Плата за жалобу и покупки в интернете: Минфин опять изменит систему госзакупок

6151

Министерство финансов работает над пакетом очередных поправок в законодательство о государственных закупках. По словам вице-министра Руслана Бекетаева, в ведомстве рассчитывают, что утвердить новшества удастся уже осенью, чтобы поправки начали действовать с 1 января 2020. В числе ключевых новшеств - введение платы за подачу жалоб

ФОТО: © Depositphotos.com/omieyomie

- На веб-портале (государственных закупок) внедрена возможность электронного обжалования результатов госзакупок. За семь месяцев этого года поступило порядка 17 тыс. жалоб, притом, что до введения данного фукнционала поступало порядка 2 тыс. жалоб. Рост связан с появлением профессиональных жалобщиков, для которых обжалование стало инструментом получения незаконных выгод и срыва госзакупок. Для решения данного вопроса Минфин иницировал поправки в закон о госзакупках, чтобы ввести платность по жалобам. Данный опыт широко применяется в странах ЕС, Армении, в Грузии и на Украине. При этом Минфин предлагает в случае удовлетворения жалобы возвращать плату, внесенную потенциальным жалобщиком. В противном случае сумма платы будет зачисляться в бюджет, - сказал Руслан Бекетаев в среду, 14 августа, на пресс-конференции.

Вице-министр пояснил, что сегодня при поступлении жалобы все процедуры госзакупок приостанавливаются на 10 рабочих дней - до рассмотрения жалобы. При этом, по его данным, порядка 60% жалоб поступают необоснованно, «просто для того, чтобы продлить сроки, произвести недобросовестную конкуренцию». Поэтому плата за подачу жалобы, считают в Минфине, «демотивирует недобросовестных жалобщиков».

- Но если организация или человек видит, что есть нарушения, и подает жалобу, то данная сумма ему будет возвращена при подтверждении аргументов, изложенных в жалобе. В случаях если они не будут подтверждены, сумма, уплаченная для подачи жалобы, будет обращена в доход государства, - пояснил Бекетаев.

Также Минфин планирует пересмотреть порядок проведения закупок из одного источника. Сегодня такая возможность есть при малозначительных закупках: по товарам на сумму не более 100 МРП (252 500 тенге) и работ и услуг, не превышающих 500 МРП (1 262 500 тенге). Доля таких закупок составляет 306 млрд тенге, или 11% от общей суммы.

- Мы видим случаи, когда заказчики намеренно дробят закупки на мелкие, чтобы приобретать из одного источника. Например, возможно приобрести даже диван кожанный - отдельно приобрести кожу, отдельно фурнитуру к дивану. То есть диван частями. Для решения вопроса мы предлагаем в новых поправках ввести такое понятие, новый способ закупок как интернет-магазин, посредством которого можно будет быстро и удобно приобретать мелкие товары. И только в случае невозможности использования данного способа (отсутствует доступ к интернету, невозможность доставки и т.д.) будет осуществляться закуп из одного источника, - объяснил Бекетаев.

Предлагается ввести и новый способ закупок – конкурс с использованием рамочных соглашений. Такой подход, считают в Минфине, позволит осуществлять закупки в среднем до 3-5 дней, вместо 45 дней (при открытом конкурсе). Вице-министр заметил, что в странах Европейского союза рамочные соглашения имеют широкое применение, и в основном, используются для часто закупаемых товаров, работ и услуг: канцтовары, бензин, продукты питания и так далее.

Одновременно работа ведется и над централизацией госзакупок. Единые организаторы закупок в стране уже внедрены, однако в 2018 они проводили лишь 15% госзакупок, остальное заказчики производят самостоятельно. Вице-министр пояснил, что сегодня в стране порядка 25 тыс. заказчиков, половина из которых - организации образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной сферы.

- У них отсутствуют специальные структурные подразделения по проведению госзакупок. Эти функции возложены на бухгалтеров, а ответственность несут директора школ и главные врачи. Учитывая, что на них возложены несвойственные функции, по проведению госзакупок, это влечет ряд негативных последствий.  В этой связи, сегодня назрел вопрос усиления действующей системы централизованных закупок, - считает Бекетаев.

Поэтому сегодня Минфин предлагает передать основные закупки на республиканском, областном и районном уровнях единым организаторам. Благодаря этому количество закупщиков снизится до 500, что в свою очередь, облегчит антикоррупционный контроль и «освободит от несвойственных функций учителей и врачей». Отметим, что в среднем ежегодный объем государственных закупок составляет 3,2-3,5 трлн тенге. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить