Доставки» свяжется с попутчиком или получателем. Это удобнее, чем самому ехать в аэропорт, и дешевле, чем оплачивать курьерскую доставку, например, из города в воздушную гавань», – объясняет Динара.

Помочь и заработать

В процессе работы над продуктом основатели понимали, что любой человек может выступать в роли как отправителя, так и попутчика: сегодня вам надо отправить посылку, а завтра вы едете в командировку и хотите оказать услугу другому человеку, а заодно заработать. Поэтому в своем личном кабинете пользователь может выбрать опцию попутчика или отправителя, в зависимости от статуса предоставлен функционал. Для отправителя сохраняется история отправок, диалоги, а также раздел «финансы», где указана сумма, которую он готов заплатить за услуги попутчика; для последнего функционал практически идентичен, дополнительно отображается список действующих и совершенных поездок. Пока выбор остается за отправителем, который ищет попутчика, исходя из местоположения, срочности, рейтинга в системе. Контактные данные попутчика не передаются отправителю, пока первый не согласится на сделку о доставке, общение происходит в чат-платформе Zhiber. Впоследствии, делится планами Динара, попутчик также сможет выбирать посылки, которые хотел бы доставить.

Динара Хван - CEO и сооснователь сервиса Zhiber
ФОТО: © Андрей Лунин
Динара Хван - CEO и сооснователь сервиса Zhiber

Минимальная стоимость доставки составляет 1500 тенге, окончательную сумму стороны оговаривают в зависимости от условий. Изначально многие попутчики говорили, что для них в приоритете сама возможность помочь, и устанавливали символические расценки. Однако со временем поняли, что на перевозке можно заработать, и, например, если человек летит лоукостером и везет несколько посылок, то вполне может окупить стоимость билета. А подобные случаи не так уж редки: людям, как правило, удобнее заказывать доставку на вечер, и часто несколько отправителей выбирают одного попутчика, который летит вечерним рейсом. Пока Zhiber существует только в виде сайта; по мере того как будут устранены недоработки, команда планирует начать работу над мобильным приложением, где дополнительно появится функция отслеживания посылки. По словам собеседницы, это произойдет в четвертом квартале 2022 года.

«Изначально у пользователей было много вопросов относительно сохранности и безопасности груза. Для нас как для краудшиппинговой платформы безопасность в приоритете, и мы используем свои инструменты для ее обеспечения. Во-первых, каждый пользователь проходит процедуру идентификации личности и вводит свои данные, которые хранятся на защищенных серверах. Мы исходим из того, что человек, оставляющий свои данные, вряд ли украдет посылку или попробует отправить что-то запрещенное. Второй инструмент – страхование посылок, которое предоставляет сервис Jusan Garant. Отправитель может застраховать посылку стоимостью до 500 тыс. тенге от утери, кражи, порчи. Впрочем, за все время работы сервиса ни одного такого случая у нас не было», – рассказывает Динара.

До сих пор проект существовал только за счет собственных средств учредителей компании. Монетизация осуществляется посредством комиссии в размере 20% с вознаграждения попутчика, впоследствии планируется установить пятипроцентную комиссию с отправителя. В планах команды также внедрить подписку. По словам собеседницы, такую опцию должны оценить постоянные клиенты, которые смогут совершать неограниченное количество сделок и получат приоритет при выдаче заявок на маршрут. «Весной нынешнего года мы поняли, что проект достаточно созрел для привлечения инвестиций, и для того, чтобы получить дополнительные знания в этой области, мы подали заявку на участие в акселерационной программе фонда MOST Ventures. Участие в этой программе позволило мне понять, с чем идти к инвестору, очень ценным оказался опыт работы с трекерами, людьми, у которых уже есть собственный опыт развития стартапов и привлечения инвестиций», – рассказывает Динара. В команде Zhiber постоянно работают три человека; большая часть услуг, включая разработку, находится на аутсорсе.

За два года создатели Zhiber получили свыше 9000 заявок, количество отправленных посылок превысило 1100, а 35% пользователей воспользовались услугами сервиса повторно. Авторы проекта предусмотрели возможность отправить посылку не только воздушным, но и железнодорожным, а также автомобильным транспортом, но, по словам Динары, 85% пользователей прибегают к услугам пассажиров, путешествующих самолетом. Самым популярным направлением ожидаемо является Алматы – Нур-Султан. Что касается содержимого посылок, то оно может быть самым разным. Собеседница вспоминает случаи, когда с попутчиком отправляли кошку или когда пожилая женщина, живущая неподалеку от алматинского аэропорта, передавала живущему в столице внуку несколько килограммов груш из собственного сада. В настоящее время Zhiber работает только для физических лиц, но основатели проекта заметили, что примерно треть отправлений приходится на долю малых предпринимателей, торгующих в интернете, или покупателей, пользующихся их услугами. «Большое количество таких предпринимателей находится в Алматы. Они продают товары через Instagram, и жители регионов, естественно, хотят получить свою покупку как можно скорее, день в день или на следующий день. Через наш сервис небольшие интернет-магазины отправляют покупателям одежду или, например, бижутерию. Для меня стало открытием, что люди из регионов покупают в Алматы автозапчасти – даже с учетом стоимости доставки им это обходится дешевле, чем приобретать их в своем городе», – комментирует Динара.

Основатели стартапа планируют вывести сотрудничество с интернет-магазинами на новый уровень, в середине будущего года запустив направление В2С, что потребует доработки по части бухгалтерии и юридического направления, по функционалу. По словам собеседницы, сложности в части функционала могут возникнуть из-за того, что у крупных казахстанских интернет-магазинов обороты достаточно большие, и постоянно искать попутчиков по всем направлениям, скорее всего, будет непросто. «Мы рассматриваем варианты почти бесконтактного взаимодействия внутри сервиса, возможно, с использованием курьера «Яндекс Доставки» или постамата, из которого попутчик сможет забирать посылки. С другой стороны, мы понимаем, что интернет-магазинам, если это не крупные игроки, не очень выгодно развивать собственную службу доставки, предпочтительнее пользоваться услугами курьерских служб или краудшиппинговых сервисов, такое сотрудничество дает им важное преимущество – скорость», – говорит Динара.

В перспективе, отмечает она, сервис все же будет в большей степени ориентирован на физических лиц, в том числе на тех, кто передает посылки за границу. В работе на этом направлении есть сложности, связанные с наличием ограничений по видам отправлений. Но опрос, проведенный среди пользователей платформы, позволил основателям Zhiber выявить три самых популярных направления международных пересылок: Москва, Турция и США. Для начала основной целевой аудиторией проекта на международном направлении станут казахстанцы, проживающие за рубежом. В планах Zhiber – выход на международный рынок, но это дело более отдаленного будущего.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
15398 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить