Нурсадык Абишев: Власти должны решить, какими надо быть рынкам

8569

Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык Абишев считает, что государство должно установить четкий перечень требований к базарам и запастись деньгами, прежде чем начинать процесс реорганизации рынков

Фото: thenews.kz

Выступая 6 августа на расширенном заседании правительства, президент РК Нурсултан Назарбаев предложил построить на месте неорганизованных рынков торговые центры. «В Казахстане сотни тысяч базаров неорганизованных. Там, где происходят всякие безобразия. Неужели бизнесмены наши не могут взять это выгодное дело в свои руки? Надо строить нормальные, крытые, организованные торговые центры», - сказал Назарбаев.

По его мнению, акимы должны «для этого быстро дать землю, включить их в свободную экономическую зону, освободить от налогов и закрыть все неорганизованные базары в стране».

При этом глава государства сделал акцент на том, чтобы процесс проходил цивилизованным путем. «Чтобы эти люди тоже не пострадали. Они перешли (мы же видим, как это делается) туда, активно работают в Алматы, Шымкенте, в Астане, в других областях, но их остается очень много. Все идет помимо бюджета, там есть преступления, все что угодно. Эксперты говорят, 20-30% в тени находится. Это какой резерв огромный», - добавил президент.

Фото: Андрей Лунин
Нурсадык Абишев.

Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык Абишев, которого Forbes.kz попросил прокомментировать инициативу Назарбаева, тоже ратует за то, чтобы доходы от организованной торговли шли в бюджет страны, а не в карманы базаркомов. Но для этого, считает он, государство само должно потратиться.

- Если государство хочет, чтобы были нормальные рынки, оно должно создать для этого условия, - уверен Нурсадык Абишев. – Во-первых, государство должно понять, сколько у нас в государстве рынков, сколько из них легальных, а сколько – неорганизованных. Нужно определиться, сколько рынков надо закрыть, сколько реорганизовать. Надо посчитать, сколько денег надо выделить на реорганизацию. Кроме того, надо четко знать, сколько людей у нас работает на базарах, а пока никто в стране этого не знает.

Во-вторых, надо разработать нормативы, какими должны быть рынки. Что власти хотят на них видеть: вертолетные площадки, катки, кинотеатры, места для отдыха, холодильники, санузлы? То есть государство должно определить правила игры. А то получается, что сегодня один аким приходит и говорит: «Покрась все белым». Завтра приходит другой чиновник и требует, чтобы все было голубым. И это никогда не кончается. Поэтому должны быть определенные требования, что должно быть на рынке. 

F: Хорошо, два первых шага со стороны государства вы назвали. Каким должен быть третий?

- В свое время государство использовало рынки как своеобразный буфер: и бандиты туда ушли, и торговцы, и «лишняя» рабочая сила (те же учителя, бюджетники). Все они варились в собственном соку много лет, а сейчас базары как-то структурировались, но государство не принимало в этом никакого участия. Теперь же пришло время помогать. Надо выделить деньги, дать длинные кредиты на реорганизацию. Какая-то часть средств должна быть выделена из местного бюджета, но основные расходы, конечно, должно нести государство.

F: Торговля считается весьма прибыльным бизнесом. Какая уж тут помощь?

- Пока государство не вкладывается в сферу торговли, процессы реорганизации будут отражаться на конечных ценах для потребителя. Ведь это подразумевает большие вложения: в итоге увеличивается стоимость аренды торговых площадей, расходы на коммунальные услуги. К примеру, сносят сейчас алматинскую барахолку – стоимость аренды в торговом доме «Адем», который расположен рядом, сразу взлетела в 2-3 раза. А это, конечно, тут же отразилось на цене товаров. Именно поэтому, выделяя деньги, власти должны ставить условия для бизнесменов, например, регулируя стоимость арендного места.

F: Президент предложил освободить от налогов предпринимателей, которые займутся возведением торговых центров на месте базаров. Этого разве недостаточно?

- Пока непонятно, от каких налогов должны быть освобождены бизнесмены, которые возьмутся за реорганизацию рынков. Это пожелание президента, но его надо отработать. Человек вкладывает деньги в торговый центр, он, по сути, является инвестором. Какие преференции для него должны появиться? Наверное, не меньшие, чем для иностранных инвесторов.

F: Как считаете, акимы, которым поручено заняться решением проблемы, быстро смогут закрыть все неорганизованные базары?

- Государство скинуло все на местные исполнительные органы. Но акимов тоже можно понять: у них нет денег в бюджете на то, чтобы все сделать цивилизованно. По-хорошему, если сносишь рынок – предоставь людям другие торговые места, открой предприятие, хотя бы просто переобучи людей, выплати им компенсацию за то, что остались без работы. Но на это денег нет, поэтому власти на местах идут на силовой вариант решения проблемы.

Надо же организовать процесс не так, как сейчас происходит: выкинули людей на улицу и ждем, что они теперь будут делать. Кто-то, конечно, найдет, чем заработать себе на жизнь, а кто-то останется голодным и озлобленным, и через год-два мы пожнем эти плоды. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить