Почему франшиза – это хороший ответ кризису

18731

В Алматы 24-25 ноября проходит Евразийский франчайзинговый форум-выставка Eurasian Franchise ForumExpo 2016

Фото: Андрей Лунин

Франчайзинг – покупка работающей бизнес-модели, функционирующей на рынке под брендом. Это один из самых популярных в мире видов бизнеса и способов начать свое дело. Однако в Казахстане франчайзинг не получил широкого распространения, несмотря на то, что продолжает расти год от года, не взирая на кризис.

В 2017 на рынок РК зайдет еще больше мировых брендов

Бекнур Кисиков.
Фото: Андрей Лунин
Бекнур Кисиков.

По словам президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, этот вид бизнеса в стране пока слабо развит: его емкость составляет всего 0,1-0,3% от ВВП, или $2,5 млрд.

Согласно показателям прошлого года, в республике функционировали около 450 франчайзинговых компаний. В следующем году ассоциация прогнозирует рост на 12%. При этом в предкризисные годы этот показатель был равен 30%-40%.

- В текущем году рынок увеличился, несмотря на девальвацию тенге, потому что все больше бизнесменов своему бизнесу предпочитают франшизы. Средний объем требуемых инвестиций для открытия франшизы составляет от $50 тыс. до $100 тыс., - рассказал Бекнур Кисиков.

Он ожидает, что в 2017 еще больше мировых брендов выйдет на рынок Казахстана. Это рестораны, бренды одежды и гостиницы из США, Европа и Японии.

- Переговоры ведутся на государственном уровне, - отметил он.

Франчайзинг - это ответственность

Наталья Кичик.
Фото: Андрей Лунин
Наталья Кичик.

Опытный франчайзер из Украины, представитель сети ресторанов CASTA group Наталья Кичик рассказала об основных проблемах, с которыми можно столкнутся в этом виде бизнеса.

- Франчайзинг - это не просто бренд, который можно продать и заработать какие-то деньги сегодня и сейчас. Франчайзер должны быть гарантом бренда, который он продает. В начале должны прописываться все стандарты, политика, условия и договор, и уже после этого можно начинать продавать франшизу. Но на этом работа не заканчивается. Многие забывают о такой важной ступени, как контроль за соблюдением прописанных стандартов и политики, - сказала она.

Наталья Кичик также обратилась к тем, кто хочет приобрести франшизу.

- Приобретая франшизу, посмотрите на то, кем она создана, как долго эта компания ее продает, насколько успешны те, кто уже ее приобрел. Если вы, например, приобретаете ресторанную франшизу, то просто придите в этот ресторан попробуйте их блюда, оцените обслуживание, - посоветовала спикер.

На помощь женщинам с ювелирными украшениями

Зупар Мурзахметов.
Фото: Андрей Лунин
Зупар Мурзахметов.

Российская компания Зупара Мурзахметова по продаже ювелирных изделий только собралась продавать свою франшизу. Бизнесмен работает с ювелирными украшениями 5 лет, из них три года под брендом Serebroff. За это время компания открыла 28 бутиков в Казахстане.

- Пережить пришлось многое. Я даже пару раз хотел закрыть свое дело, но после трех лет работы все стабилизировалось, и сегодня мы готовы продавать свою франшизу, - вспоминает он.

Случай Зупара Мурзахметова уникален: он запустил франшизу не с целью получения прибыли или развития своей сети. Его основной задачей является помощь прекрасным дамам.

- В этом году я познакомился с женщиной, которая после развода осталась с двумя детьми и нуждалась в заработке. Я предложил ей открыть бутик под нашим брендом и дал товар на реализацию. Ее магазин работает уже 6 месяцев и приносит ей доход до 1 млн тенге в месяц, - рассказал он. - Я давно знаком с Бекнуром. Он мне сказал, что это франшиза, и начал уговаривать продавать разрешение на открытие бутиков под названием Serebroff. Я поддался на его уговоры и решил не просто продавать франшизу, а помогать женщинам, которые в этом нуждаются.

Предприниматель продает франшизу только женщинам за 750 тыс. тенге, без роялти. Дальнейшие выплаты составляют 2% от валовой прибыли. Это, как он объяснил, маркетинговый взнос за рекламу.

- Я готов продавать франшизу по всему Казахстану, но не мастер-франшизу. Мы рассматриваем франчайзинг по торговым точкам. Например, кто-то захочет открыть один бутик в конкретном ТРЦ. Мы готовы рассмотреть такие варианты. Нам не нужны партнеры, которые откроют 50 магазинов. Нам франшиза нужна не для того чтобы развить свою сеть, мы и сами можем это сделать. Мы просто хотим помочь женщинам заработать, - поясняет он.

Франшиза от ZIBROO за 0 тенге

Аскар Карнаков.
Фото: Андрей Лунин
Аскар Карнаков.

Другие сети, наоборот, запускают франчайзинг именно для того, чтобы развить собственную сеть реализации. Таким примером является отечественная компания по производству спортивной одежды ZIBROO, которая работает на рынке с 1998. Компания, в первую очередь, занимается пошивом спортивной одежды, но имеет 6 магазинов, один из которых был открыт полгода назад в Астане по франшизе.

- У нас есть своя небольшая сеть магазинов, но мы все же больше ориентированы на оптовые продажи. Сейчас мы видим, что можем значительно увеличить объем реализации своей продукции, если разовьем розничную сеть, - сообщил менеджер по продажам ZIBROO Аскар Карнаков.

Франшиза этого бренда стоит 0 тенге, но франчайзи должен будет закупить у ZIBROO оборудование – витражи, полки, кассовые аппараты, примерочные, стеллажи, вешалки. Стоимость оборудования варьируется от площади магазина. Например, бутик в Астане площадью более 50 кв.м закупил оборудование примерно на 3 млн тенге.

- Мы привозим и устанавливаем все оборудование. Отдаем им товар под реализацию. При этом получать его наши франчайзи будут по оптовым ценам. Мы устанавливаем на продукцию рекомендуемые розничные цены, и предприниматели могут работать под нашим брендом, - заметил Аскар Карнаков.

Несмотря на то, что компания решила заняться франчайзингом, она намерены запускать магазины и самостоятельно. Так, в конце этого года открываются 2 магазина ZIBROO в Алматы.

McDonald’s не страшен

Ксения Дендеря.
Фото: Андрей Лунин
Ксения Дендеря.

На рынке Казахстана более широко представлены не отечественные, а российские франшизы. Ресторан быстрого питания Burger CLUB зародился в 2008 на Украине (сейчас головной офис компании находится в Москве), и уже через год владельцы решили продать первую франшизу. На данный момент франшизы компании представлены в странах СНГ и Китае: сеть состоит из 150 ресторанов, 8 из которых находятся в Казахстане (три в Уральске и по одному в Астане, Павлодаре, Экибазтузе Атырау и Актау). Компания хочет найти партнеров в Алматы и Астане, и их не пугает наличие в этих городах ресторанов быстрого питания с мировым именем. Как объяснила специалист департамента развития Burger CLUB Ксения Дендеря, их бургеры практически не отличаются от тех, что продают в McDonald’s, а цены ниже.

- На данный момент мы работаем в двух форматах – размещаемся в ТРЦ и открываем рестораны в отдельно стоящих зданиях. Инвестиции на размещение на фудкорте составляют $53 тыс. стационарная точка - $58 тыс. Паушального взноса нет, роялти составляет 2% от оборота. На эту сумму наш франчайзи получает комплект необходимого оборудования, вывеску, логотип, меню, программное обеспечение, услуги стартап-менеджера, обучение персонала, технологическую документацию, стандарты ведения бизнеса, мебель на 40 посадочных мест и дизайн-проект. Ремонт в эту сумму не входит, - рассказала Ксения Дендеря.

Затраты на  ремонт зависят от состояния помещения и его площади.

- Также $10 тыс. необходимы на товарный запас. Мы работаем с полуфабрикатами, которые в Казахстан поставляются из Москвы. Наши франчайзи, заключая с нами договор, должны работать только с аккредитованными поставщиками, которые предоставляют для нас и наших партнеров скидки, - отметила она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить