Оскар Хартманн: Онлайн-продажа одежды составит 25% рынка е-коммерции

Как уроженец Джамбула создал крупнейший онлайн-магазин одежды в России, а затем вывел эту бизнес-модель на рынок Казахстана

В начале 1990-х в возрасте восьми лет Оскар Харт­манн вместе с семьей покинул родной Джамбул и переехал в Германию. Спустя полтора десятка лет, окончив американский университет, он попробовал свои силы в разных международных компаниях, однако работа «на кого-то» его не вдохновляла, и молодой человек решил податься в предприниматели.

Переехав в 2007 в Москву, где, как ему показалось, больше возможностей для бизнеса, Харт­манн стал искать эффективную бизнес-модель. Он обнаружил, что в России абсолютно не развита онлайн-продажа одежды и обу­ви, хотя на Западе этот сегмент являлся одним из крупнейших в электронной коммерции. Так, в Германии в 2007 весь рынок онлайн-торговли, по словам собеседника, оценивался примерно в 16 млрд евро, из них доля интернет-магазинов одежды и обуви составляла 25%. «Было очевидно, что в ближайшие несколько лет произойдет бум в этой сфере», – говорит Оскар. (Согласно его данным, сегодня рынок онлайн-продажи одежды и обуви в России составляет порядка $2,5 млрд).

В 2008, в разгар финансового кризиса, Хартманн создал компанию KupiVIP, с новым для местных реалий форматом клубной торговли. Суть идеи заключается в продаже товарных остатков известных брендов в ограниченный промежуток времени с большой скидкой. Стратегия KupiVIP была простой – быстрее всех «поймать волну» и в перспективе развить бизнес до крупных размеров.

Технологию построения клубного магазина Хартманн купил за 1 млн евро у немецкого Brands4friends. На запуск проекта понадобилось ещё столько же. По утверждению собеседника, для этого он привлёк ряд венчурных инвесторов.

На сегодняшний день у KupiVIP порядка 17 млн активных клиентов, из них 6 млн посещают сайт хотя бы раз в месяц, совершая в среднем около 200 тыс. покупок.

В 2013 состоялся тестовый запуск проекта KupiVIP в Казахстане. Полноценно сервис начал работать уже в 2014. По словам Хартманна, выход на казахстанский рынок был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в Казнете отсутствовали клубные торговые сети. Во-вторых, местные потребители, как и российские, ориентированы на приобретение качественных продуктов со значительной скидкой. В-третьих, они столь же часто совершают импульсивные покупки, особенно если на товар распространяется хорошая акция или скидка. В-четвертых, казахстанцам по душе вещи из Европы. Среди наиболее востребованных – итальянские бренды, продукция из кашемира, шелка и других дорогих материалов.

Кроме того, общее экономическое пространство, куда входит Россия, Казахстан и Белоруссия, создало благоприятные условия для ведения дел и облегчило бюрократические процедуры. «Рынки Казахстана и России с точки зрения предпочтений клиентов, потребностей в безопасном шопинге, качественной продукции, удобных сервисах и т. д. весьма схожи. Когда же бизнес на новом для компании рынке строится по принципу сходства двух стран, это приносит дополнительную выгоду», – отмечает Оскар.

Тем не менее, при запуске казахстанской версии проекта возникли сложности со своевременной доставкой товара. На взгляд Харт­манна, логистические процессы здесь выстроены еще хуже, чем в России. На рынке нет компании, которая бы предоставляла стабильно качественный сервис. Впрочем, с ростом количества посылок удается находить оптимальные решения.

В России подобные проблемы отпали, когда была создана собственная служба доставки Universal Delivery Service. В ближайшие несколько лет KupiVIP планирует сделать то же самое в Казахстане.

«Фокусироваться на сложностях неправильно: при запуске проекта они неизбежны на любом рынке. Самое важное, чтобы для всех бизнесменов были одинаковые условия, отсутствовали привилегии для отдельных компаний. И чтобы ваш сервис был востребованным», – считает Оскар.

Оборот KupiVIP в Казнете в 2014 составил более $11 млн. Средний чек – около 25 тыс. тенге, примерно такой же, как в России. Ежемесячный прирост новых клиентов – около 50 тыс.

Среди основных потребителей – женщины (более 80%). «Во всех странах такая ситуация, так как представительницы прекрасного пола традиционно совершают гораздо больше покупок, чем мужчины, приобретают товары для семьи, дома. В среднем за год женщина совершает 36 покупок из категории одежды и обуви», – делится наблюдениями глава компании.

Основатель KupiVIP уверен, что онлайн-продажа одежды и обуви в Казахстане в течение пяти лет зай­мет 25% всего рынка электронной коммерции и достигнет $1 млрд в год. «Конечно, развивать интернет- торговлю здесь стали позже, чем в России, но демонстрируемый темп роста впечатляет. Сейчас наш казахстанский сегмент составляет 10% от российского, однако этот показатель будет расти», – говорит Хартманн.

В планах KupiVIP.kz на 2015 – расширение числа стран, где можно покупать товары, до 20, размещение телерекламы, увеличение продаж с помощью мобильных устройств.

Более того, в декабре планируется запустить на казахстанском рынке проект по торговле подержанными авто. А в 2016 холдинг намерен открыть здесь онлайн-магазин обуви и аксессуаров Sapato, недавно приобретенный у крупнейшей российской Ozon Group.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Айжан Сулейменова, главный редактор Forbes Woman

Татьяна Трубачева, журналист

 

Статистика

5182
просмотр