Почему гендиректор отказался от личного кабинета

12167

Гибкий подход к управлению персоналом, справедливая заработная плата и создание благоприятной атмосферы на рабочем месте – вот что отличает политику генерального директора компании Tele2 в Литве Петраса Масюлиса от многих других его коллег. С ним обозреватель Forbes.kz встретился в Вильнюсе в середине марта и был впечатлён рабочей обстановкой в коллективе

Фото: Виктор Бурдин
Петрас Масюлис.

Чтобы жизнь мёдом казалась

Небольшое четырехэтажное здание в центре Вильнюса сотрудники сотового оператора занимают полностью. Нам устраивают небольшую экскурсию по этажам. Здесь тихо, чисто, уютно, но не более. Типичное европейское офисное здание, каких у нас мало. Конечно, везде пахнет кофе. Разумеется, на стенах висят мотивирующие плакаты. Все четыре этажа здания представляют собой open space: сотрудники сидят вместе в одном огромном пространстве, друг от друга их отделяют лишь небольшие перегородки на уровне глаз.

На лестничных площадках каждого этажа оборудованы небольшие "пит-стопы", где можно отдохнуть от монитора, выпить воды или чаю. Некоторые сотрудники находятся не на рабочих местах, а в этих мини-кафетериях. Уплетают наваленные тут гроздья винограда и разрезанные на дольки апельсины. Экскурсоводы поясняют: чтобы сгладить печаль сотрудников по прошедшим выходным, каждое утро понедельника контора накрывает сотрудникам фруктовую «поляну».

"Пит-стоп" на лестничной площадке.

Дома стены не помогают

Нас приглашают на верхний, 4 этаж. В коридоре встречает Петрас Масюлис - стильный, подтянутый, улыбчивый. Просим гендиректора пройти на рабочее место, чтобы там его сфотографировать. Странно: нас ведут не в единственную на этаже комнату, стеклянные стены которой закрыты жалюзи: это, оказывается, переговорная.  Мы следуем в угол открытого пространства, где чуть поодаль от других стоит стол с компьютером, бумагами и прочими рабочими атрибутами. Рядом – кресло, два стула, небольшой шкаф, вешалка и фикус. Вот и все рабочее пространство гендиректора компании, входящей в двадцатку крупнейших в Литве.  В глаза бросается статуэтка на шкафу – «Лучший гендиректор – 2014» по версии местного авторитетного журнала.

Петрас кивает на соседний стол, стоящий в паре метров, где у мониторов трудятся четверо сотрудников. Оказывается, это замы гендиректора и его ассистент.

- У нас сотрудникам не надо звонить секретарше, чтобы она назначила встречу со мной через две недели в 10 утра, - поясняет Масюлис. – Я доступен для всех. Да, порой бывает трудно оттого, что я у всех на виду: люди всё ходят и ходят. Но зато информация ко мне очень быстро поступает. А еще я слышу всё, что люди говорят по телефону, и сразу узнаю о проблемах. Это помогает быстро принимать решения. Такое рабочее место - одна из самых лучших вещей у нас.

Гендиректор рассказывает: он пришел руководить компанией еще 12 лет назад. За это время фирма из аутсайдера рынка с долей в 18% выросла в лидера с куском пирога в 53% и ежегодной прибылью в 55,5 млн евро. И один из главных винтиков в этом механизме по зарабатыванию денег – люди. По словам Масюлиса, когда его компания трудоустраивает людей, они ищут: а) тех, кто любит свое дело и «имеют огонек в глазах», б) тех, кто к бюджету компании относится так же бережно, как к собственному кошельку.

«Мобильная сотня»

- У нас всего 109 сотрудников, - говорит гендиректор. - По меркам Литвы мы - средняя фирма, а по доходам – одна из 20 крупнейших компаний страны. 9 сотрудниц сейчас в декрете. У нас вообще почти всегда 10% сотрудников находятся в декретных отпусках. Мы специально держим место женщины до ее возвращения из отпуска. Но заранее договариваемся, на сколько она уходит – на год, полтора, два, - чтобы на ее место взять временного сотрудника. После выхода из декрета женщина, как правило, работает лучше, поскольку понимает: у нее теперь есть двойной стимул держаться за рабочее место.

Петрас Масюлис рассказывает: подчиненных он практически не контролирует, они могут приходить на работу когда угодно (кроме тех, кто общается с клиентами и партнерами) – главное, чтобы давали хороший результат. А вот в выходные заступать на работу здесь всегда запрещено. Позиция руководства простая: зачем в понедельник компании нужен плохо отдохнувший сотрудник? В этом - простой европейский прагматизм: лучше мотивировать работника сделать всю работу в рабочее время.

- Деятельность компании построена таким образом, что один работник отвечает за одну сферу деятельности. Так в случае чего легче определить, кто виноват, - говорит суровый, но справедливый начальник «мобильной сотни». - Например, в компании всего один пресс-секретарь. Также у нас единственный финансовый аналитик. И все знают: если бюджет компании просчитан плохо, виноват именно этот человек. Например, у одного нашего конкурента четыре, а у другого – пять аналитиков.  Думаю, там больше беспорядка, да и вопросы у них решаются медленнее.

Офис в литовском Tele2 - это open space.

Чем быстрее, тем лучше

Гендиректор рассказывает историю: его коллеги в Швеции проводили следующий эксперимент. Из коллектива сформировали несколько групп, и перед всеми поставили одинаковую задачу. Однако на ее решение разным группам выделили разное время: 5 минут, 30 минут, 2 часа и 4 часа. Так выяснилось, что лучшее решение предоставили группы, которым было дано полчаса. Второй результат у тех, которые работали 5 минут. На третьем месте оказались те, кто работал 2 часа.

- Те, у кого на решение задачи было 4 часа, оказались худшими потому, что они не фокусировались на работе и распределяли время неправильно, - говорит Петрас Масюлис.

F: Как вы мотивируете своих сотрудников?

- Во-первых, и это главное – относимся к ним с уважением. Матом ругаться не позволяю ни себе, ни другим. И следим, чтобы коллеги не унижали других. Бывает, мужчина начинает обсуждать и оговаривать женщин – такой сразу получает по носу и во второй раз вылетает из компании. Во-вторых, предоставляем достойный заработок. Средняя зарплата в компании составляет около 2,5 тыс. евро – это в 3,5 разa больше, чем средняя зарплата по стране. Только так можно нанять лучших сотрудников. И за 12 лет, что я здесь работаю, только 3 человека уволились сами.

F: А скольких вы увольняете?

- Каждый год увольняем от одного до трех. Это надо делать, потому что некоторые не хотят работать. Но мы это делаем с уважением. Сначала четко, без вранья, говорим, что именно человек делает плохо. Знаете, а ведь очень часто менеджеры не могут даже этого сказать своему подчиненному в лицо. И работник не понимает, что делает не так. Что самое интересное, 90% всех уволенных сотрудников остаются нашими клиентами – значит, они не держат на нас обиду, а для меня это показатель того, что я всё делаю правильно.

Вильнюс (Литва).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить