Пионер деликатесов

19746

Бакытжан Абдрасилов строит в Казахстане мясное производство законченного цикла

Фото: Андрей Лунин

«На казахстанский рынок мяса из России пришли новые правила игры, справиться с которыми местные производители смогут, лишь перестроив свои бизнес-процессы, — считает Бакытжан Абдрасилов, владелец самой крупной бойни в Казахстане, генеральный директор компании Meat Production and Service (MPS). — Кто-то выращивает бычков, кто-то их забивает, кто-то занимается переработкой, а последние продают полуфабрикат — каждый сидит на своем небольшом бизнесе и развивается только в одной плоскости. До недавнего времени мы были довольны развитием своего бизнеса, но пришло понимание того, что если мы не будем двигаться в сторону построения законченного цикла производства, то просто не успеем занять серьезных позиций на рынке».

Крупные поставщики мяса на казахстанский рынок в ближайшие годы будут диверсифицировать свой бизнес, уходя от простого забоя скота к глубокой переработке сырья. Основной тренд рынка сейчас — это построение бизнеса в форме законченного производства, где вначале идет откорм скота, а на выходе — дистрибуция готовых полуфабрикатов на местные рынки через собственную торговую сеть и экспорт. Такого мнения придерживается и Бакытжан Абдрасилов. «Таможенный союз привел в Казахстан новые заказы, россияне активно интересуются как казахстанским мясом, так и продуктами переработки. В большей степени это касается халяльных деликатесов. Спрос рождает предложение, которого пока едва хватает, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка», — утверждает гендиректор MPS.

Сейчас Абдрасилов руководит самой крупной в республике бойней, которая располагается в селе Кошмамбет Карасайского района Алматинской области. Первая очередь завода стоимостью $2 млн позволяет забивать в день 250 коров и 1000 овец. «Когда мы запустили цех, в Алматы не было ни одного нормального убойного цеха, где бы соблюдались все необходимые международные нормативы. Мы завезли оборудование из Германии, пригласили забойщиков из Турции, Ирана, — вспоминает Абдрасилов. — Сегодня мы производим более 450 тонн мяса в месяц, большая часть которого уходит в супермаркеты и магазины собственно Алматы, а также производителям мясных деликатесов».

В мясной бизнес Абрасилов пришел из строительного, когда кризис подкосил многих игроков этого рынка. «В 2007 году мы занимались продажей стройматериалов и ждали традиционного осеннего пика, когда продажи стройматериалов обычно резко идут вверх. Однако осенью 2007 года такого пика не наступило. Мы поняли, что стройки вскоре остановятся, и решили с партнерами уходить из строительного бизнеса. Чтобы не потерять все, мы начали активно искать, куда можно вложиться, и остановили свой выбор на сфере продовольственных товаров. Изучив казахстанский рынок мяса, решили выходить в этот сегмент, так как тогда в нем не было особой конкуренции», — рассказывает Абдрасилов.

С выбором места для строительства завода долго не могли определиться, думали, где ставить — ближе к сырью или ближе к рынку. В итоге решили ставить в селе Кошмамбет, близ Алматы, взяв за основу близость к рынку Алматы. Из-за больших расстояний в Казахстане традиционно хромает логистика. Поэтому завод построили в точке, где пересекаются дороги, ведущие от основных регионов — поставщиков сырья: Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областей, а также Центрального Казахстана.

Фото: Андрей Лунин

Сегодня алматинцы каждый день покупают около 150 тонн мяса, что ниже обычного уровня из-за постоянного роста цен на этот продукт. Максимальная емкость рынка, по мнению Абдрасилова, — около 300 тонн в сутки, а примерный оборот рынка — около $800 млн в год. «Обеспечивают этот спрос в основном продовольственные рынки Алматы и небольшое число боен», — поясняет он.

По наблюдениям Бакытжана Абдрасилова, на мясной рынок Алматы начинают проникать веяния, которые со временем помогут ему стать цивилизованным. «Горожане в большинстве своем закупаются на рынках, но заметно растет число покупателей, которые избегают базаров и опасаются там покупать мясо, так как там никто не может гарантировать им качество. Чаще стали покупать в магазинах, где мясо разделывается в соответствии с санитарными нормами. Некоторые же предпочитают мясо в вакуумных упаковках», — делится Абдрасилов.

В настоящее время, по словам Абдрасилова, MPS является единственным поставщиком мяса для алматинских супермаркетов, соблюдающим cold chain при транспортировке и хранении мяса. «Также мы можем довольно жестко мониторить этот сегмент рынка — спрос, несомненно, растет. Рост спроса натолкнул нас на мысль о том, чтобы расширить свое производство, уйти от простого забоя и вакуумной упаковки мяса и перейти к циклу полного производства полуфабрикатов и деликатесов», — рассказывает Абдрасилов. Для этих целей MPS в 2012 году при поддержке «КазАгро» начнет создавать собственные откормочные площадки на 3 тыс. голов крупного рогатого скота и попутно развивать сеть собственных магазинов. Кроме этого, в существующие мощности завода будет инвестировано еще около $6 млн для того, чтобы открыть вторую очередь, где будут производиться полуфабрикаты, пельмени, деликатесы.

«То, что сейчас мы претворяем в жизнь — выстраиваем полный цикл производства, вскоре будут делать остальные игроки рынка. Помимо этого, производители мяса будут укрупняться — это процесс неизбежный, который уже происходит в некоторых областях Казахстана, — предрекает Абдрасилов. — Хозяйства к этому приходят, но пока неосознанно, под действием естественных факторов. Приведу один пример. В южных регионах народ откармливает скот и за счет этого живет. Например, недалеко от Шымкента есть село Карабулак. В этом селе откармливают стойловым методом бычков. Примерно 40% рынка Алматы “закрывается” этим стихийным хозяйством. Сейчас в этом селе образовался некий клас­тер: кто-то выращивает бычков, кто-то их забивает, кто-то же занимается переработкой, кормами. Если подобный процесс будет контролировать одна сила, тогда его эффективность существенно повысится. В настоящее время крупных производителей полного цикла в Казахстане нет, но они обязательно появятся».

Фото: Андрей Лунин

Кооперация нужна не только для повышения эффективности, но и для банального выживания некоторых хозяйств. Так сложилось, что во времена приватизации многим семьям досталось по гектару-полтора пастбищ. «Посудите сами, что можно вырастить на таких территориях? Ведь по нормативам для одной овцы необходимы просторные пастбищные угодия и хорошие поливные земли для создания кормовой базы, которых у многих хозяйств просто нет, — задается вопросом Абдрасилов. — А если принять во внимание, что 80% скота в Казахстане выращивается на личных подворьях, то выход очевиден — надо укрупнять хозяйства».

Особо тонко чувствуют ситуацию поставщики MPS, которые закупают скот в аулах. Силами одной семьи можно вырастить максимум 50–100 овец или 10–15 КРС, потому что им не хватает сил, нет нормальной кормовой базы, отсутствует качественная сельхозтехника, которая бы позволяла нормально возделывать землю для выращивания хороших кормов.

Централизация в поставках сырья — это вынужденная необходимость, уверен Абдрасилов. «Сейчас у нас есть разные поставщики, которые везут скот из разных областей Казахстана. Часто логистика хромает: машина сломалась или застряла в снегу, и возникают перебои с сырьем. Кроме этого, поставщики в основном завозят пастбищный, а не стойловый скот. Животные разные, и к убою годятся не все, так как они разного качества, привезенные из разных мест. Поэтому контролировать завоз сырья очень трудно, а проще всего это сделать, имея собственную откормочную базу. Сейчас сортировка и формирование партий у нас происходят в отстойнике. Когда будет своя кормовая база, мы сами будем производить контроль за качеством скота», — поделился планами Бакытжан Абдрасилов.

Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин

Цена на мясо постоянно растет. Если раньше килограмм стоил $3, то сейчас доходит до $10. Отрасль становится привлекательной для инвесторов, и, по мнению Абдрасилова, на рынок будут выходить серьезные инвесторы, которые будут консолидировать и укрупнять существующих игроков. Если это не сделают казахстанские бизнесмены, то их место займут иностранцы. К счастью, казахстанский капитал пошел в мясную промышленность, увидев там серьезную прибыль и пространство для роста. К примеру, при поддержке государства  многие крупные хозяйства для улучшения и пополнения племенного стада начали завозить племенной скот из-за рубежа, в течение ближайших пяти лет в Казахстан будет завезено 72 тыс. голов племенного скота.

Заключительным этапом станет выстраивание дистрибуции — для этого сейчас создается сеть магазинов в Алматы, численность которых Абдрасилов намерен довести до 15. «Сейчас мы начали развивать новый для Казахстана формат сетевого магазина, куда прямо с бойни привозится свежее мясо. Магазины имеют свою концепцию: “чисто, качественно, доступно”, что отличает их от базаров. Пока у нас четыре магазина, уже показавшие свою эффективность, но когда мы доведем их число до 15, начнем региональную экспансию», — делится первыми результатами Бакытжан Абдрасилов.

В далеких планах Абдрасилова маячат рынки России и дальнего зарубежья, однако сейчас он говорит об этом с опаской, как о чем-то неопределенном.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить