Попасть в ноту

14247

Совладелец «Меломана» Александр Дериглазов – о детских игрушках, стройматериалах и виниле

Фото Иван Беседин

На рынке продажи видео-, аудио- и игрового контента на физических носителях происходит что-то невероятное – на фоне вполне закономерного снижения спроса на компакт-диски и DVD в Казахстане растет спрос на виниловые пластинки – 5% в год и книги – рост 15%.

Эксперты убеждены, что интерес к пластинкам – это временное явление, вызванное ностальгией покупателей среднего возраста по винилу. Физические носители фильмов и музыки скоро потеряют значительную часть аудитории, ведь пользователь уходит за контентом в Сеть на многочисленные торренты, онлайн-кинотеатры и прочие ресурсы.

Конец эпохи

Совладелец крупнейшей и, пожалуй, самой успешной в Казахстане сети магазинов по продаже компакт-дисков, DVD, игр и книг «Меломан» Александр Дериглазов уверен, что со временем Интернет сведет мультимедийную розницу к минимуму на масс-маркете. За последний год спрос на компакт-диски упал на 15%, на DVD падение 20%. Повышение интереса потребителя к развлекательному ретейлу он видит в соседних сегментах рынка, которые пока еще не заняты ни в России, ни в Казахстане. В качестве примера он приводит формат «магазина-праздника» для всей семьи Marwin. Более того, у казахстанского бизнеса сейчас есть все шансы развить новый формат и экспортировать его в соседние государства.

Александр Дериглазов говорит о конце эпохи компакт-дисков с некоторой ностальгией. Может быть, потому, что на дисках вырос холдинг «Меломан», а может, и потому, что в его коллекции около 5 тыс. дисков, которые хранятся в специальной комнате, и некоторые из них до сих пор не распакованы.

Музыкальная шкатулка

Холдинг «Меломан» был создан двумя братьями – Игорем и Александром Дериглазовыми. История их мультимедийной империи началась в Усть-Каменогорске в конце 80-х годов прошлого века с одного киоска, где они торговали кассетами, которые возили из Москвы. Сегодня «Меломан» – это многопрофильный холдинг с прогнозируемым годовым оборотом на 2012 год в $165 млн (рост к прошлому году 17%) и численностью сотрудников 2,4 тыс. человек. В качестве ориентира для построения своей сети братья взяли британские музыкальные магазины Virgin и американские книжные лавки Borders. Сегодня компания владеет сетью из 60 магазинов общей площадью 50 тыс. кв. м в Казахстане и Киргизии, развивает книжное направление – магазины Booking, торговые площади формата DIY (Doityourself – «сделай сам») «Комфорт», занимается кинопрокатом и управляет кинотеатрами, раскручивает магазины редкого для стран СНГ формата супермаркета «магазин-праздник» Marwin.

Фото из личного архива

«Магазины, которые продают только аудиовидеотовары, рано или поздно уйдут с массового рынка. Например, в Европе специализированные магазины чувствуют себя все хуже и хуже, а диски с музыкой постепенно перекочевывают в мелкие лавки и на автомобильные заправки. По играм на дисках ситуация лучше – здесь положительная динамика в районе 40% в год. Поэтому мы заранее решили развивать попутные направления, одним из которых являются магазины Marwin, – рассказывает председатель совета директоров холдинга «Меломан» Александр Дериглазов. – За основу идеи Marwin мы взяли магазины иностранных сетей Hamley’s и Mothercare, расширив целевую аудиторию тем, что добавили понемногу от наших «Меломана» и Booking. Теперь это супермаркет детских игрушек, где также продаются попутные товары, которые покупают родители, – подгузники, другие средства детской гигиены, компьютерные игры, музыкальные инструменты, книги и так далее. В наших магазинах много промоутеров, игрушек, с которыми дети могут играть.

Работает детский клуб с обученным персоналом, специально подобранными развивающими программами. В магазине есть масса товаров для творчества, с которыми дети могут заниматься в игровых зонах. То есть в нашем магазине можно оставлять ребенка без присмотра – о нем всегда позаботятся, его развлекут и займут интересными, развивающими играми. К тому же у нас очень серьезная, современная система охраны, видеонаблюдения и профессиональные сотрудники. Так что за безопасность ребенка можно не опасаться».

В 2012 году в Алматы в торговом центре MEGA был открыт первый магазин этой сети площадью 2,4 тыс. кв. м. Впоследствии Marwin появились на площадках MEGA в Шымкенте, Астане, сейчас планируется открытие детского супермаркета в Актобе, Кызылорде. Задача-максимум – открыть Marwin в каждом областном центре Казахстана.

Говорить об инвестициях Дериглазов не стал, ссылаясь на то, что единой цифры нет, так как у магазинов разные площади – от 0,35 до 2,4 тыс. кв. м. Однако он отметил, что в проекте магазины должны себя окупить через три года и в дальнейшем рассматривается вариант разделения сети на два формата: супермаркет и мини-магазин.

Магазины Marwin работают в стандартной для таких сетей «премиальной» наценке 40%, со средним чеком 5,2 тыс. тенге. Основными двигателями супермаркетов являются три марки – Lego, Chicco и Disney, с которым у «Меломана» подписаны прямые контракты на весь Казахстан. Главным локомотивом сети, по данным Дериглазова, является Lego. «Серьезные объемы по продажам показывает марка Disney. Знаете ли вы, что американская компания получает больше денег не за прокат картин, а за продажу брендовых товаров – игрушек, костюмов и многого другого? Это так. И компания «Меломан» является главным консолидатором компании Disney на территории Казахстана», – говорит Александр Дериглазов.

В успехе нового предприятия он не сомневается, уповая не только на серьезные инвестиции (общий объем инвестиций по «Меломану» на 2013 год планируется в районе $10 млн), но и на команду экспертов, которые сейчас занимаются Marwin. «Мы привезли в Казахстан бывший топ-менеджмент российской сети «Детский мир», у них отличные технологии, а также связи в отрасли не только в России, но и на Западе», – хвалится Дериглазов.

Кроме того, в ближайшие недели внутри Marwin откроются shop-in-shop («магазин в магазине» – англ.) Сhicco и Lego.

Перестройка на поток

Поиск новых ниш в бизнесе привел «Меломан» на рынок товаров для дома и дачи. В нынешнем году холдинг запустил первый обновленный супермаркет формата DIY «Комфорт» площадью 3,5 тыс. кв. м в Алматы. До этого магазины «Комфорт» работали только в Усть-Каменогорске, Семипалатинске. «По сути, это первый в стране цивилизованный супермаркет стройматериалов, конкурентами которого являются магазины «12 месяцев» и, разумеется, барахолка, – говорит Дериглазов. – Интересно, что восторг у наших покупателей вызывает то, что мы даже на доски даем документы, чего нельзя сделать на рынке».

«Комфорт» серьезно уступает Marwin по уровню маржинальности, в данном случае – это 20–25%. Срок окупаемости инвестиций – семь лет. Дериглазов уверен, что в ближайшем будущем девелоперы «распробуют» формат DIY и им найдется место в торговых центрах и моллах Казахстана.

Большой экран

К 2010 году «Меломан» подписал прямые контракты с Warner Brothers, Columbia Pictures, Universal, 20th Century Fox, Disney, Touch Stone. По данным Александра Дериглазова, Казахстан входит в четверку стран, где в руки одного дистрибьютора отданы эксклюзивные права главных голливудских производителей. «Хочу подчеркнуть, что по homevideo у нас права не только на Казахстан, но и на всю Центральную Азию», – говорит он.

По его мнению, кинопрокат в Казахстане развивается стремительными темпами. Помимо собственного кинотеатра «Арсенал» в управлении «Меломана» еще 10 залов по всему Казахстану. «В целом мы занимаем треть рынка дистрибуции фильмов», – говорит Дериглазов.

Тем не менее есть в этой отрасли и проблемы. Стоимость обязательного дубляжа фильма на казахский язык составляет около $100 тыс., а бокс-офис – $30 тыс. «Мы верим, что рано или поздно это будет приносить прибыль. В прошлом году мы приняли участие в дубляже одного фильма, в этом – уже трех. Я думаю, что когда-нибудь в кинотеатрах будут наушники: хочешь – смотри на казахском, хочешь – на русском, хочешь – на английском», – подытожил Александр Дериглазов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить